Затеяв в Фейсбуке дискуссию по поводу реконструкции обстановки фашистского концлагеря, которую недавно провели в Волгограде, я хотела, чтобы мне помогли не только определить отношение к этому действу, но и найти аргументы за или против. Нужны ли шокирующие натурализмом сцены жестокости? Может, это действенный способ воспитания? Прошлое не было ни розовым, ни сладким, и знать об этом нужно, я согласна, но все же что-то вызвало отторжение. Что? По материалам той нашей дискуссии вышла публикация в «АиФ-Волгоград», сегодня и «Радио-КП» выпустило эту тему в прямом эфире, правда, я не слушала, но раз дискуссия пошла в таких объемах, думаю, надо сохранить аргументы моих френдов. Финальное фото с реконструкции спрячу под спойлер. [Тот самый снимок]
В этой дискуссии и численный перевес, и перевес по аргументам остался за противниками. Отмечено, кстати, что неуместно приводить детей на такие мероприятия на фоне свежего закона о защите детей от травмирующей информации. Главный аргумент «за»: пусть знают цену подвига, пусть задумаются. Кто против? Опускаю отзывы, состоящие из одних эмоций: «омерзительная мерзость», «ужас», «жуть» и т.д.
Михаил Луночкин. У нас сейчас как... Лучше "перебдеть, чем недобдеть: в областной краеведческий музей пришли ветераны ВОВ - на выставку униформы, а там солдат вермахта, а на груди "птичка" - орел со свастикой... Шум, крик, "пропаганда"..., короче, свастику залепили, а вдобавок из археологического зала убрали горшки 3 тыс. до н.э., на которых древние нанесли солярный знак - свастику. Прям, хоть цензуру вводи - что можно показывать, а что нельзя. Однако хотелось бы замолвить слово за реконструкторов - да, жестко (жестоко), но как показать войну в натуре? Если ее просто имитировать, то получится "войнушка" взрослых дяденек. Хочу вам всем задать вопрос - да, повешение вызывает омерзение (даже у меня), а что, расстрел более гуманен? Ну, внемлют реконструкторы вашим доводам и уберут эти сцены и получится красивый фест: упитанные немцы ходят вдоль колючки; собачки красиво лают и не кусают; мирным жителям, которые прячут бойцов РККА, грозят пальчиком.... Рай да и только, но правда ли это? Всех отсылаю к фильму "Иди и смотри"..., который призывает нас бороться с коричневой чумой. Забвение этого приводит к появлению такого явления, как движение скинхедов. Кто в его рядах? Да внуки тех, кто победил в 45-м. ...А все потому, что сама война удалилась от нас на достаточно большое расстояние. Был Чингиз-хан, было иго, но прошло и быльем заросло. Было и забыто, и никого уже не трогает. Сказка. Сказкой кажется и Наполеон с его нашествием, казнями, пожарами... Сейчас Отечественная война почти романтизм: ах, ах, Наполеон; ах, гусары, ментики да ташки; ах, Париж; ах, ах, ах..... А тут какие-то местные реконы... "Казнь, да как они посмели?!" А вот расстрел ни у кого из вас не вызвал неприятия из-за натурализма. Почему? Реконструкторам большое спасибо, за то, что не дали забыть о той цене, которую мы заплатили в годы ВОВ. Сказал пафосно, но от души. Андрей Макаров Я не нашел никаких аргументов в пользу этой безобразной акции, вредной социально-психологически (мои аргументы ниже). Кроме одного: что эта акция сделает зарубку в памяти зрителей ("кому-то напомнит о цене", "кто-то усвоит"). Аргумент сам по себе интересный для анализа социально-психологической обстановки в обществе, указывающий на тренд современной "политики памяти", "индустрии памяти" - пугать россиян войной. Я так понимаю, местные деятели вполне в тренде. Но тут возникает вопрос о вреде этих "благих намерений" кодировать сознание и психику масс правильными идеями, паля по ней из картонных огнеметов и мультяшных виселиц. Я считаю, что это вредно. Вот почему. Местные деятели казенных центров патриотического, капиталистического, монархического и прочих образований тупят психику и память масс своими доморощенными театрализованными "технологиями", из которых торчат уши основной цели актеров - РАЗВЛЕЧЬ публику и себя. Они формируют не просто ложный образ прошлого (ведь в 1943 г. по нашей земле не ходили реконструкторы, ряженые в новенькие штаны с гламурными разводами, и повешенные картинно не отставляли ножку для фотосессий и фотоотчетов перед организаторами перфоманса, и не сходили с виселиц на глазах у публики и т.д. и т.п. ляпы), они подрывают доверие к историкам, пишущим книги. Чем подрывают? ДИЛЕТАНТИЗМОМ. Пока они бегали с винтовками по полям и ходили на городских парадах, вырядившись графьями и ветеранами ВОВ - все это еще было терпимо (хотя и этически сомнительно), массы тоже нацепляли пилотки, повязывали ленточки на кроссовки, украшая себя и свое времяпровождение. Но НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ сцены требуют огромного таланта режиссеров и актеров, что бы не вызвать омерзения. Поэтому не надо упоминать Элема Климова или Эренбурга, сравнивая их напряженный и затратный психологически и духовно труд с этим эффективно-аффективным "погорелым театром", суррогатным дешевым питанием для масс. Сергей Поляков. Разжигание ненависти всегда доступно и наглядно. Кому это нужно? Легко играть на чувствах и эмоциях людей. Распни - кричала толпа..... Учить любви, жалости, участию очень не просто... Глохнем...
Ну и мои 5 копеек, в чем разобралась. Конечно, в реальности показанное реконструкторами выглядело совершенно иначе. Фотограф был значительно ближе, чем зрители, он снимал крупные планы, которых не могли видеть те, кто был на поле. Поэтому, скорее всего, это зрелище не было таким шокирующим, как на фото крупным планом. Для зрителей это, очевидно, было таким же движением абстрактной человеческой массы, какими были реконструированные штурм рейхстага у ДК им. Гагарина или контрнаступление в пойме Царицы. Там нам показывали оловянных солдатиков, не акцентируя на эмоциях, судьбе отдельной личности. Этим реконструкция и отличается от театра: театр - это о человеке, а реконструкция - о событии, в котором участвуют абстрактные человеко-единицы, без лица и личной судьбы. Это как будто кино про войну, в котором нет героев, а только батальные массовки. Показать правдивые и страшные события - это только полдела, а то и четверть. Гораздо важнее вызвать правильные эмоции - сострадание, жалость, возмущение. Для того, чтобы этого достичь, человечество веками оттачивало искусство живописи, слова, музыки, театра. В спектакле настоящего художника у женщины спущен чулок, и по этой детали зрители понимают, что в ее жизни случилось страшное. Искусство не просто развлекает, оно задает этические ориентиры, а в данном случае их не было. Эпизод с повешением (если он вообще нужен) должен был быть отработан, а этого не случилось: девушку не оплакивали, никто не скорбел над телами убитых, свои чувства и свое отношение к происходящему юные зрители должны были сформировать сами. Им не объяснили, кто эта девушка - героиня, невинная жертва?.. Как относиться к ее поступку? Как относиться к ее убийцам? Реакция «А чё, прикольно они ее повесили!» не просчитывалась. Вот поэтому я против.