Разглядеть детали

Feb 08, 2015 09:14




Начало улицы Андраши. Слева - тот « дом на углу», сейчас существующий без купола.

Сразу бросаются в глаза многочисленные полотняные маркизы над витринами. В моем детстве они еще попадались в городе Иванове. Потом исчезли, а почему?

Движение левостороннее.

Купол мало того, что с мини-портиками (треугольные фронтоны - массивные, четко рисующиеся с больших расстояний), так еще и с многоэтажным, как шашлык, шпилем и орнаментом.

На втором этаже рекламные плакаты; жаль не видно, что там.


Классическая рекламная тумба слева от входа. В Москве, помнится, принялись устанавливать бетонные плоскости как носители рекламы. Сказать, что ли, вслух? На плоском рекламном «заборе» сколько помещается рекламы, столько пространства городского ею и загораживается. Тумба же рекламы несет в размере, определяемом длиной окружности, а размер загораживаемого ею пространства ограничивается ее диаметром. Геометрия, черт побери…

Дамы под зонтиками, мужчины в шляпах. А ведь может быть и двадцать пять градусов, и тридцать пять...

По проспекту Байчи-Жилински (тогда Váci körút) по рельсам идет конка.

Экипаж (коляска; как правильнее?) сворачивает на проспект Андраши. Будка, возле которой он поворачивает - это павильон будапештской подземки.  Стало быть, под мостовой в эту минуту идет трехвагонный поезд второго в мире метро или, как тогда говорили, подземного электрического трамвая. 1896 год, значит, уже миновал, и тысячелетие отпраздновали.

Улица оживленная, публики много, сразу несколько человек стоят, идут, бродят - по проезжей части. И явно не торопятся. А в центре, посреди улицы, с повязкой на рукаве - не городовой ли или какой иной городской хранитель порядка?

На правой стороне улицы, напротив входа в дом - похоже, небольшой фонтан, из тех, что не для «красоты», и именно что для воды. Роскошные эти дома строились без водопровода в нынешнем понимании.

Чуть дальше дама обходит павильон подземки со стороны дороги. Становится понятно, почему эти павильоны так скоро убрали - они действительно мешали движению пешеходов: тесно.

Вывески: Deutsch Hunnia. Маркиза и над меленьким балкончиком этажом выше.

На втором этаже (первом, если считать только жилые) вывешены государственные флаги. Особенно много их дальше, ближе к зданию Оперы. Что празднуют? Или это все тот же юбилей - Тысячелетие ведь как начали праздновать с первых чисел мая 1896 года (2 мая Франц Иосиф открывал подземку), так до конца октября и веселились…




И еще хороший вопрос: где стоял фотограф? Проспект Андраши (он и тогда уже так назывался, с 1886-го, а до того, с 1883, - Sugárút или Radialstrasse) идет к площади Героев, к месту празднования Тысячелетия, но у начала его - сквер, пустая площадь. К празднику там был построен павильон, «киоск», как сказано на открытке (если это вообще та площадь). Но снимок явно сделан с более высокой точки. Была там какая-нибудь временная конструкция, вроде триумфальной арки? Могла, наверное…

Да, похоже, все-таки тот самый, 1896 год…

Фото 1 из журнала: http://humus.livejournal.com

Австро-Венгрия

Previous post Next post
Up