Публикую еще одно своё эпистолярное творение - письмо подруге, которое я писала весной 2004 года, когда моей Ольке не исполнилось еще и 4 лет, и я с ней жила в Волгограде. Прошу помнить при прочтении, что я тогда была глубоко церковной и, что важно, строго каноничной женщиной. Разве что только чётки до пола в руке не носила. А всё остальное - волосы в косе, часто в косынке, длинная юбка, отсутствие косметики, тусклая одежда - внешние атрибуты. Внутренние - ежедневные многочисленные молитвы, "тонны" акафистов в день, четыре пять раз в неделю на утренних и вечерних богослужениях. Половина из них или больше - со своей маленькой Олькой. Сосредоточенное состояние, постоянный самоанализ и анализ окружающей среды, событий. Покаяние граничащее с самоедством не по делу. Множество дальних и ближних паломнических поездок.
Вот фотография как раз того периода - я с Олькой, это Пасха 2004 года - конец апреля.
То есть классическая православная. Правда, при отсутствии даже намёка на духовника. Но уже с утяжеляющим мою жизнь фактором - оболгали меня там - в РПЦ, и делать это не прекращали и на момент написания этого письма. И вот такие письма, что приведено ниже, - в таком русле писала я на фоне не прекращающейся травли. Впрочем, речь не о травле. Но здесь я об этом упоминаю для того, чтобы стало ясно, что человек даже в самых тяжелых и бесчеловечных условиях может не только оставаться человеком, выживать нравственно и физически, но
укрепляться духом, накачивая духовную мышцу.
И еще: меня нельзя упрекнуть в том, что позволяю себе резко нелицеприятно отзываться о Гундяеве, который ныне занимает патриарший престол РПЦ. Достаточно прочесть, то я много лет писала. И именно церковь стала причиной того, что из
"Божьего одуванчика" я постепенно превратилась в "танк" (если по Жванецкому), который подкатить может к любому, кто обижает маленьких (в любом смысле этого слова). Просто я ненавижу ложь. И церковь, в которой я с ужасом обнаружила бездну лжи, научила меня различать правду и ложь "на атомарном" уровне. Научилась, разумеется, христианскими инструментами.
А письмо писалось в период, когда я находилась в активной фазе Божьего тренинга. Подправила в тексте только то, что совсем уж понять трудно. В основном сохраняю даже стилистику - я писала не отрываясь, несколько часов, после прочтения Псалтири. А причесывать текст времени не было.
Пазлы.
Моё письмо, отправленное с моего потового ящика anna-koala@mail.ru
27 апреля 2004 г. 5:40
Я Ольге осенью еще кажется сделала самодельные очень простые пазлы. У меня был календарь старый с красивыми фотографиями животных. Мы с ней учились клеить и наклеивали эти листы календаря на картон. В частности получился лист, где с одной стороны оказался слон с добрыми глазами, а с другой - очень спокойный величественный лев. Сделать пазлы мысль позже пришла. И я порезала этого слона/льва на шесть крупных частей, прикинув, что это как раз для уровня 4-летней Ольки будет достаточно. И вот я иногда про эти пазлы вспоминаю и предлагаю ей собрать. Недавно говорю, давай слона соберем, она мне - давай. Достали эти шесть квадратов.
Задача не из легких - сначала надо определить, на какой стороне этих кусков слон, а потом уже строить начинаем. С чего, говорю, начать надо? - Не знаю. - С главного, с головы. (Если голова тоже разбросана на разные части, то с той части, где глаза). И вот начинаем кумекать. Пыхтит. Тяжело ей. Подсказываю, что следующую часть нужно искать так, чтобы сошлось с найденными и уже поставленными на свое законное место.
Уже почти конец - попа у слона осталась недоделанная. Два квадратика никак на место не становятся. То хвост не вниз торчит, а в бок, то еще что-нибудь не так - квадратики же еще и четыре стороны имеют помимо двух поверхностей. Устала моя ребенка. Думать всегда тяжело. Хочется, чтоб мама доделала за нее слона. Но мне же надо не слона готового получить - я же его и без ее участия собрать могу. Для меня во всей истории важно, чтоб она, во-первых, научилась не останавливаться перед первыми проявлениями "не буду потому, что не хочу" (перед сложностями). Т.е. нужно чтобы она научилась трудиться, ибо труд начинается там, где становится трудно что-то делать. А во-вторых, здесь, в этой именно игре вкладывается в маленькую голову один из первых сознательных опытов богопознания. Да еще и молитве можно научить.
Поясняю. Помнишь эту историю про слепых мудрецов, которые с разных сторон к слону подходили? Один потрогал, к примеру, хобот и сказал, что слон - это всегда движущаяся мягкая труба, через которую то и дело выдувается теплый пар. Другому удалось потрогать, скажем, самый низ ноги, и он решил, что слон - это кость. Третий решил, что слон - куча г., потому что его рука коснулась мухи, сидящей на слоне. И. т.д. Так вот, по традиционному толкованию эти мудрецы - не из православных.
На самом деле эти мудрецы - все человечество, включая, конечно, и православных. И слепнуть оно начало в тот самый момент, когда "открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт. 3.7). чёткость духовного зрения, таким образом, стала обратно пропорциональна четкости телесного. Если до того они видели Бога, то теперь грех заставил их скрыться, спрятаться в кустах от Бога. Истина - "слон" начал рассыпаться сначала на крупные, потом на все более мелкие части при очередном отступлении человека от Бога.
Это лукавый, обманув людей, заставил теперь рассматривать Бога по частям. Да, они были созданы нагими, но это не было стыдным. Это было естественным для них, как для одной плоти. (Написано "да будут двое одна плоть") И вот когда эту плоть лукавый из зависти разъединил и эта плоть дала себя разъединить на отдельно мужчину и отдельно женщину, тогда каждая в отдельности испытала чувство стыда, которое теперь стало неизбежным следствием их падения. С тех пор человек из-за очередного обмана лукавого разворачивает свое внимание от лицезрения Бога целиком (или, по крайней мере, для настоящего времени максимально единым) на все время рассыпающиеся детали или эпизоды, которые дают с каждым разом все меньшее представление об истинном порядке вещей.
Нам к последним временам "слона", т.е. Истину, знание о Боге собирать осталось по крупицам. Мы же не станем утверждать, что видели Бога так же как и Адам с Евой? И находит «недостающие детали» (собирает пазлы) тот, кто ищет, стоя на том пути, который есть "путь, истина и жизнь" (не помню какой стих Евангелия).
Подходит один духовный слепец. Первое соприкосновение - и телесными очами он видит кость. Если он ищет, то сразу подумает, что не может быть, чтоб столько сыр-бору накопилось из-за такой простецкой штуки, как кость. Причем за две тысячи лет. "Наверное, я чего-то не знаю", - решит мудрец. Тогда у него оформляется вопрос, который, может быть, он и сформулировать-то еще не может, но внутренний поиск уже идет.
Ты видела людей, находящихся в задумчивости, как бы внутри идет какая-то глубокая внутренняя работа? Не знаю, как объяснить, но такие люди молчуны. Конечно, не все подряд. Так вот - таким Бог дает «допуск» к другим частям «слона». Т.е. возможность лицезреть в единстве воссозданную истину и уже возможность поиска ответов на более серьезные вопросы. И когда к тем, сложенным воедино частичкам (крупицам) истины Бог помогает найти недостающие детали, то немаловажно приставить их к нужному месту.
Наверное, ты знаешь, как радостно бывает, когда Бог открывает что-то, что точно дополняет картину. Ты так долго не могла сообразить, как это, все время не получалось, было что-то не то. Это чувствование "чего-то не-то" - оно должно толкать человека к поиску. Например, в Евангелии , даже не смотря на многочисленные толкования, есть много непонятностей. А как Бог открывает - ставит на место нужную деталь, так сразу никаких сомнений, что это так, и по-другому быть не может. Золушкина туфелька приходится впору только Золушке - тютелька в тютельку, как ни пытается лукавый одеть ее на чью-то чужую или свою ногу. А для чтобы ищущий мог проверить все ли правильно, у Золушки ведь всегда будет вторая туфелька.
Но "слона" собирает тот, кто не расточает («Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» Мф.12,30). Т.е. по определению - стояние на месте невозможно. Либо ты в Боге возрастаешь, и он тебе открывается все больше и больше, либо ты все больше духовно помрачаешься, т.е. концентрируешься на все более мелких и разрозненных деталях, которые воедино не собрать (они же Духом Святым собираются). Так что такое «собирание слона» воедино возможно только для ищущих путников. И дорогу осилит идущий.
Подошел другой "мудрец". Муху разглядел. И давай хаять слона. Мол, понятно, что это такое, если на нем муха сидит. "Эй, все, смотрите, да на нем мухи сидят! Ха-ха-ха! А вы все прекрасно знаете, куда мухи садятся! Отсюда следует, что слон - это большая куча г.!" И раздувает такой "мудрец" из одной мухи очень большого и очень вонючего слона сообразно накопившимся в его душе страстям. И конечно, от этой вонищи сам же "мудрец" содрогается и отшатывается: что, мол, еще надо увидеть - и так все понятно. И кончается на этом его "богопознание". Еще того гляди и тяфкать подобно моське начнет на слона.
Самый простой пример - человек болеет, как Бог это допускает? Такой "мудрец" на этот вопрос ответит сразу и просто: "если Бог допускает столько страданий, то Он несправедлив. И где тогда хваленая любовь?" И сказано это будет безаппеляционно, без желания услышать ответа на вопрос, ибо сам вопрос был использован не по своему прямому назначению. Здесь налицо страшная духовная болезнь - вросшее в подкорку искажение причинно-следственных связей.
Такому "мудрецу" даже в голову не придет, что мухи могут сидеть где угодно. Это конечно пример очень условный и грубый, но очень ярок как иллюстрация к тому, чем является на сегодняшний день (да и всегда)осуждение. Помнишь линейку и гиперболу? Только здесь "линейка" свой одномерный авторитет решила поставить во главу угла и навязать свое "точное видение" слона тем, кто может быть все же хочет докопаться до истины не будучи такими "линейками", а имея больший запас измерений.
Линейки - они всегда такие авторитетные. А как сказал профессор-богослов Алексей Осипов "авторитет - это потолок. Истина - это небо". Так что чтобы Истину найти, нужно всегда помнить, что все мы со всеми своими и чужими мнениями (навязанными или принятыми нами по собственной воле) - всего лишь несовершенные системы измерений N-мерного пространства, т.е. Бога. Бога, который есть Любовь всегда и независимо от того, хотим мы это открыть для себя или нет. Поэтому иногда полезно выходить из-под потолка, чтобы взглянуть на небо.
Кстати неслучайно ведь и то, что одни соприкасаться со слоном, собирать его начинают с мухи, другие с кости, последние - с глаз. Ничто ведь так близко не выражает истины, как глаза. Так к чистым слоновьим глазам Господь только чистую душу подведет И благодати сразу даст и много, чтобы "сборка" началась с главного, опираясь на самый сильный опыт. Хотя потом, конечно, и мухи будут.
Так мы собирали из пазл слона. Когда Оля совсем выбилась из сил, то мы с ней начали молиться: Господи, помоги собрать слона. А он не получался и не получался. Господи, вопрошали мы опять, ну помоги нам собрать слона! В общем ребенок уже в слезах, можно сказать, на последнем усилии воли, произнеся последнюю молитву вдруг внезапно собрала она слона. Сразу слезы просохли, и такая радость на лице появилась. И уже молитва сама полилась из ее уст:
- Господи, слава Тебе, что слон получился!!! Мам, давай в следующий раз тоже будем слона собирать!
Так и мы, когда проливаем кучу внутренних слез от того, что не получается, вдруг открывая Его Самого и Его благость вновь и вновь уже невольно (т.е. не невольно, а свободно - так как изначально задумано) славим Бога.
К человеку Бога или к Богу человека не пускают страсти. Бог всегда стоит и стучит: "се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною" (Апок. 3:20). Т.е. Бог сам ищет человека. Страсти человека не пускают к нему Бога. И когда человек ищет Бога мешают страсти.
А человек все норовит, чтоб за него кто-то сделал: «мам, ну собери до конца слона самааааааааааа». Инфантилизм растет в детях вместе с нашим нежеланием научить их самих преодолевать трудности. Вот она та точка, о которой говорят: нужно понуждать себя, потому что "царствие Божие нудится" (т.е. достигается усилием). Как взрослый елове реагирует на то, чтобы понуждать себя на исполнение заповедей? (В смысле нормальный взрослый, т.е. который осознает необходимость этого). - Он внутри испытывает дискомфорт, особенно если речь идет о закоренелых страстях. Он кривится, косится, короче, приятного мало. А надо. И "поднимается с тахты" (женщинам образ понятный).
Как ребенок реагирует на дискомфорт? - Он плачет. Любой дискомфорт ребенка, начиная с записанных пеленок, сопровождается детским плачем. Но пеленки-то надо менять. А вот
дискомфорт такого порядка как сбор слона, где нужно потрудиться и понудить себя - надо ли такой дискомфорт сразу приводить в состояние комфорта? Т.е. слон - по боку, лишь бы дитя не плакало? - нет.
Если родитель идет по такому пути, то что ждать от выросшего чада, который привык лишь к комфортному существованию? Отсюда идут корни инфантилизма, сопровождающиеся ленью и все возрастающим требованиям чада к своим родителям по поддержанию своего комфорта. Так вот, если все же начинать воспитывать, когда "еще поперек лавки лежит", то в подобных случаях (как со сборкой слона) ребенок может и должен получить навык того, что нужно трудиться, т.е. прикладывать усилие к тому, что ты делаешь. А так как на первых годах жизни ребенок от такого дискомфорта плачет (он еще не научился слезы свои скрывать внутри), то надо быть готовым к этим слезам, не поддаваться на них и потерпеть.
Все конечно с рассуждением надо делать. Но очень часто родитель ошибочно полагает, что если чадо плачет, то он плохой родитель. И чтобы стать хорошим - надо сделать так, чтоб дитя не плакало. А в ребенке же все те же самые страсти только в зародыше. Так если по принципу "чтобы дитя не плакало", тогда вырастает инфантил, неспособный к самостоятельной жизни вне комфортных условий существования.
Этим погрешают в отношении внучков чаще бабушки, если родители вольно или невольно отдают им большее влияние на чадо. Хотя возможны и другие варианты (и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки). Но суть в том, что если под ноги растущих вместе с ребенком страстей кладется все, лишь бы не плакал, то может вырасти нечто жуткое. Только дите заплакало - из дальнего угла несется на защиту бабушка. С лавочки упал?! - Ах мы эту лавочку! - и начинает его маленькой ручкой бить по лавочке. Т.е. лавочка виновата. И всегда кто-то виноват будет только не он. И если дите к этому с пеленок привыкает и потом с этим не думает расставаться, то как говорит о. Владимир - это такоооое (!!!) поле скорбей нужно вспахать, чтобы душа его пришла в христианское устроение. Т.е. корень зла искать не в ком-то а в себе самом. А если поле не пахано, то нечего обольщаться, что если выросший внук находится в церкви, то он у Христа за пазухой: придавший Христа очень близко к нему был каждый день, однако ж...
У нас с Олей выработалась хорошая формула: если Оля упала и получила очередную шишку, то это Бог ее вразумляет. Я про лавочку молчу, поскольку дико была шокирована как там, где мы начинали с Олей гулять, мамаши и бабули это дружно практиковали. Надо спросить себя (свою совесть), а за что шишка, что я сделала. И ответ к Оле часто приходит даже без моего участия. Чаще всего это "потому что я маму не слушаюсь". Иногда, правда, бывают и другие варианты, более конкретные - потому что бегала там, где мама предупреждала, что скользко. Бог-то вразумляет нас всех, но вот вразумляемся ли мы - это зависит уже от нас. Одни принимают Его вразумление и каются, и восстают (помнишь толкование Мф. 21:44)? Другие пытаются свалить вину на "лавочку". А если получают последующее более сильное и неминуемое вразумление, скажем, "лавочка" несколько раз выше и падение с неё больнее, то что?
Покаяние теперь уже дастся более дорогой ценой, ведь признать теперь нужно и первое, второе, т.е свою вину в обоих случаях. А если опять "лавочка" виновата? Тогда Бог еще сильнее вразумляет. И т.д. Так начинает оформляться на перспективу то самое непаханное поле для покаяния. Тот, кто спускается по этой «лестнице», неминуемо озлобляется, т.к. после вразумления может последовать либо покаяние пред Богом, либо озлобление на Бога. И как следствие - озлобление на других людей, которые выбраны таким человеком в качестве "лавочки". Поэтому-то, чтобы человеку оттуда обратно подняться, нужно
вспахать то непаханное поле, заработанное себе своей жизнью.
Мы, конечно, все погрешаем самооправданием. Кто-то меньше, кто-то больше. Но надо всегда помнить, что все причины оправдать себя подсовывает нам лукавый. У него на свою ложь много причин, он сам - их следствие. Причин не имеет Бог. Любовь причин не имеет. Поэтому, каковы бы причины ни были, надо приложить усилие, чтобы оправданий себе не делать когда каемся. И тогда безо всяких на то причин в сердце затеплится любовь, которая может давно и угасла.
Я еще тебя не утомила? Пишу просто, как Бог на душу положит. Днем выспалась, потому что болею. Оля в садике была. Сейчас вот не спится.
Дописала статью про Георгия Победоносца. Кучу литературы перекопала. Больше исторической, связанной с гербом. Почитай, поймешь. В эпиграфе увидишь слова из Ветхого Завета. "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем её; он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту." (Быт. 3.15) Я, конечно, там в пределах статьи на эту тему не начала рассуждать, поскольку тематика все же - Георгий Победоносец. Но вот над чем мысль работать стала, как я эпиграф этот выбрала - а ведь действительно так и есть. У каждого человека есть уязвимое место - ахиллесова пята. Где бы почитать подробнее? - неуч же я, напиши.
Если я не ошибаюсь, именно такая уязвимость определяется пристрастиями конкретного человека. лукавый конечно знает об уязвимости каждого из нас и знает, в какое место ужалить, уязвить. Он может запугать (подобно тараканищу Чуковского), как это было в сказании "Чудо Георгия о змие", он может обмануть, он может украсть у Бога и присвоить себе открытия, он может зацепить человека за самолюбие, тщеславие, за любую страсть, он может всеять любое смущение, он будет прикладывать усилия, чтобы "слона" дробили на более мелкие кусочки, он может пытаться оседлать, он может "извиваться даже внутри бамбука", но он не имеет власти над волей человека.
Поэтому тот, кто воспитывает в себе и в своих детях волю, устремление к Богу (даже может того и не сознавая), тот рано или поздно войдет в лоно истинной Христовой Церкви, станет семенем жены, которое всегда, т.е. от начала бытия поражало, поражает и будет поражать в голову змея. Однажды и окончательно "семя жены сотрет главу змея". В эпиграфе, точнее в стихе заключена вся история борьбы добра и зла в нашем падшем мире. Бог дает человеку открытие - лукавый похищает, присваивает и ставит на службу себе, переворачивая все с ног на голову (перевертыш) и уязвляя тех, кто Бога ищет. Когда уже невозможно терпеть, Бог являет своим чадам новые открытия, укрепляет чудесами и благостями, которые ищущим Его помогают приближаться к истине, ставит все на свои места, т.е. ноги - вниз, голову - вверх.
Тогда-то семя жены становится сильным и поражает главу змея (и эту победу не сравнишь ни с каким выигрышем в футбол например). Потому что в истинной Церкви оно, это семя, едино, сплоченно и сильно. Но передышка заканчивается, когда по человеческим грехам лукавому попускается опять оседлать человеческие достижения (например, науки и техники) и поставить на службу себе. Например, если телевизор был допущен Богом как средство познания мира и через это приближения к Нему, то лукавый, конечно, воспользовался этим, начав использовать этот телевизор как средство разжигания страстей. В общем и т.д.
Судя по писаниям, к концу времен все должно очень сильно ускориться, в том числе и смена побед и уязвлений. А также скорость подъема и скорость падения, ведь написано же: кто имел, тому будет добавлено, а у тех, кто не имел будет отнято и то, что думали иметь (точно не помню в каком Евангелии написано). Вроде странная на первый взгляд фраза становится более понятной, если задаться вопросом, а что там подразумевается под словами "имел"? Я не читала на эту тему толкований потому что жестко уверена, что по-другому быть не может: "кто имел устремление к Богу (де-факто, а не де-юре), тому будет добавлено благодати, быстро к Богу приближающей. А у тех, кто не имел (де-факто, хоть даже и имел де-юре), будет отнято и то, что думали иметь. Т.е. если они де-юре думали получить Царствие Божие в исполнении де-факто, не имея при этом де-факто никаких устремлений к Богу, то у них в конце концов отнимутся даже те крохи благодати, которые были.
Я еще не очень замучила? А то еще не спится.
В субботу во время помазания о. Врсонофий, из-под "опеки" которого я вышла, как ты помнишь, осенью 2002 года, вдруг решил прервать длительную паузу сообщением мне того, что умерла схимонахиня Варсонофия. Сначала меня это привело в легкое подобие шока, поскольку зная мое отношение к теме прощения (я же ему дневник до некоторых пор читать носила, а там про это было в одном из писем к тебе - на прощенное воскресенье) - то мог бы вообще-то начать именно с темы прощения, т.е. попросить у меня прощения. Но потом подумала, что он вообще не собирался признавать тот ущерб, который мне нанёс. А Бог просто выбра такой способ для сообщения мне важной информации.
Так вот, я не помню, я тебе рассказывала о ней - о схимонахини Варсонофии? Я человекам пяти рассказала, в том числе и о. Варсонофию, как об одном из многочисленных эпизодов жизни. Именно эта схимница из Оптиной преподала мне первый урок настоящей молитвы. Она жила напротив нас в комнате. Когда открывалась дверь, то видно было, что в комнатах ничего не было, пол был устлан тряпками какими-то или одеждой. Она сидела на стуле или на полу и все время читала Псалтирь. Кто не на один день останавливался в Оптиной, тот наверняка знал о ней. Как-то в один из первых дней пребывания, я не смогла найти свет на кухне (в комнате спали моя мама и моя маленькая Оля). Выйдя в коридор и увидев полоску света из комнаты схимонахини, я постучала. Она ответила. Я робко вошла. Она спросила, что я хочу, я объяснила, что у нас света нет, а я хочу вечерние молитвы прочесть. Она указала на иконы - мол, молись, и продолжила читать Псалтирь.
Я начала читать тихо про себя. Она подняла голову и сказала, чтоб я читала вслух, что она со мной помолится. Я начала читать монотонно - как это делают обычно в храмах: тра-та-та-та-та-та-та-та (думала, что так ей будет привычнее). Она сказала, чтоб я читала медленнее, я стала читать медленнее. Еще медленнее. Еще.Еще. Дошла до такого темпа, что еще чуть медленнее - и по складам. И вдруг, представляешь, полились слезы. Такие горючие и благодатные. Я плакала тихо и много. Но как белуга. Никаких трагедий в жизни тогда не было. На каждое слово отзывалось сердце. Обычные вечерние молитвы. Слез было почти не слышно - я старалась не мешать схимнице.
Вдруг, я вижу что она берет четки, и, перебирая их, плачет вместе со мной. Так же тихо. Т.е. мы плакали каждая лично о своем, не от жалости к себе, но при этом наши вечерние молитвы - были настоящей соборной молитвой. Потому что "где двое или трое во имя Мое соберется, там Я среди них". И Он действительно был среди нас, с нами - такая благодать вдруг посетила. Вот она - настоящая соборная молитва. Душа к словам успевает прилепляться. Я как-то прочитала в большом красивом альбоме об Афоне очень верные слова старца Рафаила Берестова, что настоящая молитва проистекает от боли в душе. В самом деле, если на месте боли (она от понуждения себя к исполнению заповедей) оказывается комфортное пребывание, то молитва превращается в мантру со всей атрибутикой. А мантры известно куда могут завести.
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Божией схимонахини Варсонофии и прости ей вся согрешения вольная и невольная, и даруй ей Царствие Небесное. Жутко становится, когда уходят такие молитвенники. Она разных людей по-разному наставляла. Я слышала и видела и другие истории с другими людьми. Когда мы уезжали, она подарила Оле йогурт, хоть даже мы и отказывались. А о. Варсонофию передала банку какой-то консервированной рыбы в масле. Пока довезла до Волгограда, бумажка почти оторвалась. Так когда я эту банку через девчонку-ровесницу, которая в том магазине икон работает, о. Варсонофию передавала, та эту бумажку даже приклеила, чтоб не отрывалась. Я про себя посмеялась, а потом получила объяснения от другой прихожанки - тоже как бы его чада, что оказывается матушка Варсонофия подарки делает со смыслом. Т.е. вроде как эта банка рыбы что-то должна была до него донести. Не знаешь, что означает рыба в масле? Ей в этом - 2004 году на успение исполнилось бы 87 лет. Помолись о упокоении души.
Можно еще капельку напишу?
Вот как каешься в осуждении, так сразу Бог либо тебя оправдывает, либо показывает, в чем ты была не права. Т.е. если, увидев муху, ты осудила, но потом раскаялась, то если искренно раскаялась, то сразу увидишь, на каком оказывается слоне муха сидела, с которой тебе Бог попустил соприкоснуться. Т.е. либо оправдает, либо покажет, где ты была не права.
Стою в очереди на исповедь в эту же субботу. Уже пустеет храм - служба кончилась. И тут вдруг слышу в тишине бравый военный выговор. Просто и несуетливо двое ребят - видать из соседней казармы пришли поставить свечки. Конечно не очень, может, представляют, кому ставить. Потому и спрашивают по-простому. (Вопросы же существуют, чтобы выяснять на них ответы?) И вот стоят они у Иверской прямо перед моим носом, свечки поставили, но не уходят - стоят перед иконой. И у меня из глаз полились эти самые благодатные слезы вместе с настоящей молитвой об этих ребятах. (Может быть матушка Варсонофия там на небе обо мне вспомнила в этот момент?)
Вдали от дома, от родителей, в армии, где все жестко, они нашли время, потому что захотели сами придти в церковь. Пусть робко и неумело, не зная церковных приличий, но пришли! И ведь главное, что они сами ножками переступают на этом пути, а церковный этикет потом приложится, потому что к главному приложить мелочи - пару пустяков. На много порядков сложнее сделать обратное. Вот оттого о таких ребятах и молитва горяча. А за того, который пирожки тогда сгреб, хоть и сложнее молиться, но все-таки нужно и должно. Я его в воскресенье уже на выходе встретила, когда моя Оля святую воду пила. По виду можно сказать, что Бог нашел средства его вразумить - такой был молчаливый и задумчиво-ошарашенный. Помоги, Боже, ему найти силы вразумиться, покажи ему свои милости и приведи к истинному покаянию, чтобы вырос возмужавшим на радость родителям и во славу Божию.
Да, кстати, читая материалы по геральдике, полюбопытствовала и о гербе нашего города - Волгограда. Что называется - почувствуйте разницу. Как вы яхту назовете, так она и поплывет :((((
Помолитесь о нас, пожалуйста, а то чихаем и кашляем.
Целую
Аня
Волгоград, 27 апреля 2004