Эйфелев вокзал

Feb 05, 2013 16:05




«Привокзальный район» - это ведь плохой район, правда? Неблагополучный. Вокзал - место, где торговля с рук, и бездомные, и горячие пирожки, и прилавок с китайскими сумками и вечно орущими магнитофонами.
Очереди. Шум.

Если здание вокзала старое, достаточно приглядеться, чтобы понять очевидное: строились вокзалы для другой судьбы. Архитектура их индивидуальна и обычно щедра. Высокие своды, арки, башенки, витражи, росписи. Торопящимся гражданам обычно не до этих красот и, обнаружив себя на московском Ярославском вокзале стоящим под барельефом с тремя орлами над волной, пассажир трясет головой, отгоняя наваждение:
«Какие орлы? Зачем тут орлы?..»





Другая судьба сочинялась вокзалам в золотой их век - в XIX, «железном», столетии. Утилитарная их сущность еще не стала так очевидна; да, вокзал - это здание в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, как неловко выражается словарь.

Но надо лишь прислушаться к ритму времени, и станет ясно: вокзал - гимн Цивилизации, памятник Победе над пространством, символ Свободы и материализованный образ Прогресса.




Один из таких вокзалов - Западный, Нюгати, в Будапеште. Не просто в Будапеште - в самом центре города, на парадном Большом бульваре, в двух шагах от Парламента.

Он стоит, широко раскинувшись, не прячась. На километр влево-вправо он тут главный, и от всех его огромных окон, от широких ступеней и обеих башенок веет необоримой уверенностью в себе. Конек крыши, перекрывающей огромный зал прибытия и отправления поездов, венчает королевская корона. На гигантском стеклянном фасаде - часы. Красавец, что говорить..




Здания слева и справа от него здания тоже собой хороши. Более того, великолепны. Пышные карнизы, колонны с коринфскими капителями, атланты, и на крышах - разнообразные вазы, похожие на статуи, и статуи, похожие на вазы. Это все строения лучшей поры Австро-Венгрии, и выглядят они, как принаряженные дамы на балу у любимой императрицы. А Нюгати меж ними - как гусарский полковник при полном параде.




Градоначальники, в 1870-х годах выбиравшие компанию, которой можно доверить строительство первого большого железнодорожного вокзала одной из двух столиц Дунайской империи, не промахнулись. Среди многих прочих выбрали фирму Eiffel & Cie под контролем Гюстава Эйфеля. Угадали!

На тот момент за плечами у Эйфеля имелось два небольших здания вокзалов во Франции, католическая церковь и синагога в Париже, два газовых завода в Южной Америке. И никакой башни!




Самое знаменитое сооружение Эйфеля еще ждало его в будущем, через десять лет. А пока сорокалетний инженер, выпускник Центральной школы искусств и мануфактур в Париже, предлагал городу проект вокзала-красавца, по сложности общего силуэта и обилию декоративных деталей сопоставимого со зданиями Оперы, Парламента
и кафедрального собора.

Впрочем, ни Парламент, ни Опера на тот момент еще построены не были, а Базилика пребывала в лесах. Так что это не вокзал подстраивался под стиль городской архитектуры, а напротив - здание вокзала задало тон для прочих общественных зданий, ввело моду на восьмигранные высокие купола, барочные чердачные оконца, ажурные чугунные аркады и прочие замечательные декоративности.




Так строили вокзалы только в те времена… Вокзалы XIX века - это новые центры притяжения для больших и малых городов, вполне выдерживающие соперничество с центрами старыми - храмами и театрами. Места притягательные, соблазнительные.

Помните: «Запрещается ученицам младших и особенно старших классов появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда проходит дизель…»?

На вокзалах открывались роскошные рестораны. В концертном зале при Павловской вокзале с невероятным успехом концертировал Иоганн Штраус - чем, собственно, и спровоцировал появление в русском языке слова «вокзал» - могли бы позаимствовать вместе с технологией и термин train station, по аналогии с tramway’ем. Будапештский Западный, кстати - «пайаудвар», «открытая площадка»; Budapest Nyugati pályaudvar.




Вокзалы выглядели, казались и действительно были местами соблазна, местами романтики. Будапештские молодожены, например, завели обычай проводить первую брачную ночь в поезде, идущем на Вену с Южного вокзала. Меж двух столиц Империи - ну разве не романтично?

На Восточный вокзал Будапешта приходил знаменитый Orient-Express, курсировавший между Парижем и Стамбулом с 1883 года. А на Западный вокзал обычно приезжала императорская пара - Франц Иосиф и Елизавета, Сисси, как звали ее в Вене, Эржебет, как называли в Венгрии. На этот же Западный вокзал 27 декабря 1916 года приехал с супругой и наследником на собственную коронацию и новый император Австро-Венгрии, Карл.
Как оказалось - последний император, на последнюю коронацию.




В 30-х годах возникла идея реконструкции Западного вокзала. Причем не внутренней территории - Эйфель строил с размахом, в пространстве вокзала и поездам не тесно и пассажирам удобно.

А фасада, декорации, того архитектурного «костюма», который отвечает не за утилитарную функцию железнодорожной станции, а за художественный ансамбль города, за его характер, за стиль и образ. Намеревались заменить «французские» крутобокие крыши флигелей, те, что с башенками и окошками-брошками, на вертикально поставленные прямые параллелепипеды. Само собой, убрать корону




Поставить вместо арок на фасаде стоечно-балочную конструкцию. Возвести позади еще один гигантский вертикальный параллелепипед - для административного аппарата, надо полагать. Коротко говоря, планировали смахнуть с конструктивной основы все то, что придумано было для ее украшения и очеловечивания, срезать твердой рукой все ленточки-бантики и выпустить в свет практически голышом.

Часы на фасаде, и те казались лишними - их не видно на проекте реконструкции. Из украшений - только государственные флаги. И это тоже симптоматично: какие брачные ночи, какие Восточные экспрессы? - вокзал отныне дело государственное, а не частное, как и поездки граждан, как и сама их, граждан, жизнь…




Перестройка не состоялась. Вокзал сейчас именно такой, каким был до Первой мировой войны - со стенами из красного и желтого кирпича, с чешуйчатой металлической кровлей, с башенками, фигурными карнизами, арочными окнами самых разнообразных очертаний, с часами посередине стеклянного фасада, с чугунными листьями аканфа на капителях колонн и короной на коньке крыши.

Вокзалу сто тридцать с лишним лет. Он и сейчас - главный транспортный узел столицы и главное украшение Большого бульвара. Ни переделывать, ни ломать его никто не собирается.

Более того, в отдельной, похожей на шкатулку пристройке к Западному вокзалу все это время сохраняется в полной неприкосновенности Королевский зал ожидания.




Почему? Видимо, потому, что отсутствие короля - еще не повод для уничтожения короны. Или потому, что ломать чтобы то ни было - занятие неблагодарное и неприятное. И желающих уничтожить нечто красивое, хотя вроде бы в настоящее время и не нужное, просто не находится.

Колонка на сайте GEO




Еще Королевский зал:










Фото:
http://lasdbudapestet.blogspot.hu/2012/11/nyugati-palyaudvar.html
http://old-time-budapest.blogspot.hu
http://www.fortepan.hu
http://falanszter.blog.hu/2012/02/12/
.

Городской_транспорт, Публикации, Город_изнутри, Австро-Венгрия, Венгерские_истории

Previous post Next post
Up