Экскурсия на «Мосфильм» выглядела чистым безумием: в день отъезда из Москвы следовало ни свет ни заря выселиться из гостиницы и со всеми манатками и бебехами двигаться туда - не знаю куда, к счастью, по московским меркам - совсем близко. Холодный дождь, правда, смешал наши планы, погулять по территории не тянуло. Пробежались совсем чуть-чуть - вокруг «Старой Москвы», закрытой на амбарный замок. Можно было дождаться экскурсионной группы и зайти внутрь вместе с ней, но не хотелось караулить под дождем. Сунули носы в павильон, где строили декорации, заглянули в павильон, где декорации уже выстроены, как я поняла, под «Танцы со звездами», сначала нас оттуда прогнали, но потом прогоняльщики ушли, оставив двери нараспашку. Филологу, так и не вспомнившему полностью стихотворение Евтушенко про мосфильмовский буфет, хотелось попасть в этот буфет, но было еще рано, и ждать не получалось - самолет же. Может, и к лучшему: «Мосфильм» сегодня и в 70-е - это слишком разное. Тогда была советская фабрика грез, а сегодня - большое коммерческое предприятие, где павильоны сдаются в аренду разным кинокомпаниям, в ангаре располагается автомойка и что-то еще такое. Но грезы по-прежнему с нами. Только они стали экспонатами в музее.
Часть находится в одном здании с экскурсионным бюро, а большая часть - в главном корпусе. Меня не очень заинтересовала съемочная техника, хотя она забавна местами: на фоне нынешних цифровых гаджетов все это такое громоздкое, неповоротливое, тяжелое… Но какие шедевры сняты этой техникой!
В самом деле - это было настоящее путешествие во времени, туда, где деревья были большими, мама с папой - такими молодыми, а кино - ох, какое было кино! Как мы смотрели «Вия», куда там «Кошмару на улице Вязов». А сколько раз пересматривали комедии Рязанова! А песни из «Волга-Волга» и цитаты из «Кавказской пленницы» и сейчас знает вся страна. А «Солярис»? Я помню, как меня радовало, что в 13 выгляжу старше - достаточно, чтобы проходить на фильмы «до 16», иначе как бы посмотрела всего Тарковского? А наши актеры? Тихонов, Рыбников, Урбанский, Миронов… Одни были невероятно красивы, другие нет, но все светились неподдельным, таким искренним обаянием. Наших звезд не раздевали перед камерой, и их мужская сила выражалась не в бицепсах и трицепсах, а во взглядах, улыбках, жестах. Но как же мы ими восхищались!..
И все это всплыло в памяти, нахлынуло, когда я бродила среди застекленных витрин, за которыми бережно хранятся эти прекрасные воспоминания. Конечно, там много иллюзий: макеты, которые на кинопленке превращаются в настоящие пейзажи, игрушечного размера самолеты и корабли, которые на экране нам казались всамделишными. Фанерные домики, с тыла выложенные какими-то лохмотьями и обломками, становились прекрасными городами, и в окнах светилась жизнь. Мир иллюзий…
Но вот костюмы - они даже слишком настоящие. Кружева и вышивки ручной работы - видела в исторических музеях точно такие же. Но это и есть исторический музей - не только «Мосфильма», не только нашего кино, но и нашей жизни. Оружие, телефоны, машины - такому собранию любой музей позавидует. И предметы быта разных эпох: телевизоры с линзами, счетная машинка «Феликс», первая «нокия», которую возили в машинах мужчины в малиновых пиджаках, фарфоровые зайчики… И гипсовая кошечка - да-да, та самая, которая «тренируйся на кошках»!
За каждым предметом - такая история, такая личная история, потому что это же не просто зайчики и кошечки, это воспоминания о том времени, когда деревья были большими.
Фотографии получились не самые лучшие. Но… А почему бы им не быть такими? Четкость воспоминаний иллюзорна. Наши прежние мечты прикрыты легкой вуалью времени, будто припылены. Линии теряют четкость, цвета - свежесть. Как бы ни было прекрасно прошлое, воспоминания не дают нам таких острых ощущений, какие дарит нам настоящее.
Да, а инсталляция по «Вию» - динамическая. Они шевелятся. Панночка тянет руки к Хоме Бруту, а он поворачивает голову к ней. Там еще нечисть какая-то возится, но я не разглядела, слишком густая толпа детей стояла.
Фотографии в альбоме «
Мосфильм»
dpmg на Яндекс.Фотках
Бонус для моей компании: мальчики и машины. От машин я тоже в щенячьем восторге.
udikov - огромное спасибо за идею культпохода и ее воплощение!
n_baryshev , у которого я надеюсь увидеть фоточку, где я обнимаю пожарную машину.
avpupkoff , который так самоотверженно позировал с линзой.
А хотите поиграть в угадайку? Гипсовые маски артистов я отсняла почти все. Некоторые из них реально узнаваемы. Если я их выложу без табличек - угадаете, кто? На всякий случай и здесь на фото закрыла таблички. Ну что, будем играть? Если скажете - да, пойду приз придумывать.
ЗЫ. Что я вообще делала в Москве? Тут:
http://anna-stepnova.livejournal.com/119318.html