Кто привел в движение Будапешт

Apr 08, 2019 07:31



Мор Балаж / Balázs Mór (1849-1897)

Статья о Море Балаже «Кто привел в движение столицу» на сайте журнала Budapest начинается с цитаты из указа императора и короля Франца Иосифа от 27 декабря 1867 года:
XVII. t.-c. 1. §. „Az ország izraelita lakosai a keresztény lakosokkal minden polgári és politikai jog gyakorlására egyaránt jogosítottaknak nyílváníttatnak. 2. §. Minden ezzel ellenkező törvény, szokás vagy rendelet ezennel megszüntettetik.”
В первом параграфе указа сказано, что еврейские жители страны имеют право на все гражданские и политические права наравне с христианским населением. Второй  отменяет любой закон, постановление или закон об обратном.



1887. Будапешт, Teréz körút. Первый пробный рейс трамвая. (Klösz György felvétele)

Герой сегодняшнего рассказа - один из тех, для кого это новая ситуация стала трамплином для большого профессионального и социального взлета, и кто, в свою очередь, способствовал расцвету Будапешта больше, чем иные императоры.





„ … bátran mondhatjuk - ő adta meg a szárnyakat; ahol ő a síneit lerakta, a földből bújtak ki a paloták. A közlekedésügy tekintetében Balázs Mór Budapestet tette a continens mintavárosává s valóban rászolgált, hogy a neve hálával legyen följegyezve.”
«…Смело можем сказать, он дал крылья; там, где он проложил рельсы, из земли выросли дворцы. В том, что касается транспорта, Мор Балаж сделал Будапешт образцом европейского города, и действительно заслужил, чтобы имя его было записано с благодарностью».

Памятников Балажу в городе, правда, нет, именем его улицы не названы. Но - его имя носит план развития города: Balázs Mór-terv



Собственно, имя - Kohn Mózes, Моисей Кон (до 1882). Учился в Политехникуме, совершил несколько учебных поездок за границу; видимо, посетил в 1863-м только что открытую подземку Лондона.



В 1885 году в Будапеште устраивали Национальную выставку. Обсуждали, не построить ли новую современную линию городского транспорта от улицы Podmaniczky (в районе Западного вокзала) до улицы Stáczió (сейчас Baross) в Йожефвароше. Имелась в виду конка, конечно.
Балаж, однако, предложил пустить вагоны на паровой тяге, что-то вроде городского паровоза. Такое уже было в нескольких европейских городах, в том числе в венгерском Дебрецене. Частная компания, занимавшаяся в Будапеште общественным транспортом, идею эту не поддержала, и тогда предложение Балажа легло на стол мэрии.



Это был подробный план развития городского железнодорожного транспорта на паровой тяге, подготовленный на немецком и венгерском языках, „Budapester Damp-tramway-netz” / „Budapest gőzmozdonyu közúti vaspálya (gőz-tramway) hálózata”. Он предлагал построить линию по набережной Дуная - от здания элеватора (его не существует сейчас; стояло же оно, если я правильно понимаю, в районе нынешнего моста Петёфи) до Академии наук возле Цепного моста; линия эта должна была по мере надобности проходить в тоннеле и соединяться с железной дорогой на улице Podmaniczky.



Тут надо сказать, что это было время, когда самым-самым современным и передовым транспортом стал уже не паровоз, а электрический трамвай. Первая в мире городская трамвайная линия была запущена семью годами ранее, 16 мая 1881 года, в прусском Лихтерфельде (теперь часть Берлина).
И Мор Балаж это понимал. По его инициативе в 1883 году состоялось знакомство будапештцев с новым видом городского транспорта, когда немецкая компания привезла в город трамвайные вагоны, показанные на Венской международной электротехнической выставке, покрашенные в зелёный цвет.



Габор Барош, министр общественных работ и транспорта, 1 октября 1887 года дал разрешение, и уже 28 ноября первый пробный трамвай отправился в рейс между Западным вокзалом и улицей Király. Дальше интересно. Кажется, министра заботила не только экономика, но и красота пейзажа: Városképi okokból itt sem használhattak felsővezetéket: a Nagykörútra tökéletesített alsóvezetékes rendszert a szakirodalom sokáig Budapest-rendszerűként jegyezte / По причинам городского вида/пейзажа не могли использовать верхнюю линию проводов: модернизированную вдоль Большого бульвара нижнюю линию проводов в специальной литературе долго еще называли Будапештской системой. Как-то так.



Пробный рейс прошел успешно, и несколько месяцев спустя Балаж получил разрешение строить настоящую полномасштабную трамвайную линию между улицами Stáczió и Podmaniczky.



„A bejárt forgalmi vonal első gyakorlati kísérlet a villamos-vasutak nagyobb szakaszban való alkalmazásának és e tekintetben Budapest dicséretes példával jár elől a többi európai városnak” - Запуск первой линии движения - первый практический опыт электрической железной дороги в большом масштабе, что делает Будапешт достойным похвалы примером для других европейских городов, - писал журнал Gazdasági Mérnök.



30 июля 1889 года началось движение от Университетской площади к площади Orczy (на схеме зелёная линия), а в сентябре пошли трамваи по улице Podmaniczky.



Так началось строительство первой в Европе городской трамвайной сети. Многие иностранные специалисты приезжали тогда в венгерскую столицу, чтобы познакомиться с этой новой революционной транспортной системой.



В 1891 году Мор Балаж стал первым директором Будапештской электрической Столичной Железной дороги (Budapesti Villamos Városi Vasút Rt.; BVVV - по-венгерски с тремя V получается красиво). Дальше пишут о деньгах: жалование Балажа составляло 12 000 крон в месяц - много это или мало?
В любом случае, Мор Балаж вверг город в «трамвайную лихорадку». Инженеры предлагали технические усовершенствования, власти ломали голову над безопасностью движения, обыватели привыкали к новым сценам в городском пейзаже. Упоминается вызов на дуэль посредством трамваев, идущих со скоростью 20 км в час…
Собственно техническими вопросами Балаж не ограничивался - он был одним из тех, что как раз тогда, в последние десятилетия XIX века поднимал Будапешт - нет, не железной рукой, и не на дыбы - к благосостоянию и успеху, к «золотому веку», не подозревая, насколько кратким будет этот век. Участвовал в делах городского самоуправления, в делах еврейской общины, в подготовке к празднованию Тысячелетия.

И метро - первое на континенте и второе в мире! - метро придумал Будапешту тоже Мор Балаж. Его построили к началу празднования Тысячелетия. Речь идет тысячелетии прихода венгерских племен в Европу, на берега Думая. Праздновали тогда - небеса содрогались. Едва ли не всё самое лучшее в городе, всё, что приезжают смотреть туристы, построено с прицелом на этот праздник. Весь Будапешт - память о том празднике.



Первый подземный электрический трамвай отправился в сторону парка Варошлигет под проспектом, теперь носящим имя Андраши, в мае 1896 года, а в июне Балаж получил дворянство с титулом Verőczei - от города Verőce в излучине Дуная и гербом, на котором с рыцарским шлемом соседствует колесо с крыльями и молниями и уходящие в тоннель рельсы.



Вполне проницательно он отстаивал идею именно подземного общественного транспорта для растущих городов, считая нью-йоркский вариант с поездами на металлических эстакадах примером отрицательным.

Он видел метрополитен именно как сеть линий - и не его вина, что линии впоследствии прошли не теми путями, какие предлагал он.

В начале 1897 года Балаж получил инфаркт. На лечение отправился в Германию. По дороге в Мангейм ему стало плохо, пришлось сойти с поезда, остановиться в местной гостинице. Телеграммой вызвал жену. Она успела приехать - он умер через два дня, 1 августа 1897 года. В городе Ремаген на Рейне. Ему было сорок восемь лет. Осталось четверо детей, которым предстоит увидеть Первую мировую, Вторую мировую…



В том же году, на два месяца раньше, умер Карой Камермайер, первый мэр объединенного Будапешта, бывший мэром с 1873 - и по 1896 год.



1897-й - это год «после праздника».
Первый год после празднования Тысячелетия.



Инф и фото:
http://www.budapestfolyoirat.hu/2018/03/657-aki-mozgasba-hozta-a-fovarost
http://keptar.oszk.hu/html/kepoldal/index.phtml?id=33729
https://www.szeretlekmagyarorszag.hu/tudjatok-mi-volt-az-az-elevator-budapesten/
http://budapestcity.org/11-egyeb/eltunt/Elevator-haz/index-hu.htm
http://egykor.hu/budapest-ix--kerulet/elevator-a-duna-parton/391
https://ujbuda.hu/ujbuda/130-eves-a-budapesti-villamos-vasuti-kozlekedes-0
https://www.lokal.hu/2017-11-130-eves-a-budapesti-villamos/
https://szerelmembudapest.blog.hu/2012/05/24/az_elso_villamos_2
http://www.wikiwand.com/hu/Budapest_villamosvonal-h%C3%A1l%C3%B3zata
http://www.fszek.hu/sirkert/album/Zsid%C3%B3%20temet%C5%91k/Bp.,%20X.%20KOZMA%20U.%206.%20NEOL%C3%93G%20ZSID%C3%93%20TEMET%C5%90/04.%20Bal%20oldali%20mauz%C3%B3leumok,%20fals%C3%ADrboltok/004%20Ver%C5%91czei%20Bal%C3%A1zs%20M%C3%B3r/index.html#25.jpg
https://www.facebook.com/emlekezz.budapest/
http://indafoto.hu/multidaru/image/14755047-b1036180

Метро, Австро-Венгрия, Люди_империи, Трамвай

Previous post Next post
Up