Шуты Шекспира

Aug 03, 2012 22:36




Shakespearean fool - шуты в шекспировском театре имеют особое символичное значение. Театрализованный образ, разный в каждом произведении. С детства моим любимым героем был Пэк из комедии «Сон в летнюю ночь», но сыграть в театре его не удалось, всё героинь и всяких принцесс предлагали. Совсем другой шут в «Отелло» или Йорик в «Гамлете».
Шуты на городской площади в фильме-балете "Ромео и Джульетта"
Замечательный фильм-балет на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева, балетмейстера-постановщика Леонида Михайловича Лавровского был снят в 1954 году, с премьерный показом в марте 1955 года. Постановочные съёмки происходили не на театральной сцене, а в специальных декорациях, на городской площади поставили небольшую сцену, словом была воссоздана атмосфера шекспировского театра. Балет снимать - особая тема, балетный фотограф и оператор, также как и балетный дирижёр - это отдельные профессии. Кроме темпа, нужно чувствовать кадр, в котором должна показываться целиком балетная картина. 
Лавровский обожал Шекспира и в 1938 году смело принялся за работу, к которой подошёл очень тщательно, что позднее подробно описал в своих воспоминаниях, цитируя слова Виктор Гюго "Шекспир-это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое, но всегда истина".
Истина была и в понимании Шекспира композитором Прокофьевым, с 1935 года он работал над партитурой, в которую включил некоторые свои ранее написанные произведения. Например, в конце первого акта сцена, в которой разъезжаются гости, гавот - это третья часть первой симфонии, которую он написал в 1916 году. У Прокофьева было своё музыкальное видение трагедии Шекспира. Но, в то время невозможно было избежать вмешательств и издевательств бездарных, но властных партийных функционеров. Словом, всю эту жестокую реальность испытала на себе вся семья Прокофьевых.
Лавровский взялся за работу, но музыкально-драматургическая канва спектакля "не склеивалась":
«Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьёзное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающих единства драматургии, но которые, в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами». Окончательный вариант спектакля был выпущен на сцене Большого в 1940 году.
Что-то увлеклась, вроде про шутов начала...
Вот сцена на городской площади, народный танец и шуты. Посмотрите этот шедевр золотой коллекции целиком (он есть в YouTube, разделённый на 28 частей, к сожалению в низком разрешении).

image Click to view



Прокофьев - Аббадо

image Click to view


шут, балет, лавровский, шекспир, прокофьев, посвящение, фильм

Previous post Next post
Up