Соло для двоих. 31.07.14. МАМТ. Наталья Осипова, Иван Васильев

Aug 01, 2014 05:27

Решила первым словом написать "Прекрасно!" Хотя за этот вечер мое настроение не раз кардинально изменилось, и, к сожалению, последнее колебание было вниз(( А ведь после первых двух частей я уже видела, как пишу крупными буквами: Я ПРОСТО В ВОСТОРГЕ!!! Но третья часть, увы, убила этот восторг напрочь…




Итак, «Соло для двоих», совершенно новая постановка, неделю как опробованная в Калифорнии, приехала в Москву всего на четыре показа. Уникальная работа - три одноактных балета, современная хореография, и на сцене только двое, для которых все это придумано, две звезды, многими обожаемый и ожидаемый дуэт - Наталья Осипова и Иван Васильев… Трудно сформулировать, на что я была настроена. Здесь был сложный коктейль из ожидания встречи с уникальными танцовщиками и опасения не понять современную хореографию, интерес, как они справятся с возможно чересчур «концептуальными» решениями, и страх, что такие решения не позволят в полной мере насладиться их талантом… В принципе, сбылось все. Но, пойдем по порядку.

В зале, естественно, аншлаг, лишние спрашивали аж от метро.




А эта штука непрерывно щелкала у меня над ухом.




Итак, спектакль.

MERCY. Хореограф - бельгиец Сиди Ларби Шеркауи. Музыка - Генрих Шютц, Йохан Херман Шейн. Исполняет ее камерный ансамбль «Академия». Музыка, ну может быть за исключением индийского певца, который, впрочем, очень органично был вплетен в общую картину, вызвала у меня воспоминания о камерных концертах в европейских церквях, когда небольшой струнный коллектив вдохновенно наполняет торжественными звуками старинные стены, и все вместе создает такое возвышенно-философское настроение, чувство единения с небольшим тесным кругом слушателей, и вообще располагает к разглядыванию фресок и к мыслям о вечном. Что интересно, эта ассоциация, возможно, совершенно не совпадает с замыслом автора, так как в сюжете, да и в названии, есть намек на мучения, на зависимость, на прощение, на освобождение… Достаточно, сказать, что этот балет вообще начинается со сцены «избиения» партнерши. Но так сложилось, что эту линию я прочитала лишь разумом. А чувства вызывали в сознании совершенно другие картины.

Для меня центральной частью этого балета стало соло Ивана. Он явно похудел с весны, достиг какой-то микеланджеловской фактуры, идеально вписался в ренессансную гуманистическую эстетику... Полное ощущение, что во время его танца ожили фрески из Сикстинской капеллы… Наверняка многие доводилось видеть документальные фильмы про интерьеры великих соборов, там принято делать такие съемки, когда под возвышенную музыку камера едет мимо фресок, позволяя насладиться каждым фрагментом, проникнуться величием замысла и исполнения, подумать о диалоге человека с богом… Вот на такую съемку, только ожившую, был похож танец Ивана… Иногда я думала, что не хватает хрестоматийной протянутой руки бога - человеку танцующему… Потрясающе… В этот момент я подумала, что вопреки опасениям, не только не зря пришла, но и готова повторить. Абсолютное наслаждение.

Дальше вернулась ненадолго покинувшая сцену Наталья и партия Ивана несколько отодвинулась в тень. Да, она обладает выдающейся экспрессией. Абсолютное владение телом, абсолютная пластика, абсолютный язык. Но я тщетно искала в ее образе женское начало… Кем она была? Напрашивается ассоциативный ряд - андрогин, эмбрион, существо… Нервное, изломанное… Бесполый концепт… Очень европейский… Я пыталась ответить себе, что за дуэт они изображали - абсолютный мужчина и экспрессивное нечто - и не могла… Что было заложено тут - тем более не спрашивайте. Мне как-то подруга сказала, что я умею вербализировать эмоции, так вот - это тот редкий случай, когда я вербализировать эмоцию не могу. Единственное, что я могу сказать, что смотреть на это было невероятным удовольствием, потому что все равно завораживающе, все равно философски, глубоко, и талантливо. В общем, в первый балет я погрузилась полностью и пришла после него в восторг.

Поклоны.

[Фото с поклонов после 1 части]





PASSO. Хореограф - израильтянин Охад Наарин. Музыка - Autechre и традиционный английский фольколор. Фонограмма. Вот тут вообще не спрашивайте меня, о чем оно было. Да это и совсем не важно. Да, о двоих, об отношениях, это точно. Но для меня все происходящее стало абсолютно логичным продолжением первой части. Не по сюжету, не по развитию пресловутых отношений, а по ассоциациям и атмосфере. И здесь я еще ярче увидела различие стилей Ивана и Натальи… Он - академист, и она - контемпорари… И опять - мужчина и унисекс… Понимаю, что это материя тонкая, но сказанное относится не совсем к танцу, скорее к облику, к пластике, к мироощущению… И хотя этот балет был поставлен израильтянином, именно под него у меня возникли ассоциации с тихими старинными городками Европы, с современным уличным европейским пластическим театром, вписанном в декорации настоящих исторических зданий и площадей… Перекличка, дуэт и слияние века шестнадцатого с веком двадцать первым… Очень простой и по-европейски камерный симбиоз… За классику отвечал Иван, за современность - Наталья. И надо сказать, что если в первом раунде выигрыш остался за классикой, то в этой части было больше близкой именно ей органики. Он меньше вписывался в какие-то совершенно авторские находки типа проходок гуськом и последующего крика, или что это было, она выглядела в подобных сценах естественнее. Но, тем не менее, действо тоже абсолютно состоялось, и я, погрузившись в него, начала достигать полного дзена. И полного изумления - я даже представить не могла, что мне НАСТОЛЬКО, просто до абсолютного растворения, понравится современная хореография. Но, как выяснилось, это был еще не вечер…

Поклоны. Аплодировали очень долго. Думаю, что за обе части))

[Фото с поклонов после 2 части]





FACADA. Хореограф - португалец Артур Пита. Музыка - Фрэнк Мун, он же играет на сцене, и португальская традиционная фадо. Какой-то примитивный, затянутый, площадный фарс. Хоть и сюжетное, но недоразумение. Непонятно, зачем для этого пантомимного действа нужны балетные звезды первой величины. Хотя, нет, там есть выходное соло Натальи, где ей доводится попрыгать и покружиться, и пара танцев Ивана, которые отчасти могут примирить с действительностью. Но эти картонно-карикатурные страдания, эти крики, мяукающие рыдания, выпученные глаза, ведра слез, размахивание ножом… Стол этот в конце… Клоунада какая-то… Нет, я бы и забыла с легким сердцем - но ведь поставили в конец, и этим полностью смазали, да даже стерли впечатление от первых двух частей. Как я была воодушевлена после них, и с каким трудом вспоминала свои эмоции сейчас… А какой вдохновенно-восторженный мог бы быть отзыв! Жаль…

UPD от 8 августа - лондонские показы. Появилась запись кусочка из Факады, жалко, что именно оттуда, но выбирать не из чего... Зато она очень показательна - отлично видно и хорошее и плохое. Ну на мой вкус, естественно... Осталась при мнении, что это фарс, с которым меня примирила бы только ванина фактура. Но без кривляний.

image Click to view



И второй. Этот чувственнее.

image Click to view



И - финальный танец Натальи.

image Click to view



Вердикт. Смотреть обязательно! Я ни секунды не пожалела, что преодолев мучающий вторую неделю бронхит, не сдала билет, а все же приехала. Явление действительно уникальное, удовольствие редкое. И смотреть, лучше всего, при наличии возможности - дважды. Третью часть с первого раза проигнорировать, наверное, не получится, просто из чистого любопытства. А потом - отдельно прийти на первые две и унести с собой полноценное послевкусие. Это, как мне кажется - идеальный вариант.

Ну и финальные поклоны. Понятно, что аплодировали долго, вызывали много, восторг был всеобщий, селебрити, приставные ряды везде, в общем - праздник удался. Фото.

[Фото с финальных поклонов]

















































Другие отзывы о балете:
[Другие отзывы о балете]
Укрощение Строптивой. 06.07.14. Большой театр. Крысанова, Лантратов
Манон. 04.07.14. МАМТ. Михалев, Сомова, Смилевски. Сделайте мне душевно!
Манон. 22.06.14. Большой театр - гастроли Ковент Гарден. Наталья Осипова, Карлос Акоста.
Дама с камелиями. 11.06.14. Большой театр. Захарова, Лантратов.
Корсар. 05.06.14. Большой театр. Лобухин, Шипулина, Кретова. И немного истории.
Баядерка. 10.05.14. Большой театр. Захарова, Александрова, Лантратов.
Дон Кихот. 28.04.14. МАМТ. Леонид Сарафанов.
Баядерка. 25.04.14. МАМТ. Иван Васильев.
Жизель. 20.04.14. МАМТ. Диана Вишнева. Сергей Полунин.
Спартак. 10.04.14. Большой театр. Иван Васильев, Мария Виноградова, Владислав Лантратов, Мария Александрова.
Николай Цискаридзе в Тщетной Предосторожности 29.03.14
Иван Васильев. Балет через нижнюю чакру. Часть 2. Жизель. 15.02.14. Большой театр.
Иван Васильев. Балет через нижнюю чакру. Часть 1. Щелкунчик. 03.01.14. Большой театр.
Иван Грозный. 24.11.13. Большой театр. Лобухин, Никулина, Родькин.
Марко Спада. 13.11.13. Большой театр. Холберг, Образцова, Чудин, Смирнова, Цвирко.
Спартак в Большом. 20.10.13. Трансляция.
Спартак в Большом театре. 19.10.13. Иван Васильев, Игорь Зеленский, Мария Виноградова, Мария Аллаш.
Баядерка в Стасике. 18.10.13. Сергей Полунин.
Майерлинг. 28.07.13. Сергей Полунин.
Встреча с Николаем Цискаридзе в Бахрушинском музее 03.07.13.
Дон Кихот в Стасике. 14.06.13. Сергей Полунин.


"Факада", отзывы, театр, ст современное искусство, "Мёрси", `х Пита, балет, `т Наталья Осипова, искусство, `х Наарин, "Соло для двоих", "Пассо", `т Иван Васильев, `х Шеркауи, тр МАМТ

Previous post Next post
Up