Главная запчасть для механизма продовольственной безопасности России.

May 16, 2014 02:46

Это моя первая из аналитических статья, для которой я проводила опросы, считала цифры, копалась на сайте Минсельхоза (кто был на министерских сайтах - знает, какая это мука). Аналитическое исследование мне тогда - в 2008 - заказала компания "АгроМир". Статья опубликована в газете "Новые деловые вести" в №43 от 1 ноября 2008. В печатном виде она вышла с таблицами и графиками, которые я же сама и строила. В интернет-версию ни одну таблицу не поместили, из-за чего статья выглядит кастрированной.
Статья эта многострадальная: случайно ли, нет, но в печатном варианте в ключевой Таблице1 была пропущена цифра по общему количеству техники у "АгроМира", ради которой статья и писалась. (Оказывается, после редактора и корректора нужно всё проверять). Именно та цифра указывала на первенство "АгроМира" в конкурентной борьбе. Исключив эту цифру, их конкуренты могли легко присвоить себе как заказ моего аналитического исследования, так и первенство на региональном рынке Волгоградской области размером с площадь Франции. Но позднее мне удалось отсечь эту возможность.

Главная запчасть для механизма продовольственной безопасности России.

Колесникова Анна Вячеславовна
27 октября 2008 г.

Итак, в скором времени всем нам придется потуже затянуть пояса, хотя власти уверяют, что «в Багдаде все спокойно». Как ни крути, но без новой модной одежды наш желудок обойтись может, а без хлеба - нет. При этом он хочет потреблять не какую-нибудь генномодифицированную «пластмассу», а здоровую пищу, которая еще пока выращивается в России. И от того, насколько эффективными окажутся наши сельхозтоваропроизводители, насколько им удастся снизить свои издержки в условиях развивающегося кризиса, зависит в конечном итоге качественное и количественное состояние нашего обеденного стола.

Что написано пером…

Рост сельскохозяйственного производства в последние годы вызвал оптимизм разработчиков «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Достаточно взглянуть на ожидания, чтобы оценить усилия по достижению заявленных результатов в условиях финансового кризиса: «увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по отношению к 2006 году; привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 г.г. в размере 946,8 млрд. руб.; доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле до 70%».

Если эти цифры просто поставить рядом с другими, приведенными в «Анализе текущей экономической ситуации в АПК» на сайте Минсельхоза РФ, то трудно понять, каким образом планируется увеличивать долю отечественного продовольствия на наших прилавках, если неуклонно растет импорт:



Вопрос напрашивается в рубрику «нарочно не придумаешь»: мы хотим увеличить долю отечественного продовольствия на российском рынке и поэтому быстрыми темпами ввозим в РФ импортное? Но ведь Россия и РФ - это одна и та же страна…



Созрело и начало своё падение «яблоко» вопроса: что случится, когда превышение доли импорта над экспортом перемахнёт некий критический рубеж? И где он - в 6 раз, в 10? Как же должен уплотниться «воздух», чтобы смягчить удар «о землю»? Государство старается сократить импорт. Но на сколько это окажется значительным в условиях, когда страны-импортёры еще более чем раньше заинтересованы в экспорте своей продукции, пока непонятно. Тем более, что в ситуации развивающегося кризиса многие страны попытаются сделать то же самое. Возникает патовая ситуация.

Вопросы об инвестициях тоже не находят своего утешительного ответа: вслед за мелкими и средними агрохолдингами крупные также начали прекращать финансирование запланированных инвестпроектов. Зато ситуация с увеличением объема производства сельхозпродукции развивается «с превышением графика». Как сообщил недавно министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, в этом году рост валового производства продукции сельского хозяйства достигнет 6%. В прошлом году этот показатель составил 3,3%.

Итак, экспорт практически не увеличивается, импорт растет почти в разы, инвестиции замораживаются. Но: производство сельхозпродукции идет вверх. Вспоминается анекдот про картошку, когда плохая новость, поданная первой - «нужно почистить картошку», усиливалась хорошей новостью, поданной во вторую очередь - «картошки много». На сленговом языке любителей настольно тенниса: этот «шарик» поднимать придётся с пола, чтобы не было удара "о землю".

«Ближе к телу»: ситуация на рынке зерна.

В этом году отмечается рекордный за последние 15 лет урожай зерна в стране - более 100 млн.тонн. Быстрыми темпами сокращается его экспорт (в 2,4 раза) и импорт (в 1,6 раз), если опять сравнивать первые полугодия 2007 и 2008 годов по статистике того же Минсельхоза. Рост предложения естественным образом снижает цены на мировом и внутреннем рынках. Отечественные элеваторы забиты - сельхозтоваропроизводители не торопятся продавать зерно себе в убыток. Волгоградская область потребляет порядка 300 тыс. тонн зерна в год. Губернатор Николай Максюта призывал в прошлом году фермеров дать 5 млн. тонн. Правда, не уточнил, что делать с излишком. Такая же ситуация, очевидно, по всей стране.

Представители крупных зерновых компаний оценивают ее осторожно. Глава ООО «ПроЗерно» (структура WJ) Владимир Петриченко говорит о том, что цены уже должны были перестать падать, но финансовый кризис буквально «выкручивает руки». Как считает директор департамента маркетинга Международной зерновой компании (МЗК) Николай Демьянов, традиционная для этого времени тактика придерживания сельхозпроизводителями зерна до повышения цен себя не оправдывает: в этом году снижение может продлиться до конца сельхозгода, то есть до июня 2009.

Для сельхозтоваропроизводителей спасательным кругом могут стать госзакупки, тем более что объявленные государством интервенционные цены частично даже увеличиваются. Так, распоряжением первого вицепремьера Зубкова с 1 ноября повышается цена госзакупок пшеницы 3 класса с 5,1 до 5,5 тыс. руб. Это в настоящий момент выше экспортных цен ($200), но неутешительно: в очередь на госзаказ попасть не так-то легко. «Манной небесной» казались принятые в считанные дни решения правительства по увеличению финансирования госпрограмма кредитования малого бизнеса с 9 млрд. руб. до 30 млрд. руб. и программа по выделению аграрному сектору дополнительных 10 млрд. Но совершенно непонятно, как это может поддержать средних и мелких сельхозтоваропроизводителей в условиях чрезвычайно низкого платежеспособного спроса?

Побывав на днях в Новониколаевске на открытии очередного 14 филиала компании «АгроМир" - крупнейшего в Волгоградской области дилера завода «Ростсельмаш», я поговорила на эту злободневную тему в региональном контексте с представителями властей района, насчитывающего 11 колхозов и более 600 фермерских хозяйств. Вот что рассказал зам. главы новониколаевской администрации Анатолий Савченко:

- Государственная интервенция на зерно уже объявлена с августа. Но мелкие и средние крестьяне не попадут в интервенционный фонд, поскольку за это нужно платить. Это могут позволить себе только крупные холдинги. Но даже если фермер туда попадет, не факт, что продаст свою продукцию за те деньги, которые запросит. Поэтому государственная интервенция в таких масштабах - не выход. Наши крестьяне научились хорошо выращивать. Теперь важно понять, куда девать это зерно. Элеваторы забиты. Но ни государство не закупает, ни на экспорт оно не идет.

На мой провокационный вопрос, что же делать крестьянину в ситуации, когда нет цены на зерно, а долги по кредитам никто не отменял, кратко ответил глава районной администрации Игорь Ситников:
- Еще один такой год, и можно спокойно «вешаться»: урожай очень хороший, хранить его просто негде, а отдавать за бесценок никто не хочет. Зачем тогда работать, если 3 рубля затратил, за 2,5 продал?

Выходит, что государство решило проблему чисто "косметически". Таким образом, крестьянин опять ставится перед фактом: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Тем более, если он сам в эту рисковую «воду» когда-то полез… Но риск - благородное дело, и чем он выше, тем выше рентабельность производства. И в этом «уравнении» успеха крестьянина главными переменными являются погода (что в ведении Всевышнего), цена на зерно и ГСМ (что на совести государства), исправность сельхозтехники (что на совести производителя сельхозтехники, а в конечном итоге на совести сельхозтоваропроизводителя). Значит, есть хотя бы один фактор риска, который крестьянин может свести к минимуму.

Битву за урожай выигрывает работоспособная техника.

Свою «погоду» можно заказать, озаботившись работоспособностью своих комбайнов и тракторов в период уборки. Глава Новониколаевского района Игорь Ситников объясняет:
- Вся техника, что осталась с советских времен, сильно устарела. Поэтому замена запчастей - актуальная проблема для крестьян. Нужны такие, которые будут безотказно служить длительный срок. Особенно в момент, когда все рушится, необходимо работать с компаниями, у которых можно купить только качественные запчасти. Между тем, у нас в стране сейчас все могут сфальсифицировать, в том числе запчасти, и никто за это ответственности нести не будет. Поэтому важны гарантии, а это в свою очередь возможно в случае покупки фирменных запчастей.

Александр Белоусов - глава сельского поселения Алексиково:
- Во время уборки судьбу урожая решает какой-нибудь час. Если случается поломка техники, то нужно мчаться куда-то за новой запчастью. Быстро решить проблему можно, если дилер производителей запчастей находится в непосредственной близости.


На фото слева направо: зам. главы администрации Новониколаевского района Анатолий Савченко, глава сельского поселения Алексиково Александр Белоусов, глава администрации Новониколаевскго района Игорь Ситников.

На сегодня все признают, что любая сельхозтехника ломается - будь то импортная или отечественная. Некоторые крестьяне даже говорят, что лучше иметь два отечественных комбайна, чем один импортный. Получится чуть дороже, зато в случае поломки одного работу можно будет не останавливать - ведь есть второй. Экономисты посчитали, что секунда простоя одного комбайна в период жатвы обходится фермеру в 9 рублей убытка. Соответственно, минута - 540 рублей, час - в 32400 рублей, сутки - 777600 рублей убытка. Это катастрофичные потери для фермера.
Поэтому в любом случае выход один - обслуживаться у дилера с высокопрофессиональным сервисом. И осуществить правильный выбор может и должен каждый сельхозтоваропроизводитель. Важнейшими критериями являются качество и оперативность выполнения ремонта, территориальная рассредоточенность сервисной службы, достаточное количество складов запчастей по региону; оптимальное число сотрудников, высокий уровень их профессионализма, подтвержденный сертификатами заводов-производителей, высокая степень диспетчеризации, оперативность устранения неполадок, достаточное количество и техническая оснащенность сервисных автомобилей.

Вопрос ребром «Фомы неверующего»: качество сервиса?

Этим вопросом не просто можно, но нужно задаваться, в первую очередь, перед покупкой техники, определяя будущего «рабочего коня» по «зубам». От того, как далеко от крестьянина находится сервис, фактически зависит рублевый эквивалент простоя вышедшей из строя сельхозтехники. И тогда вопрос о близости склада запчастей становится краеугольным камнем. И чем большим их количественным потенциалом обладает дилер, тем вероятнее, что нужная запчасть найдется, сервисная служба приедет быстро и оперативно ее установит. На уборочную страду приходится пик поломок, а значит, и выездов специалистов сервисных служб в поля. Наличие свободных сервисных автомобилей в этот период фактически определяет оперативность ремонта: если из-за загруженности сервисной службы нет машины, то можно неторопливо отдыхать, подсчитывая убытки.

Стоит сказать пару слов непосредственно о профессионализме специалистов сервисных служб, который определяется уже на стадии получения заявки на ремонт. Термины «бегунок», «кастрюля», «граната», «бутылка» и бесчисленное множество других профессионал должен уметь перевести на доступный язык и определить, о чем именно идет речь. От понимания механизаторского сленга зависит точность движений сервисной службы при исполнении заказа на ремонт. И еще - от профессиональных знаний, в том числе новых моделей техники.

Мы делили «апельсин», много нас, а он один.

Рынок сельхозтехники, что апельсин: многих может он приобщить к своему живительному соку. И каждая долька - доля рынка - достаётся участникам в соответствии с их усилиями по организации профессионального сервиса. Я провела небольшое исследование, прозвонив ведущих игроков рынка продаж и обслуживания сельхозтехники и собрав цифры, представленные в Таблице 1 (цифры приведены полноценные):

Таблица1.


Исследовала я в первую очередь на вопросы сервисного обслуживания комбайнов - главного «рабочего коня» фермеров. Что стоит за холодными цифрами? В одном случае - бессонные ночи руководства ради совершенствования услуг, в другом - желание не отстать от конкурента. Как определить действительное положение дел, если сроки ремонта от 24 до 48 часов называют все дилеры, которые имеют сервисные службы? (Продавцов сельхозтехники без предоставления услуг сервиса я не включила в своё исследовние).

В Таблице 2 приведены данные Россельхознадзора по обновлению парка сельхозтехники в Волгоградской области, а также по фактам гарантийного ремонта.

Таблица2.


Цифры свидетельствуют, во-первых, о том, что после относительно урожайного года (2003) в следующем (2004) покупается больше новой техники. Во-вторых, о том, что пропорционально увеличивается и количество ремонтных работ, а значит и нагрузка на сервисные службы. Рано или поздно фермеры начнут продавать рекордный урожай 2008, а значит, появятся деньги на обновление и увеличение парка сельхозтехники. Это неизбежно потребует эффективной работы сервисных служб. Многие ли из них окажутся к этому готовы?

Начальник отдела инновационной технической политики, научного обеспечения комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области Анатолий Манойлин советует всем покупателям новой сельхозтехники через местных дилеров заводов-производителей внимательно вчитываться в каждый пункт договора поставки техники и не стесняться задавать по ним вопросы будущему поставщику сервисных услуг. Кстати, проблему частоты поломок высококачественной машины в свое время метко обрисовал еще Генри Форд: «Поставьте свой автомобиль ко мне на сервисное обслуживание, и я подарю вам новый «Форд». Что сказать о комбайне, который пыхтит отнюдь не по асфальтовым дорогам Европы?

Мировая история говорит о том, что такие подарки, как рекордный урожай, природа делает накануне засух. Тому пример урожайные годы и последующий голод в Египте во времена пророка Моисея, а также предсказанный пророком Даниилом голод в Вавилоне во времена царя Навохудоносора. Тогда высшая власть решала вопросы продовольственной безопасности не мудрствуя лукаво: повинуясь интуиции, она в самые урожайные годы на деньги из своего «стабилизационного фонда» наполняла закрома государства зерном. И в последующие годы их подданным не приходилось затягивать пояса до размера осиной талии, от чего сильно пострадали соседи…

Вглубь истории всматриваться всегда актуально, тем более, что новый посев озимой пшеницы взошёл, и по первым подсчётам - уже с потерей 30% урожая следующего года. И если наше государство прислушается к «озимой» интуиции, то, как говорят знатоки настольного тенниса, не придётся «поднимать этот шарик с самого пола» и креститься когда «грянет гром».

Анна КОЛЕСНИКОВА

Я - автор этой статьи и хозяйка блога - срочно ищу работу
Моё резюме. Моё портфолио.

продовольственная безопасность, статьи по "АгроМиру", статьи для портфолио

Previous post Next post
Up