В
предыдущем посте я рассказывала о своем подъеме в гору. Гора эта называется Фыцки, ущелье Таш-Аир, а пещерный город - Качи-Кальон. Наверху в ущелье и таится скит святой Анастасии. Тут, в горах, среди целебоносных источников, был монастырь, говорят, что существовал он с YIII века. Тогда монахи спасались от гонений на христиан и уходили в горы, поэтому и разбросаны в потаенных горах Крыма монастыри. Представить сложно, сколько молитв поднималось отсюда к небесам.
Скит Святой Анастасии Узорешительницы был создан в 1850 году. До 20 столетия скит труждался, но в 32 годы его закрыли, монахов изгнали, землю коллективизировали. Снова монахи получили возможность вернуться сюда только в 2005 году, но им не позволили восстановить старый храм из-за геологических разработок. Тогда монахи построили новый храм. И сейчас тут живет только семь монахов во главе с настоятелем отцом Дорофеем. К сожалению, фотографий братии я не покажу, просто прошу верить, лица у них удивительные.
Храм, гордость монахов, вырублен в скале. Все, что можно увидеть внутри и вокруг, сделано руками самих монахов и тех, кто приезжает потрудиться. Уникальность Храма в том, что все его убранство вышито, выложено камушками, бусинами и бисером.
Под низким потолком Храма множество лампад, каждая из них уникальна. Их создают до сих пор и продают в лавке напротив. Уйти из этой лавки просто невозможно. Но сложнее всего покинуть сам Храм. Он настолько необычен, настолько жив, настолько намолен... Мне пришлось заставить себя уйти. Но сейчас я вместе с вами снова побываю там с надеждой на то, что смогу оказаться в этом месте еще раз... Слева на фотографии видны фигурки на стене. Это вход в пещеру, в Храм. Он в скале дальше и глубже.
Конечно, в интернете можно найти более интересные фотографии Бисерного Храма в Качи-Кальоне. Но для меня и это богатство, потому что я сама добралась, сама смогла фотографии сделать. Поэтому сразу после первой фотографии под катом вы можете видеть довольную меня, я попросила себя сфотографировать маму взрослого семейства, которое как раз покидало ущелье.
...
...
...
...
...
Почему-то стенка лавки получилась неяркой. Эти изделия развешены по скалам везде и на самом деле они необычайно хороши. Совершенно непонятно, зачем, но хочется какую-то из них унести домой... Внутри в лавке поделки монахов и тех, кто приезжает им помочь. Я снова не решилась фотографировать, даже спрашивать не стала, поэтому многочисленные чаи, настойки, бальзамы, мыло ручной работы, сувениры и из серьезного иконы, четки, - все это осталось в моей памяти. Мыло сейчас варят повсюду, даже в нашей Про-маме, но здесь молятся, трудясь, тишина и молитва сопровождают любое делание, поэтому и результаты труда особенные. Мне подруга привозила отсюда мыло в холщовом мешочке, это что-то удивительное, очищающее больше, чем тело... Я тоже купила таких мыл своим. И подруге, которая в этот раз не поехала со мной. Оказалось потом, что она все, что привезла, раздарила, ничего не оставила себе. Она была очень рада! Я тем более.
...
...
...
Вот эти домики - гостиничка, в ней небольшие комнаты для паломников. Литургия в Храме начинается в шесть часов, поэтому монахи позаботились о том, чтобы люди могли переночевать прямо в монастыре. Плата за ночлег не взимается. Каждый может поработать монастырю. А, если немощный, то остановиться и так.
Сестра в лавке, увидев меня, почему-то очень обрадовалась. Вы дошли! - как будто мы давно знакомы. Спросила, на своей ли машине я приехала, а, узнав, что на чужой, предложила спуститься, заплатить "за один конец" и вернуться сюда, остаться. И поработать есть, и отдохнуть, а утром служба...
- Вы знаете, тут просыпаться очень легко! Птицы поют так, как будто они сейчас умрут от радости! Оставайтесь! Вы никогда не сможете этого забыть!
Запали мне в душу слова сестры. Заплатить "в один конец", если договорились на два, я бы не смогла. И подруга ждала меня обратно, невозможно было мне остаться в этот раз. Но я запомнила, куда я могу приехать для труда и молитвы...
Крепко запомнила.
...
...
У меня почему-то фотографии перепутались. Вот этот вид открывается сразу за калиткой, ведущей к Храму. Уже на ней видно, что дорожка ведет к скале. Храм выбит в ней.
...
...
Это слева при входе. Тут незатейливое хозяйство и трапезная братии. Было как раз время обеда, я видела , как они прошли.
До мурашек.
...
...
...
Вот мы и дошли до скалы
...
...
Это Анастасия Узорешительница. Узы - не только брак, а любые обстоятельства, в которых находится человек. Они могут быть желанными, и тогда верующие молятся об их укреплении или созидании. А могут быть обстоятельства и ненужные, отжившие. Тогда у Святой Анастасии просят о развязывании узлов и прерывании связей. Это место считается одним их мощнейших мест силы Крыма, особенно для женщин. Я думаю, нет разницы для Силы, мужчина или женщина обращается к ней. Но то, что Сила в этом месте земли присутствует великая, свидетельствую.
...
...
Вход в Храм... Лик выбит в скале. а вокруг бисер, бусины, камни. Каждая крошечная кладка - молитва.
...
...
Дальше просто смотрите. Конечно, фотографии не передают или передают лишь крошечную долю. Но я, когда увидела это удивительное впервые, почувствовала. Мне невыразимо захотелось попасть сюда, как я и говорила. Невозможно было заподозрить в какой-то пошлости мужскую братию горного монастыря. То, что я видела, было настолько удивительным, что просило приближения. Хотя бы попытки постичь.
Я пришла. Вдохнула полной грудью удивительный, пронизанный разнотравьем, запах пещеры. Как пещера может удержать эти запахи ароматических масел, почему не развеивает из природа? Но, может быть, природа трудится честно, и это запах принадлежит именно ей?
...
...
...
...
...
Вот таким Храм предстает при входе. Я зажгла тут свои свечи...
...
...
Трудно поверить, что эти устройства справа - стулья... На них монахи садятся при длительной службе... Я старалась себе это представить, и мурашки ходила у меня по спине. Заповеди и Заповеди Блаженств на спинках стульев, к ним монахи прикладывают свои спины, молитвы не останавливая.
Книга моя вторая называется "Семьдесят шестое море Павла и Маши П." Наверное, мое Море - семьдесят седьмое... И оно где-то поблизости.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Это потолок
...
...
...
...
Я вышла из Храма. Можно было пойти туда, где кельи, гостиница. Там еще магазин с твердыми сырами, тоже местного изготовления. Нет, я не пошла к сырам. Посмотрела еще раз на гостиничку, чтобы запомнить получше. И повернула обратно...
...
...
...
...
Около этого камня поворот к пещерам. Тропинка ничем не ограждена, она идет по самому краю обрыва. Я поняла, что не смогу туда добраться. Дело в том, что тут я обнаружила нечто, чего раньше не было со мной - кружение головы. Высота, я никогда не чувствовала ее. А теперь, стоит мне посмотреть вниз, как я теряю равновесие. просто небо поворачивается набок. Голова кружится так сильно, что я испытываю не желание, а просто необходимость немедленно ухватиться за что-то руками. Кажется, это произошло после последней моей истории с головой. Не было там, вдоль тропы к пещерам, ничего, что напоминало бы перила. Я и не рискнула, уж очень сильным было кружение. Потихонечку пошла вниз, да и то держась самого дальнего края, наружной стороны тропы. Совсем я не боец, увы.
...
...
...
Вот под таким небом мы покидали это удивительное место, которого я не смогу забыть.
Там я оставила записки с множеством имен. Детей моих, невесток и зятьев, внуков и мужа - их будут поминать в молитвах месяц, но есть еще возможность написать имена одну литургию. И я написала большой список имен, внесла туда всех, кого вспомнила, это очень много людей. Да, многие из вас тоже в этом списке, в субботу на литургии вас помянут монахи Скита Святой Анастасии Узорешительницы. Кто-то когда-то меня о молитве просил, а кто-то не просил никогда. Например, есть у меня подруга, а у нее дочка Настя, взрослая уже. И она не замужем. Может быть, ей так вполне хорошо. Но может и нет. и подруга мечтает о внуках. Я помолилась отдельно о тезоименитой Анастасии, чтобы встретить ей любимого, и чтобы были у нее дети. О многих помолилась, несмотря на то что из-за головы немного спешила...
Как сказала сестра в лавке? "Птицы поют так, как будто они сейчас умрут от радости"... Я хочу это услышать. И еще я тоже хочу умереть от радости. ибо сказано: "В чем застану, в том и судить буду".
Вот такое мне выпало счастье. Храни вас всех Бог.
...
...
...
...