Оригинал взят у
anitragrig в
postОригинал взят у
marta_tarskaya в
postПро обязательные ЕГЭ и всеобщее обязательное образование.
Я могу ошибаться, но обязательность образования была введена в странах, где по разным причинам официально признанные властью религиозные институты утратили свое влияние в обществе в целом или их стало слишком много. Аналогичный фактор - это многонациональность.
То есть, система обязательного для всех школьного, а теперь и дошкольного, образования используется вместо системообразующей религии. Современная российская школа имеет все признаки тоталитарной секты. Поэтому не стоит удивляться тому, что дети обучаются там с каждым годом всё хуже: просто основная цель - не обучение. Она в лучшем случае побочная.
Уже читая учебники для третьего класса (а также рабочие тетради и десятки других талмудов с "заданиями") ловишь себя на мысли, что главная цель школьного и школьноориентированного (каким является хоумскулинг) образования - это чтобы исполнители затрахались изнемогли от усилий. Когда начинается курс "гуманитарных" предметов, ребенок еще вынужден в обязательном порядке заучивать отцензурированную информацию, фразы, которые подаются как "мнение", причем его - ребенка - мнение.
Физическое воздействие:
Обязанность вставать так рано, что организм практически всегда находится в состоянии дискомфорта. Иметь регламентированный извне план на день, неделю, месяц, год, десятилетие (полтора десятилетия). Обязанность носить форменную одежду, которая помимо физического дискомфорта приводит к обесцениванию индивидуальности. Иметь ограничения на высказывания. Быть обязанным есть ту еду, которую дали, в регламентированных извне условиях и обществе (в школах "полного дня" - 2-3 раза в день). Быть обязанным заниматься физической активностью на уроках физкультуры независимо от желания, самочувствия и склонностей.
Психическое воздействие: постоянное обособление. Посмотрите на тексты, поясняющие результаты тестов готовности к школе. Там практически везде торжественно преподносится как этап взросления, когда ребенок боится показаться "дошкольником" и начинает отрицать то, что для него было ценно, чтобы его приняли на новый уровень. В школе тоже задается куча всяких правил, нацеленных исключительно на подчинение и формирование новых критериев "принадлежности", причем список никогда не является исчерпывающим.
Люди удивляются: почему, если правилам оформления выполненных заданий придается столько внимания, они до сих пор не выпущены в виде пособий, как раньше выпускались брошюрки с "правилами оформления научных статей и диссертаций"? Да потому, что а) общих правил нет, а есть всего лишь повод для насилия в каждом конкретном случае, б) список правил, которые нужно соблюдать, не может быть исчерпывающим. Вдруг кто-то сочтет себя недостаточно виноватым перед системой, то есть, свободным человеком?
Воспитанию ощущения неполноценности у ребенка посвящаена немалая часть образования. Контрольные и тесты постоянно демонстрируют учащемуся не то, как он вырос над собой прошлым, а то, что он неспособен знать все 100%. Если раньше, при пятибалльной системе некоторые "честные отличники" еще могли заблуждаться на свой счет, теперь даже самим организаторам экзаменов ясно, что 100% правильных ответов могут получиться только как результат мошенничества. То есть, теперь нет и не предполагается таких выпускников школы, которые бы ощущали в себе спокойную уверенность хотя бы соответствия своих знаний базовому уровню. Зато выпускники усваивают то, что от уровня знаний зависит намного меньше, чем от людей, облеченных властью.
Под видом присмотра и заботы, дети выдернуты из семей, причем именно это стало навязанной нормой. Тем, кто пытается избежать или минимизировать "охват", приходится нелегко: они (мы) опутываются обязательствами постоянно отчитываться, проводим ли мы лично соответствующую мозгопромывку своим детям. Но даже этого системе мало: в обществе формируется образ нешкольников как убогих чудиков или асоциальных, которые неизвестно чего хотят.
В качестве главной цели почти двух десятилетий пребывания в странных, я бы даже сказала, диких и оторванных от реальной жизни социальных условиях, объявляется ЗНАНИЕ. Этого ЗНАНИЯ никто не видал и не обнаруживал, даже медалисты. Но вера-то точно приобретается. Вера в то, что если детей от младенчества до совершеннолетия заставить расшибать лбы, то они "спасутся", то есть приобретут ЗНАНИЕ, которое поможет им стать счастливыми и зарабатывать много денег.
Под катом - цитаты из Википедии, из статей "Секта", "Тоталитарная секта". Я выбирала не всё, а то, что имеет явное сходство с системой обязательного образования в нашей стране (не только в нашей, но я могу опираться на свой опыт).
Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им
- Кривельская Н.В., Алексеевский А. Религиозная безопасность России: термины и определения. Москва-Белгород, 1997
Из всех определений это наиболее широкое, потому что рассматривает не только религиозные организации.
Тоталитарная секта - особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья граждан, существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации.
Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты - это
социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы
психического и (или) физического насилия, действующие ... в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре и т. п.
[10][11][12] Согласно определению А. Л. Дворкина в его книге
Сектоведение. Тоталитарные секты, тоталитарные секты - это «…особые
авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их
эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными,
культурологическими и иными масками.
[66] Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни»
Что свойственно тоталитарным сектам или деструктивным культам? Это, во-первых, характерные для них цели. Прежде всего власть, совершенно безграничная власть, а также деньги для руководства и ближайшего окружения. А во-вторых, это характерные для них методы, которыми эти цели достигаются: обман при вербовке, манипулирование сознанием, эксплуатация своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, абсолютизация и/или обожествление лидера и/или организации.»
[65] По мнению В. И. Ибрагимова, объективным критерием деструктивности служит нарушение адептами нового религиозного движения в силу доктринальных установок норм общественной жизни и совершение конкретных преступлений, предусмотренных уголовным кодексом
[81]. Криминогенность тоталитарных сект связана с такими факторами, как закрытость группы от внешнего мира, полная подчиненность ее деятельности реализации воли лидера (основателя, руководителя), которая находит отражение в религиозной доктрине
[82][83].
Среди исследователей отмечаются разногласия относительно того, в какой степени критерием деструктивности являются практика (деятельность) и доктринальные установки (вероучительные основания). Одна точка зрения состоит в том, что наряду с формами и методами деятельности именно вероучительные основания являются причиной деструктивности сект
[84]. Согласно другой точке зрения, деструктивность нового религиозного движения несут в себе не столько доктринальные установки, декларируемые в уставах религиозных объединений, сколько конкретная асоциальная практика, наносящая вред духовному здоровью личности и общества, разрушающая традиционный уклад духовно-культурных ценностей личности, семьи, общества
[81], и включающая особые способы привлечения и удержания новых членов
[85]. Наконец, третья точка зрения состоит в том, что деструктивность группы определяется не спецификой ее жизнедеятельности или неортодоксальностью верований, а главным результатом ее практики - разрушением личности
[86].
Критерии деструктивности секты по А. В. Кузьмину
[84]:
- вовлечение в секту, сопряженное с использованием методов манипуляции;
- членство в секте, приводящее к появлению отчуждения индивида от окружающего мира и его прежних социальных связей;
- осуществляемая внутри секты деятельность, связанная с применением насилия по отношению к последователям секты со стороны ее лидеров;
- психический и физический прессинг, приводящий к нарушению стабильности на уровне индивида, семьи и общества.
Характеристики вероучения деструктивной секты по А. В. Кузьмину
[84]:
- вероучительное оправдание применения контроля и манипуляции в отношении неофитов и адептов секты;
- религиозно трактуемое учение об авторитете лидера секты и его неограниченных властных полномочиях, распространяющихся в рамках жесткой иерархической системы с горизонтальной системой власти;
- наличие жесткой системы требований и предписаний, необходимых для достижения ожидаемого от членства в секте результата - духовного спасения, очищения, исцеления, обогащения и других целей;
- непостоянство критериев истины, возможность изменения основополагающих положений и догм вероучения в зависимости от внешних обстоятельств;
- синкретизм вероучения, основанный на религиозном откровении лидера секты;
- наличие тайных уровней посвящения в зависимости от статуса адепта в иерархической системе секты;
- вероучительное оправдание активной деятельности на благо организации;
- вероучительное обоснование исключительности последователей секты и процесс формирования чувства элитарности среди ее последователей;
- вероучительное обоснование необходимости применения насилия по отношению к бывшим последователям и критикам секты;
- наличие в вероучении интенсивных апокалиптических ожиданий;
- вероучительное обоснование претензий группы на мировое политическое господство.
В качестве одной из типичных черт деструктивной секты отмечается её антиисторичность. Деструктивность исключают саму возможность исторической саморефлексии вследствие отсутствия критичности мышления по отношению к истинности проповедуемого учения и используемым практикам. Как правило, в вероучительных и других источниках невозможно обнаружить анализа со стороны лидеров и последователей деструктивных сект истории своего существования, а если это и делается, то только для увеличения доверия к учению секты, что всегда сопряжено с намеренным искажением. Деструктивные секты не способны воспринять свой прошлый опыт с известной долей критики и сделать конструктивные выводы относительно методов своей деятельности
[84].