Дом с ножками

May 13, 2018 09:04



У этого дома есть деталь, по которой его можно узнать, вспомнить и опознать. На фасаде у него два рельефа, изображающие, с одной стороны, мужчину-кузнеца, а с другой - женщину с плодами и цветами. Гефест и Деметра, или Промышленность и Земледелие, Создание и Рождение. Мысль-то понятная, а имена можно подставлять разные.
И - у обоих фигур, и у мужчины, и у женщины, отодвинутые в угол композиции ноги кокетливо выставляют ступни за плоскость фасада, наружу.



Вот так.
Модерн, понятное дело. 1908 год. Архитектор Эмил Агостон.
Это отражение в стеклянной двери дома напротив. Улочка - из тех, кому крепко не повезло в ХХ веке, да и сейчас пока счастье не улыбнулось. Ремонта шестьдесят лет не было.



Но нас-то интересуют дворики.





И тут обнаруживается, что над дверями входа - витражи.



Что стены имеют этакую орнаментальную полоску. Она, кстати, присутствует и на потолке над лестницей, так, где высота от ступенек минимум четыре метра, а максимум, при стене, от окон дальней - все семь-восемь. Представила процесс строительства лесов для ремонта...



Перила лестницы обходятся без завитушек и кованых роз. Устали будапештцы от роз к концу "прекрасной эпохи".



Графика. Ритм. Виктор Вазарели уже родился.



Как выясняется во дворике, за фасадом модерна скрывается комбинация из трех, по крайней мере, домов, явно более старых. А над ними возвышаются задние стены домов, (выходящих на соседнюю улицу - хотела написать я, но присмотрелась... судя по карте, не на улицу они выходят, а в следующий дворик, пятиугольный, за которым спрятан еще один, треугольный), и дома эти сбоку тоже открываются двориками.

Судя по всему, жители, отчаявшись дождаться капитального ремонта, наводят красоту в тех масштабах, на которые хватает сил. Этаж белый, этаж серый. Этаж розовый, с белыми рамами. И велосипед.



Дом внутри и дом снаружи кажутся существами совсем разными.

Стекла у витраже на лестнице зеленые, а за окном - зеленое дерево, и какая зелень от природы (Деметры), а какая от архитектора (Гефеста), не сразу поймешь.



Vonalozó Intézet - это часть надписи: Könyvkötészet - Vonalozó Intézet - Üzleti Könyvgyár. Не возьмусь перевести точно-дословно, но речь идет о том, что в этом доме располагалась книжная фабрика, занимавшаяся, видимо, еще и разработкой оборудования для книжно-печатного дела. Кстати, тогда дама на фасаде символизирует скорее Искусство, чем Природу.
(Ножку той фигуры, что Гефест-Промышленность, видно?)



Снова зеленые стекла.



Ладно, будем ждать ремонта. Уж больно показательно соседствует этот дом с домом предыдущей, предшествовавшей модерну эпохи. Справа - всё, как у людей. Фронтоны, арки, руст. Даже меандр; классическое образование не скроешь. Слева - всё по новому, и шрифт "современный", без засечек.

А железяка над рукой женской фигуры... Ну, тут хоть над рукой. Бывает хуже.

Коллекция_двориков

Previous post Next post
Up