ERTE и его украшения

Sep 28, 2013 01:20



Великий "князь мюзик - холла" и "зеркало моды в течение 75 лет" ( так стали называть Романа Петровича Тыртова после его смерти в 1990 году)   родился в семье старинного дворянского рода (берущего своё начало от хана Тырта).
Роман был единственным наследником генерал - лейтенанта морского флота, с 1908 по октябрь 1917 возглавлявшего Морское инженерное училище в Санкт - Петербурге; но мальчик не хотел быть военным - он мечтал стать художником...
Уехав в 1906 году в Париж за осуществлением своей мечты, Роман поступает в Академию изящных искусств, но учится там непродолжительное время. Его больше привлекают музеи и галереи, кабаре и кубисты, модные журналы и закулисье модных парижских домов.
Отправив в Модный дом Поля Пуаре (Paul Poiret) несколько эскизов одежды, он получает приглашение работать в качестве дизайнера дома в 1912 году. Роман Тыртов становится известным в модных и светских кругах парижского общества и начинает работу в качестве специального  корреспондента петербургского журнала мод "Дамские моды".
Чтобы, по его словам, "не позорить семью", он берёт себе псевдоним (перепробовав до этого ещё несколько) ERTE, соединив первые буквы своих имени и фамилии на французский манер.
В 1913 году он создаёт костюмы для Маты Хари (как известно, сия дамочка любила танцевать полу- или совсем обнажённой на "приватных" концертах) в Le Minaret.





В 1915 - 1916 годах художник, не получивший систематического художественного образования, начинает сотрудничество с модными журналами Harper's Bazаar, Vogue и другими.





ERTE в 1916 году создаёт дизайн мюзик - холла для Mistinguette в Bataclan и Gaby Deslys в Theatre Femina, в 1917 - 1930 годах - костюмы для Folies - Bergere.

image Click to view



В 20-х годах ERTE заявляет о себе как состоявшийся модельер, предложив принцип однородного моделирования женской и мужской одежды (т.н. стиль "унисекс"), завоевавший особую популярность через несколько десятилетий спустя. В 1921 году ERTE предложил модницам платье с ассимметричным декольте.
В это же время он оформляет целый ряд балетных номеров Анны Павловой, постановки Чикагской оперы.













В 1925 году, переехав из Парижа в Америку, ERTE  заключает контракт с голливудской кинокомпанией Метро Голдвин Майерси и становится самым известным американским художником по костюмам того времени.



При этом ERTE не прекращает работу над своими рисунками.





























































Творческая энергия и многогранность таланта ERTE просто поражают!
В 60-х годах он стал тиражировать свои рисунки 20-х - 30-х годов в технике литографии, а затем и сериографии, в том числе и серию "Алфавит" (созданную в 20-х годах прошлого столетия).












1-й альбом "Числа" вышел в 1968 году, в последствии лёгший в основу оригинальных игральных карт, сделанных по заказу табачных компаний Данхилл и Гэлаххер.



В 60-х же годах ERTE "заболел" скульптурой - и из под его пальцев стали возникать шедевры как трёхмерное воплощение прошлых рисунков; скульптуры создавались практически до последних лет его жизни.





















Но и на этом великий ERTE не остановился - в 1979 году он "запускает" лимитированную коллекцию ювелирных украшений "Art to Wear", сделанную по его рисункам 20 - 30-хх годов прошлого столетия, в том числе "алфавитной" и "цифровой" серий.







Данные украшения были произведены для The Circle of Fine Art (CFA) gallery, но сейчас данные украшения можно приобрести, хотя они чрезвычайно редко продаются на специализированных аукционах (цены на ожерелье начинаются от 6000 долларов).

Подлинные украшения ERTE сделаны из 14-ти каратного золота, стерлингового серебра (или в сочетании данных драгоценных металлов), рубинов, бриллиантов, топазов, аметистов и цитринов, могли быть использованы также перламутр, ляпис - лазурь  и чёрный оникс.






"Саломея", золото, серебро, бриллианты, рубины, чёрный оникс, перламутр



Эта брошь сделана на основе рисунка и скульптуры ERTE "Пламя любви"; золото, серебро, бриллианты, чёрный оникс, перламутр.





Дизайн  ERTE 1927 года  для шоу "Манхэттен"; золото, серебро, бриллианты.



Самая первая работа - украшение, 1979 год, золото, бриллианты, перламутр.



Брошь Plume, выпущено всего 50 экземпляров, серебро, золото, аметисты, бриллианты, голубые сапфиры.


























Сумочка-клатч по рисунку 20-х годов.












Серьги "Фантазия", 50 экземпляров; золото, 33 рубина, 50 бриллиантов.







ERTE был очень требователен в выборе драгоценных камней для своих украшений, так как они должны были соответствовать высокому духу его коллекции Art to Wear ("искусство носить").

Украшения ERTE в настоящее время сильно подделываются (особенно часто подделки можно встретить на ebay) - хотя украшения выглядят практически идентичными оригиналу, но они обычно сделаны из серебра, корейских страз или кристаллов Сваровски.

Вот, например, изображения подделок























В этом случае нужно ориентироваться на цену (если заоблачная, то перед Вами "подлинный" ERTE), применяемые материалы и маркировку.  Выпущенная книга "Erte: Art to Wear" с репродукциями оригинальных дизайнов, на которых основана данная линия украшений, позволит не ошибиться при покупке.

Маркировка на каждом украшении должна иметь знак копирайта, надписи CFA for Circle of Fine Arts и ERTE, 14k или SS for Sterling Silver (или вместе 14k\SS), а также порядковый номер изделия. Например, брошь маркирована как 2\50, значит, перед Вами 2-й экземпляр из 50-ти возможных данного украшения. Маркировка при этом может находиться как сбоку, так и на оборотной стороне ювелирного изделия.

Кроме того, коллекционеру может повезти купить украшение в фирменной бархатной коробке красного цвета с сертификатом галереи (но тогда приготовьтесь к увеличению цены на 30% по сравнению с аналогичным украшением "без одежды").

Роман Петрович Тыртов (ERTE), на мой взгляд, был просто гением,  к тому же фантастически работоспособным (последней его работой были эскизы для бродвейского шоу "Звёздная пыль" 1989 года)!

image Click to view



ERTE - это человек-эпоха, с уходом которого из нашей жизни исчезло то хрустальное волшебство, которое зовётся арт-деко.

Но у нас есть возможность сохранить хотя бы осколки этого волшебства, вглядываясь в которые, мы вспоминаем ушедшую от нас красоту...

Это мой "осколок"  -   двойной дресс-клип в виде броши, 1936 год, маркировка патента и года, латунь, чешские стразы



Источники информации и фото

http://cruiseroo.blogspot.ru/2013/08/erte-art-to-wear-and-more-from-divine.html

http://www.rubylane.com/item/528533-071201/Ertxe9-Beauty-Beast-St-III

http://www.spqrfineart.com/ERTEJEWELRY.html

http://pr.uz/istoriya-reklami/4113

https://www.rubylane.com/blog/erte-art-to-wear-from-the-father-of-art-deco

http://madamepickwickartblog.com/2010/08/erte-the-man-in-the-ermine-lounging-pajamas/

история винтажных украшений, erte

Previous post Next post
Up