Как сойти за итальянца

Nov 08, 2019 05:48

В Италии, как я уже много раз рассказывала своим читателям, по одежке не только встречают, но и провожают. Итальянцам нравится, когда в человеке все, где «все» - это и одежда, и обувь, и аксессуары, - решительно «все» прекрасно! Возможно, поэтому весь мир старается скопировать хваленый итальянский стиль в одежде. А итальянские мужчины до сих считаются одетыми лучше всех в мире! Почему?!



И дело тут не в превосходном качестве одежды Made in Italy (ведь в ателье всего мира используются в основном итальянские же ткани), а в присущем жителям Апеннин особом взгляде на стиль и искусстве сочетать, казалось бы, несочетаемое. Доказано еще древними римлянами:

«Одежда делает человека».
Марко Фабио Квинтиллано, древнеримский оратор

“Gli abiti fanno l'uomo.”
Marco Fabio Quintiliano

Итак, костюм и галстук или футболка и кроссовки? Итальянские денди любят нарушать модные табу, хоть и ищут источники вдохновения … за океаном.
Через одежду и аксессуары итальянцы идентифицируют не только самих себя, но и целые эпохи и значимые эпизоды повседневной жизни. Помните героя Марчелло Мастроянни в фильме «Брак по-итальянски»? Он пытался сопоставить стадию своих отношений с героиней картины и туфли, которые он носил в ту эпоху… Как это верно!

Итальянец - это тот самый Марчелло Мастроянни с его солнцезащитными очками марки Persol чуть ли не сутки напролет, даже ночью. Итальянец - это герой Витторио Гассмана в фильме Il sorpasso, всегда исполненный кошачьей грации и уверенности в себе, будь то в сшитом по индивидуальным меркам костюме с двубортным пиджаком, или же в белой рубашке и полотняных брюках, немножко приятный малый, немножко каналья, немножко трус, немножко герой…

«Мужчины могут быть элегантными даже без пиджака и галстука».
Рафаэлла Аморозо, специалист в области Digital PR

“Gli uomini possono essere eleganti anche senza giacca e cravatta.”
Raffaella Amoroso

Вот, кстати, возьмём к примеру костюм с двубортным пиджаком - это традиционная униформа итальянцев для торжественных случаев. К тому же, у таких костюмов есть важное преимущество между «обычными» пиджаками: двубортные пиджаки прекрасно сидят и на тех, кто, скажем прямо, не может похвастаться кубиками на прессе.
Кстати, именно этот плюс двубортных пиджаков и объясняет их появление в итальянской моде: этот крой стал популярным среди итальянцев, когда дородность стала синонимом финансового успеха и статуса - с начала тридцатых по пятидесятые годы XX века и, конечно, в незабываемые восьмидесятые, вкупе с spalla alla Mazinga, внушительными подплечниками, напоминающими о герое японских манга, так популярном в Италии.

«Обычно манера одеваться отражает чувство достоинства индивида».
Джанфранко Ферре

“Di solito il modo di vestire appartiene al senso di dignità che l’individuo ha di se stesso.”
Gianfranco Ferrè

Простые смертные надевали костюмы с двубортными пиджаками на свадьбы и важные семейные торжества. А перекочевал такой костюм в гардеробы простых итальянцев из армии, где двойной ряд пуговиц и двойная же застежка были в ходу благодаря надёжности и свободе движения. К тому же, скажем без обиняков, парадные кители немецких и австрийский гусаров очень элегантны и помпезны; сохраненное их гражданским «собратом» сие похвальное качество наверняка подкупило и англичан, авмериканцев, в общем, всех англосаксонцев, для которых двубортный пиджак стал удачным (хоть и немного заезженным) гибридом униформы и элегантности. Респектабельность двубортного пиджака оценили даже гангстеры Чикаго, да так, что какое-то время двубортные пиджаки ассоциировались исключительно с американскими мафиози...

Вам тоже двубортный пиджак кажется скучноватым? Тогда взгляните на блейзер - глубоко синего цвета, с металлическими пуговицами и той же самой двусторонней застежкой. Франтоватые итальянцы носят его летом со светлыми (кремовыми) брюками. Хотя совсем недавно любовалась очень смелым сочетание классического двубортного синего костюма с коричневыми замшевыми мокасинами и ... красными носками. Жуть? А мне очень понравилась смелость и азарт того итальянца: чтобы удачно смиксовать, казалось бы, несовместимое нужны фантазия и изрядная доля самоиронии. И, даже если вы вдруг ошибетесь, ничего страшного в этом нет, ведь:

«Хуже всего одетые люди, как правило, всегда наиболее интересны».
Жан-Поль Готье

“Sono sempre le persone peggio vestite ad essere quelle più interessanti.”
Jean-Paul Gaultier

Кстати, о модных сочетаниях - вы, возможно, мне не поверите, но в нации, где не только встречают, но и провожают по одежке (я, конечно же, имею в виду итальянцев), не стихают споры о том, допустимо ли самовыражаться через манеру одеваться.

«Одежда - это семиотические инструменты, то есть, механизмы коммуникации».
Умберто Эко, писатель

“I vestiti sono degli artifici semeiotici, cioè delle macchine di comunicazione.”
Umberto Eco

Традиционалисты тут же припоминают британского принца Чарльза, что носит годами мокасины, пальто и пиджаки из ирландского твида.. Для таких персонажей привычные вещи - это их царство и вполне очевидный символ столь же очевидного снобизма. Их оппоненты утверждают, что хоть «платье не сделает из тебя монаха» (итальянская поговорка: l’abito non fa il monaco), его выбор и манера его преподать неизбежно заявляет о внутреннем «я» его владельца. Что, в принципе, логично, ведь человеку свойственно меняться, терять привычки, приобретать новые, расставаться, вновь встречаться, менять собственное мнение, политические убеждения и даже религиозные взгляды. Так почему это не должно распространяться на одежду? Ведь, наверное, индустрия моды для того и существует, чтобы служить источником свежих идей?



Ах, да, мода. Вы знаете, что когда в 2008 году Барак Обама колесил по всей Америке в рамках своей избирательной кампании, кто-то спросил его почему его костюмы столь «анонимны», настолько лишены оригинальности или малейшего намека на его личность. Барак дал, я считаю, гениальный ответ: «Я одеваюсь как Президент Соединенных Штатов Америки и в этом качестве мой народ не хочет, чтобы я выглядел крутым». Те, кто олицетворяет собой Власть, добавил будущий президент, не могут себе позволить вызвать чуство неловкости у тех, кто за них проголосовал, излишне следуя моде.

Итальянский кодекс мужской моды с легкой подачи американцев (итальянцы вообще любят примерять на себя американские привычки) сильно изменился за последние годы. Вот, к примеру Мистер Фейсбук, Марк Цукерберг, даже на собрания акционеров и важные встречи надевает простой свитер (хоть, надо сказать, по случаю слушаний его дела в Сенате нашел у себя в гардеробе костюм и даже галстук) - итальянские топ-менеджеры, прежде чуравшиеся пятничной американской традиции dress down, теперь смело носят сникерся не только в преддверии выходных, но даже и в середине рабочей недели. Под костюм, ага. Ну, а что: дресс-код меняется, и наступает тот примечательный момент, когда и аномалия становится модной тенденцией. А потом превращается в норму, общепринятую и даже, местами, кодифицированную, то есть, «заточенную», к примеру, под определенную категорию профессионалов.

Итальянцы делают ставку на «sprezzatura» (термин из XVI века авторства Бальдассарра Кастильоне из его трактата Il cortigiano) - тщательно продуманный, выверенный до мелочей, но, вместе с тем, нарочито небрежный и якобы спонтанный стиль одежды. Если вдуматься, то, наверное, это и объединяет знаменитых итальянских мачо вчера и сегодня. Вот, к примеру, наш современник Lapo Elkann - подлец, проныра и гениальный бизнесмен, который щеголяет в элегантных костюмах самой невообразимой расцветки, но неизменно улыбающийся и уверенный в себе и собственной неотразимости.

“L'eleganza non è il calciatore o il velino: l'eleganza è l'eleganza.”
Lapo Elkann

«Элегантность - это вам не футболист и не артист кордебалета: элегантность - это элегантность».
Лапо Элканн



Ах, ну, и напоследок:

«Вам не нужно одеваться, чтобы чему-то соответствовать. Каждый одевается так, как хочет, Бог ты мой!»
Ренато Балестра, итальянский стилист

“Non bisogna vestirsi pensando di avere un'etichetta. Ognuno si vesta come vuole, santo Dio.”
Renato Balestra

Поэтому я обожаю свою винтажный костюм с двубортным пиджаком мужского кроя итальянской марки Luisa Spagnoli:



итальяноведение, как это делают итальянцы, dolce vita, мода в Италии и made in italy, Я, моя Италия, итальянцы и итальянки

Previous post Next post
Up