Мы песок в машине, заноза под ногтем, палка между спицами

Mar 16, 2024 09:18


Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

«Мы песок в машине, заноза под ногтем, палка между спицами, мы те, в ком застревает зуб и нож, мы тот Давид, которого лучше избегать Голиафу».

Сходили на главный государственный митинг. Сначала были гусары и оперетта. Потом вышел премьер-министр:
«В марте 1848 года Европа оказалась в огне, кровь потекла по улицам столиц, в Вене сражались на баррикадах. Что делали венгры? Писали стихи. Составляли 12 пунктов. Гуляли из Пешта в Буду. Это был наш первый Марш мира. Без грома пушек освободили политических заключённых, пошли в театр, национальные пьесы смотрели, в антракте пели Национальную песнь, и к вечеру мы победили. Ровно через девять месяцев родился Золтан Петёфи*».

* Народ засмеялся. Сын, родившийся у Шандора Петёфи, оказывается, имелся в виду. Дальше я на слух понимать не успевала, поэтому последующий перевод - по тексту на сайте Index.



Глава правительства пояснил:
венгерская революция была не разрушающая, а строящая, не отрицающая, а создающая, правдивая и красивая, и в итоге не смерть, а жизнь прорастает из неё, такова революция, если её делает венгерская молодёжь.



Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

Современный западный мир объявляет, что важнейший вопрос человеческой жизни, прежде всего политической жизни, какой мир оставляем нашим детям. Какая колоссальная ошибка! Правильный тезис ровно обратный: вопрос не в том, какой мир оставляем нашим детям, а каких детей оставляем в мире, на самом деле от этого всё зависит
- подчеркнул Виктор Орбан.

„A legnagyobb dolog, ami megtörténhet velünk, hogy magyarnak születünk”
«Самое великое, что может с нами случиться, - это родиться венгром»

Виктор Орбан сказал:
176 лет назад потому объединились и вышли за свободу родины венгры, потому что дядя Petrovics*, мама Jókai, папа Vasvári прямых, свободолюбивых, любящих свою страну оставили миру. Родители «мартовской молодёжи» знали, что родина только до тех пор существует, пока есть те, кто её будет любить. Знали, что венгерская родина живёт в тени вечной угрозы, она не достаточно большого размера, и не достаточно богата, чтобы было гарантированно её сохранение. Только любовь и сердце граждан сохраняют её и делают особенной.

*А это уже сам Шандор Петёфи, по рождению Petrovics Sándor.


Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

Глава правительства подчеркнул:
В западном мире сегодня миллионы думают и живут так, как будто они из ничего приходят и в никуда уйдут. Поэтому они ничто, и они убеждены, что не нужно ни на что обращать внимание, развязывают войны, разрушают миры, как саранча съедают всё вокруг. Ни во что не ставят мёртвых, лишают прав ещё не родившихся. Мы, венгры, пришли откуда-то и направляемся куда-то, всё, что наше, мы получили от предков, и наша задача это сохранить, свобода не радость и страдание; это не сделает нас свободными, если каждый будет делать то, что хочет. Этого недостаточно. Свобода в том, чтобы такую родину построить, какую мы бы хотели, если нет у нас над головой никакого господина. Кроме нас никому не важно, чтобы сохранилось то, что является венгерским.

Виктор Орбан продолжил,
они знают, что венгерское качество существования - особенная недостижимая высшая форма человеческой жизни, самое большое, что может с нами случиться, - это родиться венгром.*

*Ну, точнее у меня не получилось (((


Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

По мнению главы правительства, в западном мире воображают, что человек - только он сам, что исключительно от его свободного выбора зависит, какого государства будет он гражданином, он сам решает, быть мальчиком или девочкой, семья - то, что себе выдумает, а родина - только пространство деятельности.

«Мы, венгры, в это не верим, мы знаем, если один стоишь в мире, ты не свободен, а одинок. Молодёжь 15 марта с этой вестью стачала в ворота, это кричала миру, что мы, венгры, товарищи. Не только в дружбе и в семье, товарищи в своей стране, соотечественники. Мой товарищ тот, кто прежде меня пришёл, и тот, кто после меня идёт, потому что жизнь венгров это непрерывная цепочка, от святого Иштвана через короля Матяша и Петёфи и через венгров 1956 года прямо до нас - и далее. Слава нашим предкам!»

„A baloldal követ tör, mi katedrálist építünk”
«Левые разбивают камень, мы строим собор»

Виктор Орбан затем рассказал о том, как идёт некий путник по Европе, видит кого-то на обочине, кто молотом разбивает камень, поскольку это - его работа. Видит другого человека, тот тоже камень разбивает. «Что делаешь? - Строю собор».

Левые разбирают камни, они, лишённые прошлого и будущего, как ради самого себя существующий робот. Мы строим собор, это наша жизнь -
заявил глава правительства
и добавил:
1100 лет общих усилий. «Из сорока поколений, строительных блоков, возносится собор-Венгрия, который основал святой Иштван, возвысил король Матяш, разрушали лабанцы, но восстановила эпоха реформ, Кошут и Сечени, Петёфи и Йокаи, Деак и Баттяни, Клапка и Гёргеи сражались за него. Сражались за нас, за то, чтобы мы, дорогие мои друзья, были здесь сегодня».

Виктор Орбан сказал:
герои 1848-го видели этот собор, страну на высоте, которая стоит над обыденностью и придаёт нашей конечной жизни высший смысл.

Они действовали смело, когда не было шансов на победу, или не было шансов на то, что достигнут победы. Слава героям марта! -
провозгласил премьер-министр. Он процитировал Петёфи, -
напрасны все красивые и хорошие речи, если не примитесь с начала, если он начала не начинаете…

Виктор Орбан подчеркнул,
что мы тоже знаем от Петёфи*: рабами будем или свободными? Всё отсюда начинается, из меча можно выковать цепь, а из цепей - меч, но такого не бывает, чтобы кто-нибудь был немножко и меч, и цепь. Рабство или свобода, на это прежде всего нужно ответить нам. Сегодня тоже. Мечтаем о тихой, надёжной, спокойной жизни, можем её получить, и это нам даст Господь, но сначала требуется немного работы.

*Имеется в виду стихотворение «Kard és lánc», «Меч и цепь», существует перевод Л. Мартынова.


Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

Виктор Орбан объяснил:
Европа сегодня не молчалива, она всё громче, европейские народы беспокоятся за свою свободу от Брюсселя, как во времена Петёфи. Нам хотят навязать то, что разрушительно для венгерского духа, чуждо венгерской жизни. Хотят нас принудить к войне, мигрантов хотят дать нам на шею, и перевоспитать наших детей. Но мы не пойдём на войну, не пустим мигрантов, и не позволим перевоспитать детей.

„Mi vagyunk az a Dávid, akiket jobb, ha elkerül a Góliát”
«Мы как Давид, которого лучше избегать Голиафу»

Виктор Орбан подчеркнул:
«Брюссель не первая империя, которая положила глаз на Венгрию. Мы гордый и самостоятельный народ, нас согнуть, заставить склониться, выбить из нас дух - двойной успех. С этим проще взять и других.

За прошедшие 500 лет каждая империя увидела, рано или поздно, но увидела, что угнетением, вымогательством, насилием, гусарами Баха, гимнастёрочниками* с нами ничего не сделать, исчез полумесяц, сточился коготь двуглавого орла, и красная звезда поломалась тоже. Мы песок в машине, заноза* под ногтем, палка между спицами, мы те, в ком застревает зуб и нож, мы тот Давид, которого лучше избегать Голиафу. Мы подняли флаг над Белградом, мы за один день 15 марта перевернули мир из уголка Пешта, в 56-м пробили мировой коммунизм, в 89-м выбили первый кирпич из стены. В Стамбуле, Вене и Москве поняли: всем будет лучше, если они оставят нас в покое.

*Лет уже пять, как я придумала для своих экскурсий тезис. Мол, Венгрия вечно оказывается в зоне влияния могучих соседей. То Османская империя, то Австрийская империя. То Советский Союз, то Европейский Союз. И каждый раз эти большие соседи рано или поздно обнаруживают, что в лице венгров получили себе - занозу. Ну вот.

По мнению Виктора Орбана с Соглашением мы показали, что если получаем уважение, тоже даём его, и мирную цветущую эпоху создаём, насколько глаз видит. «Похоже, только один Брюссель не хочет этого понимать, поэтому, если мы хотим защитить свободу и суверенитет Венгрии, у нас нет другого выбора, нужно занимать Брюссель» - заявил премьер-министр.

Глава правительства продолжил, мы в 1848 году остановились в Швехвате, «сейчас не так сделаем, дойдём до Брюсселя и сами устроим перемены в Евросоюзе. Мы не жеребята, мы всё равно будем 1100-летним государством, опытным и устойчивым, знаем, в какие ворота пройти, и как реорганизовать Евросоюз. Пришло время, чтобы helytartótanács* и в Брюсселе тоже заставил трепетать.

*Национальный правительственный орган Венгрии в Вене, 1722-1867.


Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

„Az év végére mi leszünk többségben”
«К концу года мы будем в большинстве»

Виктор Орбан заявил: не примем, что Брюссель берёт европейцев на себя, даже поворачивается к ним. Мы не потерпим, чтобы разоряли фермеров, уничтожали средний класс, захватывали европейские компании, похищали национальные права, вводили наших детей в долговое рабство, и, более того, вовлекали в войну всю Европу.

Он добавил: нам в Будапеште известны войны, мертвецы, вдовы, сироты, разрушенные мосты, десятки тысяч людей, ставшие бездомными, убийцы, ушедшие на последнюю войну.

Венгрия может преуспеть только в мире, война нам не нужна.

Премьер-министр заявил:
Вместо мира войну, вместо безопасности получили законодательную волокиту, вместо процветания получили финансовый шантаж. Нас обманули, пришло время возмутиться.

Пришло время восстановить самоуважение европейских людей, мы не одни. Поляков захлестнуло Соросовое левое цунами, но словаки встают на ноги, чехи просыпаются, австрийцы готовятся, итальянцы медленно на верную сторону встают, голландцы уже встали, и американцы восстают тоже. Этот год станет переломным.

В начале годы мы ещё были одни, в конце года мы станем большинством в европейском мире.


Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

Перед нами открываются большие возможности. Мы стоим перед суверенистским поворотом в Европе и Америке, нормальная жизнь может быть восстановлена, мы можем открыть новую, великую эпоху западных наций, в которой каждый сможет найти свой путь, кроме тех, которые нарушили клятву служить нации, которые вероломно напали на свою страну в спину, которые проводят минные работы в Брюсселе, чтобы забрать деньги учителей и воспитателей детских садов, которые откроют ворота мигрантам, которые продадут наших детей в руки гендерных активистов за тридцать брюссельских серебеников, которым они продавали себя и покупали фунтами, чтобы попасть во власть, которые были хуже лабанцев и австрийских комиссаров 1849 г.

Виктор Орбан подчеркнул: они не найдут свой расчёт, их постигнет участь предателей.

Премьер-министр процитировал Магду Сабо: Мы забываем предателя. Предателя нет, он мёртв, мы его даже не знали.

По мнению Виктора Орбана, для каждого венгерского поколения и каждого молодого венгра со времён Петёфи наступит время, когда им придётся решить: стоите ли вы на стороне истины или просите о приёме в глобальную стаю? «Вам предстоит решить, встанете ли вы на путь венгерского правосудия или свернёте на путь империи Сороса. Вы разбиваете камень или строите собор. Брюссельские помочи или венгерская свобода, война или мир. 9 июня здесь европейские выборы, вам не спрятаться, вам нужно решить: стоите ли вы за свою страну или предпочитаете есть чужой хлеб?
Мы, родители, тоже получим ответ, каких детей мы оставляем миру».


Фото: Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

Текст здесь:
Index - Belföld - Orbán Viktor: Nem kérünk a háborúból
Перевела, как смогла, иногда полагаясь на гугл, иногда догадываясь по смыслу. За стилистику не ручаюсь. Узнала много новых слов.

Фото Index - Telik a Múzeum körút - Galéria

Социум, Венгерский_язык

Previous post Next post
Up