Укрощение Строптивой. 06.07.14. Большой театр. Крысанова, Лантратов
Jul 07, 2014 06:39
Похоже, я правильно расставила приоритеты в июльских премьерах. Здесь все было мило, но послевкусия хватило от силы на полчаса… Так что поначалу думала, не соберу эмоций на полноценный отчет, отделаюсь парой фраз. Хорошо, попробую наскрести, что получится))
Балет современный, поставлен Жаном-Кристофом Майо специально для Большого театра. Премьера была 4 июля, это четвертый спектакль. Музыка Шостаковича, нарезка из фрагментов разных произведений. Оформление - абстрактно-стилизованное, по дизайну напомнило одну из осовремененных Травиат в белом минимализме (эта запись с Нетребко широко известна), костюмы - тоже условно-минималистичные, с отсылом в XX век, короче - история, вынесенная из пространственно временного контекста. Кстати, подумала я сейчас, вот этот ход как раз мне, пожалуй, понравился. История-то получилась, но не оригинальная - про сварливую бабу и торжество домостроя, а вполне себе вневременная - про всеукрощающую любофф)) (и секас, как ее главное оружие))))
Из общего впечатления - сначала мне было непривычно. Хотя - интересно. К середине первого действия, когда к музыке и хореографии адаптируешься, начинает немного надоедать. Пластика Катарины однообразно экспрессивна и призвана изображать «неистовую дикарку» на грани неадеквата. Любая вменяемая девушка, даже самая склочная, уже бы передохнула от пинков и затрещин, раздавая их все же по поводу и настроению, но у Катарины по замыслу хореографа это настроение - перманентно. Гротескны, на самом деле, все, весь первый акт - это торжество стилизации, торжество условных характеров. Так что по его окончании появился некий момент разочарования, так как хотелось все же посопереживать, а было совершенно нечему.
Я собралась было проникнуться зарождающимся чувством Катарины и Петруччо, но тут этот момент был проиллюстрирован мелодией «Песни о встречном»… Помните? «Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река»… И особенно «Кудрявая, что ж ты не рада Веселому пенью гудка?»… И, что интересно, не маленький кусочек взяли, а настойчиво так повторяли куплета три или четыре… Кудрявая, понятно, была не рада, гудок у нее в этот момент гудел свадебный, и встречный план у нее горел совершенно другого свойства… (Кстати, я сама только с год назад узнала, что в песне и в фильме, из которого она, речь идет не о встречном человеке, как я полагала, а о встречном плане - стахановские времена, вот это все…) Короче, вот под это герои поженились.
Для желающих погрузиться в реальные страсти в буклете было обнаружено шедевральное либретто. «Что это - острая форма мизантропии или проявление чрезмерной требовательности?» «Она безудержно и рискованно играет со своей жизнью», «это даст ей возможность войти то самое высшее общество, которое является таковым лишь благодаря высокомерию и деньгам», «Здесь было бы уместно вспомнить песню Жюльетт Греко «Поженим их, поженим их, ведь они так похожи друг на друга» - это из характеристик действующих лиц. «…два чудовища сходятся в поединке…», «Начинается праздник в честь помолвки двух диких хищников...», «…эта дура своей несдержанностью испортила праздник…» - это уже действие… Что курил автор? Желающие насладиться - могут это сделать на сайте театра, оно там выложено.
Так с шутками-прибаутками и без особых ожиданий мы доползли до второго действия. И тут все оказалось гораздо вкуснее. Ибо - Петруччо обнажил торс и стал укрощать строптивую Катарину. Которая, впрочем, ожидаемо растаяла в итоге, и пучина сия поглотила их в один миг слуга целомудренно накрыл извивающиеся тела простыней. Это было реально захватывающе, и - к моей нескрываемой радости - заняло половину действия. В другой половине - свадьбы Бьянки и Люченцо - блеснули сами молодожены. Им повезло жениться под более романтичную музыку, и вообще вся сцена свадьбы была хореографически ближе к классике, и тут, к счастью, всем нашлось, где показать уровень Большого театра. Конец был совершено неожиданным, как обрубленным, и, честно говоря, финальной точки повествования я не уловила.
По персоналиям. Главное удовольствие этого спектакля - обаятельный, отвязный, хулиганистый, сексапильный Влад Лантратов в роли Петруччо. Про обнаженный торс я сказала. Про сцену соблазнения - тоже)) Мне больше всего понравилось, что его герой не является »мужской шовинистической свиньей» (отсюда) чудовищем, он играет в него, будучи просто нереально классным мужиком…))) Ну да, притереться надо, но к кому ж не надо…)))
Екатерина Крысанова - тоже отличная! И Катарина ее - не склочная сварливая баба, а, скорее, такой ершистый подросток, который открывает любовь, и эта любовь заставляет пригладить иголки и втянуть коготки. Но она не становится мягче, она остается собой только в адеквате
Ольга Смирнова - Бьянка. Ох, трудно мне тут. Все первое действие не могла на нее смотреть. Единственный человек в БТ, которого я так сложно воспринимаю, что готова хоть люстру разглядывать, когда она танцует, так мне все в ней против шерсти. Она, конечно, в своем репертуаре, в том смысле, что не нежна, не трепетна, не женственна, и вообще не Бьянка ни разу. Первое действие откровенно раздражала. Во втором - что-то случилось, и в свадебной сцене она выдала «драмбалетную салонную лебедь», опять же не девичью совершенно, но очень вдохновенную. Во всяком случае, я начала понимать, что в ней видят поклонники в Даме и Онегине.
Семен Чудин - Люченцо. Мне он нравится, был самым выразительным из женихов, первое действие украсил. Во втором - потерялся в дуэте. Еще яркая роль - экономка Анны Тихомировой. Такое чувство, что стопроцентное попадание - интересна, точна, эффектна. Гремио Вячеслава Лопатина сорвал аплодисменты в маленьком соло в первом действии - не знаю, можно ли это вращение назвать вариацией… Вообще зал тепло принимал именно классические вкрапления в хореографию, они смотрелись интереснее, да и артисты получали возможность блеснуть не только актерством, но и техникой.
Ну и на сладкое. Отважный оператор снял самые эффектные моменты - те самые сцены Катарины с Петруччо и Бьянки с Люченцо. Запись сделана днем раньше, все остальное - так же. Наслаждайтесь!