Мой прадед Алексей Пальгуев служил на крейсере "Жемчуг", затонувшем в 1914. Причины гибели крейсера.

May 09, 2014 17:28

Посмотрела трансляцию парада и утром - ту, что на Красной площади, и только что - из Севастополя. Оказывается и сейчас существует крейсер "Жемуг" - морская традиция называть новые суда именами легендарных. А интересно, есть ли у моряков традиция узнавать о причинах гибели тех погибших кораблей?
Ну, чтобы на те же грабли не наступать. Ведь как вы яхту назовете, так она и поплывёт...

Мой прадед Алексей Пальгуев служил на крейсере "Жемчуг". Раньше я думала, что он демобилизовался до того, как крейсер затопили. Но так как много матросов и офицеров спаслось, то, возможно, он тоже был свидетелем тех событий.

Нашла статью о причинах затопления крейсера "Жемчуг".
Причиной оказалась халатность, а возможно - предательство командира.
Из-за чьей-то безответственности погибло много людей и был затоплен крейсер.

Последняя стоянка крейсера "Жемчуг"
Алексей Песков
Источник: Независимое военное обозрение: http://nvo.ng.ru/history/2000-10-27/5_last.html

На христианском кладбище острова Пинанг в Малайзии, близ Западной дороги есть каменный монумент, на котором на русском и английском языках написано: "Русским военным морякам крейсера "Жемчуг" - благодарная Родина". На памятнике - мемориальная доска с несколькими десятками фамилий наших соотечественников, погибших 15 (28) октября 1914 г.

Что же произошло тогда, в самом начале Первой мировой войны?

...Полуостров Малакка стал английской колонией в 1824 г., и Пинанг к десятым годам ХХ века превратился в крупный международный торговый порт. Но британский королевский военно-морской флот не направлял крупных сил в малайские воды. Между тем, когда развернулось вооруженное противоборство между Антантой и австро-германским блоком, в Индийском океане весьма успешно действовал германский легкий крейсер "Эмден" под командованием капитана 2 ранга Карла Мюллера (водоизмещение 4268 т, десять 105-мм и восемь 52-мм орудий, два торпедных аппарата). К 20-м числам октября 1914 г. он успел захватить и уничтожить 22 торговых судна противника общим водоизмещением более 100 тыс. т. Кроме того, в ночь на 22 сентября 1914 г. "Эмден" обстрелял индийский порт Мадрас. Наконец, Мюллер задумал совершить набег на порт Пинанга, чтобы потопить находившиеся там корабли и транспорты союзников.

Россия еще в августе 1914 г. направила на помощь англичанам и французам легкий крейсер "Жемчуг" (водоизмещение 3130 т, восемь 120-мм и четыре 47-мм орудия, три торпедных аппарата). Корабль обеспечивал конвоирование военных транспортов и торговых судов. После напряженных походов русский крейсер 13 (26) октября прибыл в Пинанг для переборки механизмов и чистки котлов. Участник Русско-японской войны, уцелевший в Цусимском сражении, "Жемчуг" встал на свою последнюю стоянку...

...Приближаясь к Пинангу, экипаж "Эмдена" поставил четвертую фальшивую трубу, и германский корабль стал походить на английский крейсер типа "Ярмут". Несмотря на то что уже заканчивался третий месяц войны, все маяки, входные и створные огни Пинанга светили, как в мирное время. Это и позволило немецкому кораблю спокойно и беспрепятственно войти в порт. Он шел полностью затемненный, без флага. Разглядев на фоне огней силуэт крупного боевого корабля с высокой мачтой между второй и третьей дымовыми трубами, Мюллер решил атаковать именно его. Приблизившись на 800 м, немцы опознали русский легкий крейсер "Жемчуг", который представлял идеальную цель.

В 5.18 командир "Эмдена" приказал открыть огонь и выпустить торпеду. Через 11 секунд над "Жемчугом" поднялся огромный столб воды и огня. Корму русского крейсера подбросило вверх, а затем она осела в воду почти до кормового флагштока. А снаряды "Эмдена" рвались в носовой части "Жемчуга", где располагались кубрики русских матросов.

"Эмден" развернулся, и в это время уцелевшие моряки "Жемчуга" добрались до орудий и открыли по нему огонь. "Эмден" лег на обратный курс, продолжая обстреливать горящий русский корабль. В 5.28 вторая немецкая торпеда ударила в борт "Жемчуга", и он разломился пополам...

Почему же разыгралась трагедия?

Дело в том, что командир "Жемчуга" капитан 2 ранга барон Черкасов вопреки предупреждениям местных портовых властей не принял необходимых мер по повышению бдительности и усилению боеготовности корабля на случай внезапного нападения. Он, сославшись на нездоровье, съехал на берег в гостиницу, оставив за себя старшего офицера. Съезд командира на берег создал на корабле представление, что стоянка в Пинанге - отдых после походов, и когда на крейсер обрушился враг, старший офицер даже не отдал приказания играть боевую тревогу. Не могли отыскать и ключи от артиллерийских погребов... Однако несмотря на разверзшийся вдруг ад, нашлись матросы и офицеры, которые не растерялись и открыли артогонь по германскому крейсеру...

Погибли один офицер и 81 нижний чин из экипажа "Жемчуга". 3 офицера и 112 нижних чинов были ранены. По прибытии в Россию командир корабля и старший офицер были преданы суду, приговорившему их к разжалованию в матросы...

...В Пинанге, в других штатах Малайзии автор этой статьи неоднократно обсуждал тему крейсера "Жемчуг" в беседах с малайзийскими журналистами и бизнесменами. Одни из них вообще ничего не слышали об этой истории, другие имели о ней довольно смутное представление. Но все они, узнав подробности о гибели "Жемчуга", подчеркивали, что русские моряки, находясь за тысячи километров от Отчизны, защищали территорию современной Малайзии, родину нынешних малазийцев. И за это они должны быть им благодарны. А события тех далеких дней - это часть истории российско-малайзийских отношений.

Рассказать о моём деде Алексее Пальгуеве могут только фотографии, где он запечатлен непосредственно на крейсере "Жемчуг" - еще не затопленном. Прадед выжил и продолжил свой род.
Поэтому есть я.

Поэтому остались фотографии. Правда, за минусом украденной. Одну фотографию украли в феврале 2009 года из моей квартиры. На следующий день или через день после того, как мы с моей дочкой, празднуя 2 февраля (это день победы под Сталинградом), доставали фотографии наших дедов-прадедов.
Фотография осталась на видео, которое я с Олькой снимала дома 2 февраля 2009:
Прямая ссылка на видео: https://youtu.be/jcP8m9ESf3M

image Click to view



Сегодня показали, что в Москве выделили какое-то место, куда люди могут приходить и выставлять там фотографии своих родственников-фронтовиков. И в руках у одной женщины - аж сердце ёкнуло - я увидела похожую. Но присмотрелась - нет - не та.

Ниже фотографии моего прадеда Алексея Пальгуева, в том числе на крейсере "Жемчуг", где он служил матросом.
Мне кажется это обмундирование матроса.





А на фото ниже - он мичман. Наверное это уже много позже.
Алексей Пальгуев. Он был откуда-то из Сибири или Дальнего Востока.





Это фотография сделана в мае 1916 года.
На оборотной стороне было написано, то он произведен в кондукты.
Не знаю, то такое "кондукт" в контексте военно-морской тематике.
На видео выше я эту фотографию переворачиваю, и хорошо видна надпись.

Не знаю как занесло Алексея Пальгуева дореволюционный или революционный Царицын.
Но он там женился на моей прабабушке - Марии (это был его второй брак):



С ней они родили двух дочерей - Анну (мою бабушку в 1919 году) и позднее Люсю (её сестру).

Как мало мы знаем о своих предках. И правы те чудаки, которые свято хранят историю своего рода, даже если там не наблюдается аристократов. Когда-нибудь это обязательно даёт свои плоды.

Летопись - это немало.

Анна Вячеславовна Колесникова, с сентября 2011 живу Москва
Рассматриваю предложения по работе.
Моё резюме в ЖЖ: http://anna-v-koala.livejournal.com/215621.html
Моё резюме на hh: http://hh.ru/resume/16b1a806ff000c91220039ed1f736563726574
Моё журналистское портфолио: http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/
917-550-47-44; 919-798-89-60; anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com
О моём основном блоге в ЖЖ: http://anna-v-koala.livejournal.com/77456.html
Блог ни к какой работе отношения не имеет - это мой электронный дневник.

мой прадед Алексей Пальгуев, крейсер Жемчуг

Previous post Next post
Up