Серж много работает с американцами и канадцами, в том числе работающими в ритэйле, так вот они в голос говорят, что у них развивается реальный антиглобалистский тренд. Люди начинают предпочитать маленькие специализированные магазинчики сетевым магазинам, гипермаркетам и моллам. Многие даже считают, предательством, если их любимое место открывает филиал.
кадр из фильма "Лавка Чудес"
Почему на самом деле люди выбирают standalone магазины?
Надоела иллюзия свободы выбора. Чтобы выбрать простую бытовую вещь, вроде блендера или фотоаппарата, нужно изучить кучу характеристик, по которым они отличаются и выбрать наилучший по соотношению цена-качество. А ведь это время можно потратить на прогулку, общение или что-то еще полезное и приятное.
Доверие к людям. Человечность. Что само по себе ценность. В небольшой магазинчик можно прийти, попросить продавца посоветовать просто хорошую вещь и довериться ему. Так возрождаются полузабытые во времена "магазинов самообслуживания" человеческие отношения между продавцом и покупателем, когда продавец знает всю семью, спрашивает о здоровье, а еще интересуется, как покупателю те перчатки, что он купил на прошлой неделе, правда ли не мерзнут руки? Не как маркетинговый инструмент, а просто из любопытства и заботы, ему не всё равно. И конечно ему не посоветуют залежавшееся барахло. И еще в таком магазине всегда своя внутренняя жизнь, вот суета - пришел товар, или вот в каждой книжке по две закладки, читают по очереди :)
Возможность помогать. Каждый хочет сделать мир вокруг себя немного лучше. Не совершать революции, агитировать каждого встречного или объявлять войну ТСЖ, но стараться помочь тем, кому ему помочь по силам. Когда отношения с его любимым магазином хорошие, он может взять стопку флаеров и положить в своем посещаемом офисе, библиотеке или в поликлинике. И сразу станет чуть более значимым, ему будут благодарны и те, кто узнает о магазинчике, и сам магазинчик.
Осмысленный ассортимент. Не секрет, что сети работают с тем, что пользуется спросом, тем, что дешевле стоит и на что можно сделать бОльшую наценку, с теми, кто предложил им свои услуги, был достаточно настойчив или был у них на слуху. Мало у какой сети есть строгие морально-этические принципы, скорее "продаем всё, что продается". Маленькому магазину приходится закупать товары совсем на других условиях, у них меньший бюджет и меньший оборот, но это позволяет им куда БОЛЬШЕ уделять внимания качеству и выбору позиций, которые будут у них продаваться. Многие вещи есть в совсем небольшом запасе, а значит, можно купить что-то для дома или в подарок, чем вы удивите друзей и близких, и вам никто не скажет: "О, я тоже вчера в Карусели такую штучку видела, но увидела цену и передумала..."
Контакт с владельцем. Многие мечтают о своем бизнесе, но не многие открывают что-то свое, и судя по обилию интервью с директорами бизнесов, многим интересно, чем они живёт, какие у него ценности. Чаще всего это люди незаурядные. Директор не часто стоит за прилавком, но встретить его в магазине, перекинуться парой фраз, возможно, попросить о чем-то или подсказать какую-то идею всегда можно. Часто в маленьком магазине видно, что на выбор повлиял вкус владельца, и даже с удовольствием обнаружить, что вкус у вас общий.
Плюсы сетей, конечно, у нас пока перевешивают:
- удобнее купить всё и сразу в одном месте;
- цены ниже;
- безличность, возможность раствориться между рядами и остаться незамеченным, выбирая ерунду по 99коп
Но вот судя по Понарошке, уютных магазинчиком европейского формата, людям не хватает. У нас же карты постоянных друзей, где мы каждую покупку отмечаем, в пятый раз дарим подарок и меняем её на карту с бОльшей скидкой, так вот уже у многих вторая карта подходит к концу, например, а для товаров не повседневного спроса, это очень хороший результат. Или вот вчера приходит девушка и говорит Наташе: "Вы мне в прошлый раз такую книгу чудесную посоветовали, есть еще что-нибудь в этом духе?" А Наташа помнит, что посоветовала, и конечно, у нее есть на примете кое-что в том же духе, хотя ни по автору, ни по обложке не догадаешься, если сам пойдешь искать :)
И это не говоря про некоторых довольно известных личностей, которых низкоквалифицированный персонал огромного магазина обступит с просьбой дать автограф, или нахамит, не узнав, а мы и конфиденциальность их сохраняем, и действительно ценные вещи можем предложить, при этом не ставя никого в неловкую ситуацию.
Мне интересно, что вы на эту тему думаете. Любите сети или standalone магазины? Расскажите про свои любимые!