Где были мои глаза, когда я считала это классицизмом? Видимо, по первому впечатлению - когда видишь белые прямые коринфские колонны, а потом идёшь в кафе, ведущее историю с 1858 года, а там тортики… Ну и должен же быть в Будапеште хоть какой-нибудь ампир, нет? Потом соображаешь: нет, не должен, да и с чего бы?
Или надо было сначала с общей историей Венгрии разобраться, чтобы увидеть, что и этот фасад - очередной её конспект?
Вот, колонны, которые ещё в конце XVIII века
перерисовывал монах ордена пиаристов Révai Miklós, этажом выше венчаются вазами изобилия (в «рогах изобилия» такое изобилие не помещается, и головы баранов свешиваются за край, над гирляндами овощей-фруктов). Это Австро-Венгрия родилась - расцвет, праздник, «будапештский полдень». А ещё выше на не имеющих названия башенках появляются едва ли не «девы модерна», если не родные, то двоюродные сестрички тем, что на фасаде Музыкальной академии. Эпоха ар-нуво…
Да, здание первоначально было спроектировано
Йожефом Хильдом, пол-Пешта на рубеже XVIII-XIX веков застроившего домами строгими, правильными, но засушенными до состояния сухариков, каких здешняя кухня и не знает, поди; разве что в салате «Цезарь», и построено в
Анталом Готгебом в 1859 году.
Фотография запечатлела более поздний этап: виден павильон подземки, то есть - после 1896 года.
В 1912 году здание перестроил Шандор Феллер (это
его Министерство финансов возвращается сейчас из небытия в Буде). Достроит четвёртый этаж и довольно существенно изменил фасад в соответствии с духом наступившей эпохи.
И от того, что мы видим сейчас, картинка на фотографии отличается заметно.
Найдите 10 отличий, да?
Ну, поехали.
Исчезли скульптуры на аттике - фасад теперь завершается башенками.
Было четыре колонны плюс две пилястры - сало шесть колонн; статуи, их завершающие, превратились в вазы.
Полностью переделаны углы здания: таких широких окон, как на верхнем этаже, не было, да и быть не могло в здании конца XIX века.
Исчезли пары угловых балкончиков с ионическими колоннами.
Полностью сменился характер декора - египетские мотивы появились…
Да, пожалуй, проще перечислить то, что осталось: три яруса по 17 окон, завершённых полуциркульными арками. Остался скелет.
А что получилось в результате? Неоклассическая вариация ар-нуво, «модерн-классицизм».
Но вот что мне не понятно. То, что мы видим на фотографии 1896 года, построено Йожефом Хильдом быть не могло. Не умел он такого. Он умер в год подписания «Компромисса», семидесятисемилетним, Австро-Венгрию не застал, будущего процветания предположить не мог.
А это значит, что между Хильдом и Феллером, перестроившим фасад в 1912 году, должен быть ещё один архитектор. Тот, кто ставил эти статуи на аттик, устраивал пилястрам ионические капители в полэтажа высотой… Или хотя бы более молодой соавтор. Или, в конце концов, заказчики, потребовавшие от именитого, хоть и старого уже архитектора, чтобы было «дорого и богато». А главным заказчиком был Лео Ланци, президент Пештского Венгерского Коммерческого банка.
Мог потребовать? Наверное, мог…
Просто то, что видно на старой фотографии, не очень-то похоже на сегодняшнее здание - и этому есть объяснение: перестройка 1912 года. Но и на прочие постройки старого классициста Хильда оно не похоже категорически…
В этом кафе, в Золотом салоне, мы устраивали в 2020 году
презентацию нашей книги «Сладкий, сладкий Будапешт, или Тайна кофейной юбочки». Там и про архитектуру, конечно, и про Жербо, и про тортики...
Хорошо бы ещё роман на эту тему написать. Характеры уже есть: старый честный зодчий-классицист, чующий дух времени банкир, кондитер, давший кафе и зданию своё имя, архитектор эпохи модерна, про которого мы знаем, что умер он в ноябре 1944-го в пештском гетто.
Толстый роман получился бы. Как «Будденброки».