Некоторым нравится пострашней: хоррор-туризм в Италии

Jan 30, 2020 05:44

«В основе табу лежит положительный поток желания. Потому что нет необходимости запрещать то, что никто не хочет делать, и в любом случае то, что запрещено самым категоричным образом, должно быть объектом желания».

Зигмунд Фрейд



Photo credit: Victoria

Почему людей издавна привлекало все жуткое? Почему мы сознательно хотим пощекотать себе нервы, читая триллеры и смотря ужастики? Почему нам нравятся истории о ведьмах, вампирах, вурдалаках и прочей нечисти?

И даже туристами мы ищем в незнакомых городах мистические места, чтобы не остаться без привычной доли острых ощущений. Катакомбы Парижа, качели над бездной Большого каньона в США, украинская Припять...

Ниже - пара-тройка мест в Италии для самых прожженных и циничных любителей хоррор-туризма.

И - бонусом - ответ на вопрос почему нам так нравится щекотать себе нервы страшненьким и отталкивающим от моей подруги, таролога и нарративного практика Елены Евсеенковой. Спойлер: с вами все в порядке.

1. Catacombe dei Cappuccini, Катакомбы братьев капуцинов в Палермо



В Палермо находится один из самых популярных итальянских ужастиков - катакомбы братьев капуцинов.

Говорят, что сицилийцы одержимы смертью: до сих пор очень часто пожилые вдовы носят черное гораздо дольше, чем где-либо еще в стране, причем некоторые из них предпочитают оставаться в трауре до конца своей жизни. Сицилия также известна как «родина» профессиональных плакальщиков: было такое ремесло еще со времен Римской империи, но в наши дни практически изжившее себя.

Трудно сказать, откуда возник культ мертвых: отчасти он, несомненно, восходит корнями к католицизму, но его практиковали и ранее древние греки и римляне. В склепе капуцинов, что в южном итальянском городе Палермо, этот культ нашел свое, наверное, самое наглядное и жуткое воплощение. Здесь понимаешь, что смерть - это не парализующий волю страх, а, скорее, естественная трансформация человека.

Разумеется, подавляющее большинство посетителей крипты вряд ли об этом задумывается, желая лишь пощекотать себе нервы реально ужасающим зрелищем мумифицированных трупов. Что до братьев-капуцинов, которым принадлежит эта крипта, то они смогли извлечь из людской страсти к жуткому неплохой доход, которого хватает на содержание и самой крипты, и монастыря.

Орден капуцинов, основанный в XVI веке, является ответвлением ордена более «знаменитых» францисканцев. Своим названием орден капуцинов обязан особому капюшону, который носили монахи ордена: от него же взял свое название и кофе cappuccino, чей верх из вспененного молока напоминает по форме тот же самый капюшон. Несмотря на то, что этот Орден Малых Братьев возник в итальянском регионе Марке, их исключительное отношение к бренной оболочки после смерти человека пришлось очень кстати на Сицилии. Фактически, первый забальзамированный монах, был помещен в местный склеп вскоре после прибытия Ордена в Палермо.

Вход в Склеп расположен на площади Капуччини, которая находится в нескольких минутах ходьбы от Палаццо Реале. Склеп снаружи - очень скромное здание, в полном соотвествии с обетом о бедности, который дают все члены Ордена.

Оказавшись внутри, вы осознаете, что склеп похож на съемочную площадку фильма ужасов, хотя даже Голливуд вряд ли может конкурировать с тем, что здесь видят жадные до зрелищ посетители: сотни тел, одетых в свои лучшие - воскресные - костюмы, подвешены на крюках на стенах и потолоке, углы загромождены разложенными в причудливом порядке костьми. Жутко, но красиво. Тела разного уровня разложения смотрят на вас (некоторые - собственными глазами), словно желая схватить и вовлечь и вас в эту вакханалию. Брррр!!!



Пока вы гуляете по корридорам, у вас вряд ли получится отделаться от жуткого ощущения нереальности окружающего. Ваши шаги гулких эхом отзываются по закоулкам склепа, и нет-нет, вы подпрыгиваете, когда зычный голос монаха разрывает ватную тишину гулким «не фотографировать!». Фотографии здесь запрещены, во-первых, потому что вспышки могут повредить мумии, а, во-вторых, из-за уважения к мертвым, все-таки мы на кладбище.

Несмотря на то, что вы можете подумать, что мумии здесь просто свалены в произвольном порядке, на самом-то деле они четко распределены по отсекам в зависимости от пола и статуса, который имели при жизни.

В первом «отделе» покоятся - или, стоит сказать, выставлены на всеобщее обозрение - тела монахов ордена, для которых поначалу и предназначался склеп. Там - и тело брата Сильвестро да Губбио, самого старого «члена» клуба, в смысле, склепа, чьи останки «приветствуют» посетителей еще с 1599 года.

Следующий «отдел» - мужской: все мумии одеты «по моде» своего времени и, что называется, наглядно демонстрируют церемонию погребения практикуемые в ту или иную эпоху. Далее - женский «отдел», где даже нашлось место для специальной секции для девственниц, чьи мумии можно узнать по характерным металлическим обручам на черепах. Остальные «постоялицы» - в шелковых платьях и кружевных чепчиках - тоже хоть куда! Затем - «профессорский отдел», где нашли свое пристанище мумифицированные останки врачей, солдат и прочих профессионалов, среди которых встречаются даже знаменитостей: художник Веласкеса и скульптор Лоренцо Марабитти. Солдаты - в парадных мундирах, которые за два столетия почти не выцвели. За профессорским располагается «отдел» священников, небольшой, но набитый чуть ли не битком останками церковников в потрепаных рясах и поистершихся белых облачениях...

Секрет бальзамирования обитателей крипты становится понятен уже ближе к концу тура, поскольку одна из специальных комнат для высушивания тел открыта для осмотра. Оказывается, сложившийся в крипте микроклимат сам по себе способствует бальзамированию, естественным образом иссушивая тела умерших, которые затем бальзамируют уже с использованием уксуса, а потом уже наряжают тело в соответствии с пожеланиями его семьи.

Этот отлаженный процесс был остановлен в 1871 году, когда брат Риккардо стал последним «постояльцем», похороненный по этому обряду.



Однако в маленькой часовне в самом конце экскурсии туристам представляют местную «спящую красавицу», маленькую девочку, ставшую последней их захороненных в склепе. Розалия Ломбардо умерла в 1920 году, и благодаря хранимому в секрете процессу химического бальзамирования она по-прежнему выглядит так, словно просто спит. Трудно поверить, что эта маленькая девочка умерла ровно 100 лет назад, и заключена в стеклянный гроб. Кажется, что она вот-вот откроет глаза, сладко потянется и спросит что это вы на неё так уставились...
В последние годы тело Розалии начало демонстрировать признаки начинающегося разложения, и были приняты меры по его сохранению, чтобы остановить - неизбежный - процесс. К сожалению, секрет бальзамирования так и остался секретом, поэтому полностью разложение маленького трупика остановить не представляется возможным.

Но не только Розалия находится в опасности: микроклимат, который в течение многих веков способствовал сохранению тел в склепе, в последние годы изменился, став более влажным и, следовательно, менее благоприятным для сохранения мумифицированных тел.

Так что любителям пощекотать себе нервы стоит не затягивать с посещением Палермо...

2. Museo delle Mummie di Ferentillo, Музей Мумий в Умбрии



Музей расположен в склепе церкви Св. Стефано, где веками хоронили местных жителей. Когда в XIX веке наполеоновский указ запретил захоронения внутри городских стен, склеп вскрыли и обнаружили впечатляющее количество ... мумий. Исследования впоследствии продемонстрировали, что мумификация погребенных стала возможной вследствии особой геологической структуры грунта, где была вырыта крипта. Сегодня крипта открыта для туристов, которые хотят взглянуть на мумий Ферентилло.

3. Музей криминальной антропологии имени Cesare Lombroso в Турине



В Турине вы найдете увлекательный музей, посвященный связи между преступностью, анатомией и антропологией. В столице Пьемонта Чезаре Ломброзо, отец современной криминальной антропологии, сделал себе имя. В 2009 году, к 100-летию со дня смерти Ломброзо, для широкой публики была открыта выставка из жутких предметов, собранных самим Ломброзо еще при жизни.



Коллекция Музея Криминальной Анропологии имени Чезаре Ломброзо очень разнообразна: здесь и части человеческих тел в формалине, и рисунки, фотографии, дневники и даже личные вещи, принадлежащие пациентам психиатрических больниц и заключенным.

4. Santuario di San Bernardino alle Ossa, Святилище Святого Бернардино на костях в Милане

Церковь святого Бернардо, с барочный фасадом, не представляет собой большого интереса: разве что могила потомков Кристофора Колумба по материнской линии привлекает внимание надписью “Colon diede il nuovo mondo alla Castiglia e al Leon”.

Зато если пройти через дверь справа от входа, то можно попасть в ... царство мертвых: стены и потолок святилища сплошь выложены человеческими костьми и черепами.
Это - останки заключенных умерших в тюрьме здесь поблизости, монахов, что там работали, послушников базилики Святого Стефано, нищих и бродящих, а также ... богатых и знатных миланцев, первоначально захороненных в близлежащих церквях или на местном кладбище, которое в 1622 году признали переполненным.

История этого кладбища восходит к XIII веку, но, на самом деле, «дело о костях» начинается в 1145 году, когда поблизости от базилики Святого Стефано открывают больницу с кладбищем, которое вскорости будет закрыто за негодностью. По этой причине в 1210 году строят небольшую клетушку, которая предназначается для костей, эксгумированных с того самого негодного кладбища. Рядом с этой клетушкой в 1268 возводят церковку для захоронения в ней братьев и священников, работающих в упомянутой больнице. Только век спустя, в 1450 году, эту церковь посвящают Святому Бернардо Сиенскому, причисленному католической церковью к лику святых в том же году.

В 1642 году обрушивается церковная колокольня, разрушая при падении и хранилище костей, и крохотную церквушку. Церковь, понятное дело, отстраивают заново сразу же, а вот с хранилищем костей дело затягивается: его восстанавливают с самого фундамента, и строительные работы завершаются лишь в 1695 году. Хранилище костей сразу сыскивает себе репутацию самого мрачного и жуткого места Милана.



Стены новой капеллы полностью покрыты костьми и черепами, собранными в руинах старого хранилища костей; черепа и кости «украшают» и двери, и пилястры, и карнизы. Кости лежат аккуратными горками в нишах, из костей выложены повсеместно встречающиеся здесь в капелле кресты и буква «М» (новая церковь посвящена Скорбящей Деве Марии).

Мрачная атмосфера странно констратирует с живописной фреской, украшающей купол. На фреске изображены парящие к Раю души в окружении сонмов ангелов.



Ходят слухи, что хранимые в капелле кости принадлежали католикам, преследуемым проповедниками культа арианства в бытность Святого Амбвросия епископом Милана, но эта версия была вскоре отклонена. Кости все-таки принадлет несчастным невинно загубленным душам, в чью честь было названо и первоначальное хранилище костей.



Поскольку в прихожанах новая церковь и капелла недостатка не ощущала - а как раз наоборот! - то в 1750 году была отстроена церковь Святого Бернардо в своем нынешнем виде, а старая церковка, получившая наименование Церковь Мертвых или Церковь на Костях, стала своего рода атриумом при новой.

Примечательно, что в 1783 году, после посещения местного «костевого комплекса», король Португалии Жуан V решил возвести такое же «учреждение» у себя в Лиссабоне.

Конечно же, в этом жутком царстве мертвых есть и своя легенда под стать: говорят, что слева от алтаря покоится скелет девушки. Так вот, в ночь мертвецов девчушка просыпается и будит своих «собратьев»: скелеты пускаются в дикую пляску здесь же в центре капеллы, а жуткий звук громыхающих костей слышен и с улицы.

Ну, что, наслушались историй? Насмотрелись на картинки? А теперь, как обещала, объяснение человеческой тяги к смертельно пугающему от нарративного практика ...

"Тема смерти притягательна. Особенно, если вы ее боитесь. Особенно, если изо всех сил стремитесь избежать.

Та наша часть, которая переходит из одного воплощения в другое, отлично знает, что бессмертна. Но фокус в том, что условия рождения в нашем мире таковы - мы забываем об этом, родившись, и вспомним только уходя.

Наш ум стремится понять, есть ли что-то после смерти физического тела. Но, поскольку, будучи живыми, мы таким опытом не обладаем, то стремимся исследовать то, что осталось от других после смерти, получить хоть какой-то намек на то, что там, за чертой перехода не все исчезнет. Так что, можно сказать, что, в каком-то смысле, стремление к потустороннему и мистическому - это такая форма жажды познания.

Кроме того, тема смерти в современном обществе действительно во многом избегаема. Раньше человек гораздо спокойнее относился к ней, принимая как неизбежную часть жизни, как некое естественное ее продолжение. Но он верил, что смерть - это не конец. А мы, привыкшие опираться исключительно на доказательства и научные данные, не верим, а ждем и ищем точных, гарантированных подтверждений. И постоянно сомневаемся.

Интерес к полным мистики местам , стремление узнать о жизни после смерти больше, изучая относящиеся традиции и отправляясь на экскурсии - само по себе нормальная история. Самое главное - не забывать, что Смерть заслуживает уважительного отношения и очень внимательно смотрит на тех, кто смотрит на нее".

итальяноведение, Милан: зарисовки, эксклюзивный туризм в Италии, итальянцы и итальянки, религия и католическая церковь, мистическая Италия, другая Италия: мифы и легенды, моя Италия

Previous post Next post
Up