![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6715/86163722.32/0_c4c22_daf52104_M.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6728/86163722.32/0_c4c23_6fbc4834_M.jpg)
«Сторонний наблюдатель, уточняя место Смоленска на культурной карте России, неизбежно рано или поздно заметит, что едва ли не в каждый момент своей тысячелетний истории город выступает не столько как финальная точка, сколько как сама дорога. Путь. Дао»...
И дальше про тоже самое, но в размере пяти
журнальных разворотов.
Смоленск справляет тысячастопятидесятилетие - тут двумя фразами не обойдешься.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9480/86163722.32/0_c4c2d_af6edefa_XL.jpg)
На вечной дороге
Не так уж много современных городов могут похвастаться тем, что упомянуты на самых первых страницах «Повести временных лет». Той самой, где сказано, откуда пошла русская земля и кто в Киеве стал первым княжить. Вот они, по порядку: Киев - мать городов русских. Корсунь, куда, если верить «Повести», приходил апостол Андрей. Новгород, где «моются и хлещутся» в банях. И Смоленск.
В XII веке у Смоленска были все шансы стать тем, что в итоге стала Москва. В городе жило тридцать тысяч человек - в тогдашней Флоренции только двадцать. Великий Новгород - не намного крупнее. Каменных храмов строилось больше, чем в любом другом городе Руси. Сохранилось три: церковь Михаила Архангела (Свирская), церковь Петра и Павла на Городянке и церковь Иоанна Богослова. Смоляне торговали с Ригой, с «немецким берегом». Стало быть, были грамотные и неленивые. Жить собирались крепко, строили основательно. Были известны миру. Еще в середине Х века (ни одна из сохранившихся смоленских церквей еще не построена, да и великий князь Киевский Владимир Святославич еще не принял христианство, пусто на берегу Москвы-реки, только-только затевает Священную Римскую империю Оттон I) византийский император Константин Багрянородный, составляя наставление сыну-наследнику «Об управлении империей», упоминал Смоленск, называя его Милиниска. Войти в византийскую литературу - впечатляющее начало для городской карьеры!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9542/86163722.32/0_c4c24_ddd7d906_L.jpg)
Политические амбиции средневекового Смоленска были тоже куда как серьезны. До битвы на Калке смоленские князья не раз княжили и в Киеве, а бывало, владели сразу и Киевом, и Новгородом, и Галичем. «Великий город с областной судьбой» - это не про Смоленск сказано?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4901/86163722.32/0_c4c2a_a48516e3_L.jpg)
Обидно мало осталось от той эпохи. Три церкви, полтора десятка фундаментов. Это остатки того, что заведомо строилось на века, что должно было противостоять времени - и не смогло. Что ж говорить о вещах более хрупких, о том, что держали в руках, во что одевались, из чего ели-пили. О чем судачили, чему удивлялись, над чем смеялись…
О чем говорили смоляне XII или XIII века, уже не узнать, но и кроме вечного - погода, дом, хозяйство - должны были быть у них и иные темы для разговоров: торговые люди - любознательные. Наверняка говорили про Ригу и немцев, про Константина Багрянородного и греков, про веру христианскую, про технологию строительства столпообразных храмов, принесенную мастерами из Полоцка, про самих этих полоцких мастеров. Может, кто-то что-то и записывал, или собирался, или мог записать…
В 1230 году случилось землетрясение, затем два года - мор, когда счет мертвецов шел на тысячи. И сразу вслед за тем полоцкий князь Святослав Мстиславич штурмом берет Смоленск в 1232 году. Резня, убийства, гибель многих сопротивлявшихся горожан. Голод и мор - дело обычное, особых описаний от летописцев не заслужившее, а вот о делах политических кое-что в текстах осталось.
Хроника Быховца, литовско-белорусская летопись, сообщает: «В ту же зиму князь Святослав Смоленский вступил в соглашение с князем Андреем Полоцким. Он пошел в Литву, а князь Святослав к Орше, и много зла причинили христианам, поступая не по-человечески и не по-христиански: мучили христиан, собирая запирали в избах и зажигали, а иных хватали, и, приподняв большие хоромы, клали пленных под стены головами и зажимали, а о иных различных нехристианских муках из-за великого страха не пишу: ни Антиох Ассирийский, ни Юлиан Отступник так народ не мучили».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9304/86163722.32/0_c4c2c_f78c4b6a_XL.jpg)
Так оборвался первый взлет Смоленска. Те, кто не погибли в землетрясение, не померли от голода и мора, не были зарублены воинами Святослава, встретили новую напасть - на Русь шли монголы. И хотя сам город почти не пострадал, прежним Смоленск уже никогда не станет.
Таких «Атлантид», пропавших миров, в отечественной истории, да и в мировой - полным полно. Было, да пропало. Могло бы стать, да не осуществилось. А то, что состоялось, не нашло себе описателя, своего Светония или Тацита. Злодей Святослав Мстиславич и противостояние ему горожан - сюжет для Шекспира, или для того безымянного хрониста, у которого смоленский Шекспир, будь жив, мог бы взять эту историю. Но, видно, тот, кто мог бы сложить песню, там же и пал со стрелой в груди.
Весь домонгольский Смоленск - что град Китеж: поди, угадай, каким он был, по трем сохранившимся зданиям. А какими были люди - и вовсе не представить. Вот Климент Смолятич, первый русский богослов - не из Смоленска ли родом? Может, да, а может, и нет. Темна вода, и письмена молчат.
Второй несуществующий сейчас Смоленск - литовский. Князю Витовту на рубеже XIV-XV веков удалось включить город в состав Великого княжества литовского. В том хитросплетении войн, внутренних раздоров, внезапных союзов и неожиданных предательств разобраться нелегко, и людям того времени сделать это было уж точно не легче, чем нам сейчас.
Но вот в 1502 году Дмитрий Жилка, сын московского князя Ивана III, «землю Литовскую повоева и поплени, а града Смоленска не взял, понеже крепок бе». В реплике, звучащей с московской стороны чувствуется желание оправдаться: не смогли взять - «крепок…». В описании тех же событий с противоположной, смоленской, стороны звучит явная гордость: «москвичи... город Смоленск, мало не весь пушками обложивши, и день и ночь беспрестанно его добывали... невымовыя штурмы на него чинили». А не взяли!
Еще трижды ходили московские войска под Смоленск. Сдался литовский гарнизон Смоленска в 1514-м, причем великий князь Василий III последнего литовского воеводу Юрия Сологуба великодушно отпустил на родину, но там он за сдачу крепости был немедленно казнен. Есть сейчас в городе память об этом, нероссийском, литовском Смоленске? Чувствуется что-то европейское в узких уличках, в их поворотах? А память о польском Смоленске?
Присоединение Смоленской земли к Речи Посполитой произошло в 1618 году после череды потрясений Смутного времени, в которых город принимал самое непосредственное участие. В качестве польского города Смоленск начал жить по Магдебургскому праву - с выборным магистратом, с ремесленными цехами. Оставался русским по языку и православным по вере, но юридически принадлежал католической Польше.
Так бывает. Мысль о национальном государстве, о том, что границы страны должны совпадать с границами этническими - изобретение XIX века, и переносить ее на времена более ранние некорректно. Впрочем, третий град Китеж, польский Смоленск, просуществовал недолго, и по итогам Андрусовского перемирия 1667 года Смоленск с окрестностями вошел в состав Русского царства. Магдебургское же право отменил в 1831 году император Николай Первый.
Земля Смоленская, так блестяще начавшая свою историю, может и могла бы вырасти в самостоятельную силу, да вот не сложилось. В третий раз град Китеж ушел под воду. А как хорошо звучало, на равных: Московия, Польша, Смоленщина.
Вот этим словом - Смоленщина - и вошел город в русскую поэзию, теперь уже навсегда. Строчкой про Алешу, дороги и усталых женщин с кринками молока. История - это не то, что было, а то, о чем рассказано. Упоминание в таких стихах - и вовсе пропуск в вечность. Иные сражения забудутся, свершения в памяти потомков поблекнут. Дороги Смоленщины - никогда.
Смоленск вечно на дороге. Поляки, французы, немцы шли с запада на восток. И неизменно попадали сюда, под смоленские крепостные стены. И так же неизменно город являл чудеса доблести и мужества и покрывал себя воинской славой.
Стоп, а почему сразу вспоминается именно это: крепостная стена, осады и войны? Стена - замечательна, что и говорить. Борис Годунов назвал ее « ожерельем всея Руси Православной»; журналисты и турагентства так с тех пор и повторяют его слова, не всегда указывая авторство. Стену в шесть с лишним километров длиной, с тридцатью восемью (первоначально) башнями выстроил Федор Савельевич Конь, один из очень и очень немногих архитекторов тех времен, кого мы знает по имени, строитель Белого города Москвы.
Сейчас к юбилею города кроме акций материальных - стена крепостная, кажется, дождалась ремонта - придумана затея чисто интеллектуальная: к 1150-летию Смоленска - 1150 вопросов про Смоленск. Под номером 866 значится: «Кто первым предложил разобрать крепостную стену для удешевления каменного строительства в Смоленске?». Оказывается, такое предложение прозвучало в середине XVIII века, в докладе «О пользах и нуждах Смоленской губернии», составленном смоленским губернатором Козловским Екатерине II. Императрица инициативу не поддержала. Задумаешься, почему: жадность ли, леность, или понимание исторической ценности?
Продолжение следует