По взглядам на философию истории Хамваш - анти-Ясперс. Стилем аргументации его книга напоминает текст Даниила Андреева; им с автором «Розы мира» было бы о чем поговорить. Активный борец с атеизмом, но назвать его христианином язык не поворачивается. Феминисткам не понравится: женщины в его мире существуют в одном ряду с винами и драгоценными камнями.
Главными своими идейными врагами (это в 1940-е, напоминаю) Хамваш считал людей, нечувствительных к метафизике мира - атеистов и тех, кого он (не слишком заботясь о словарном значении слова) называл пуританами:
И он знает, что он - пропащий человек. Он видит, что дело не идет, и все-таки продолжает его делать. Прими он один-единственный раз участие в деревенском застолье после забоя свиньи, наешься там до отвала свежей печенкой, только что сделанной колбасой, маринованной паприкой, луком, попробуй пончиков с абрикосовым вареньем, запей все это двумя бутылками сексардского - его еще можно было бы спасти. Но нет на свете силы, которая заставила бы его сделать это.
Соглашаться с его взглядами отнюдь не обязательно, а прислушаться к рассуждениям знатока и любителя венгерских вин (что значит: любителя радости жизни) - очень даже стоит.
Итак, поехали.
Продолжение следует.