Еще о Заостровье. Проф.А.М.Копировский

Jan 14, 2013 12:23

Еще о Заостровье. Проф.А.М.Копировский

Дурно пахнут мертвые слова
Н. Гумилев

Новогодний подарок церкви от антицеркви

В предновогодние дни скандальный псевдонародный и псевдорусский интернет-ресурс попытался напомнить о себе. Свобода слова - несомненно, одно из великих завоеваний человечества. Но только если это слово имеет смысл, силу, красоту. А если нет? Тогда - повторю эпиграф - «дурно пахнут мертвые слова».
В лучших традициях эпохи «большого террора» РНЛ подняла шум, чтобы власть (церковная или государственная - все равно), приняла, наконец, меры к страшному и ужасному сотрясателю всех основ архангельскому священнику Иоанну Привалову. Эпитеты, относящиеся к нему в тексте статьи - оттуда, из 30-х годов. Не буду их цитировать, мерзость - она и в Африке мерзость. Но вот глас такого же «народа», опубликованный «Известиями» в апреле 1937 года и обращенный против выдающегося русского художника Павла Корина, запечатлевшего «Русь уходящую» - самых ярких церковных людей того времени. Аноним написал: «Троцкистско-фашистская нечисть создала в мастерской художника Корина лабораторию мракобесия». Узнаваемо?
Тогда так боролись за светлое будущее. Вот оно и пришло… Духовные наследники тех, кто разрушал церковь в годы советской власти, теперь с удовольствием «борются за церковь», пытаясь уничтожить в ней все то, что не успели и не смогли их «отцы». Цели, методика и стиль выдают их родство с головой. Чего они хотят? Чтобы церковь стала филиалом этого самого мерзко пахнущего ресурса, образом вечно разрушающего творение Шивы, а не созидающего и собирающего Своих овец Христа. Чтобы народ в храмах, как известная чеховская баба, умилялся до слез над словами вроде «дондеже», но не понимал главного: спасение - во Христе, в общении с Ним и с «ходящими вслед Ему», и что петь Богу и служить ему нужно РАЗУМНО. И вот - выбираются средства, соответствующие цели. Настраивают одних христиан против других, выискивают в первую очередь тех из прихода о. Иоанна, которые, напившись из колодца, чудом найденного ими в пустыне, теперь остервенело плюют в него. Как у Крылова: «… и рылом подрывать у дуба корни стала».
Хотел бы я посмотреть в глаза Любе Турлаевой и тем из ее команды, с которыми мы когда-то «разделяли искренние беседы и ходили вместе в Дом Божий», и которые теперь лгут и клевещут на своего пастыря, который их, якобы то не пускал, то изгонял.. Впрочем, понятно, что теперь можно увидеть в их глазах… А их голоса дополняет своим «хрюком» и полупочтенная РНЛ: «сектанты… еретики… раскольники…».
Позвольте! От кого мы это слышим? Кто громче всех кричит «держи вора!»? Те, кто не раз «поливал» и патриарха, и епископов! И вдруг они же «со властию» изрекают приговор, судят других людей, простых прихожан и священников, как будто они сами - епископы, патриарх и Поместный собор!
Покойный епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, которого несколько раз пытались взять себе в союзники обличители о. Иоанна и его общины, был моим студентом, когда я преподавал в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) духовной академии и семинарии в начале 80-х годов. Я навещал его дома в Костроме, не раз бывал потом и в Архангельске. Владыка с радостью меня встречал: «Ах, мой профессор, мой профессор!» (хотя профессорами тогда были Н.Д. Успенский, прот. Ливерий Воронов, архиеп. Михаил (Мудьюгин), а я - всего лишь начинающим преподавателем церковной археологии). И он, когда говорил со мной об отце Иоанне, ни разу не выразил осуждения тому, что о. Иоанн делал. Владыка прекрасно понимал, что бросать лозунги - одно, а делать Божье дело, собирая современных, часто полудиких в духовном смысле людей в церковь - совсем другое. И поэтому не только не препятствовал ему, но защищал от лжебратий, которые, как известный персонаж Салтыкова-Щедрина, знали только две фразы: «Не потерплю!» и «Запорю!». Более того, он наградил о. Иоанна наперсным крестом. Теперешнему же архиерею, видимо, не дают покоя лавры другого щедринского героя, который «въехал в город на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». Только вместо гимназии (на самом деле, как рассказывают, вместе с ней) теперь «горят» храмы.
А сподвижники нового владыки, кажется, готовы перещеголять его. Один в прямом смысле жжёт «неправильные» книги из государственной библиотеки. Другой с восхитительной галантностью письменно называет женщину, православную христианку, известного специалиста по Библии, доктора наук, профессора … околоцерковной ведьмой. А ее имя, отчество и фамилию пишет при этом в кавычках!
O tempora, o mores! Что происходит в Архангельской епархии? Жизнь в ней бьет ключом, но, как раньше шутили, в основном по голове. Что бы спел сейчас Гребенщиков, автор известной песни-символа «Назад, в Архангельск», в которой этот город противопоставлен суете и грязи мира сего? Может быть, еще споет…
Что ж, спасибо «народнейшей» линии за новогодний подарок, в очередной раз своей антицерковной, раскольнической провокацией показавшей, кто есть кто. А о. Иоанна, которого я много лет знаю как настоящего православного пастыря и искренне люблю, хотелось бы утешить словами Писания: «Не бойся, но говори и не умолкай» (Деян 18:9). И еще ¬- замечательными стихами Александра Величанского:

До последнего вздоха,
до последнего звука,
моли Господа Бога -
Отца, Сына и Духа.
И придет твоя мука
во мгновение ока,
во мгновение ока
отлетит твоя мука.

Александр Копировский,
профессор Свято-Филаретовского
православно-христианского института,
м. богосл., канд. пед. н.,
обладатель Почетного знака св. Татьяны
степени «Наставник молодежи».
http://www.facebook.com/osedakova/posts/516401188392770
Previous post Next post
Up