Про мультики и компьютерные игры имею сказать

Nov 03, 2013 13:51

Никак не получается у меня согласиться с общепринятым "(почти) никаких!" или "чем меньше, тем лучше!", а "начинать в как можно более позднем возрасте".

Противники медиа-продукции говорят о вреде переизбытка информации, ведущего непременно к снижению качества восприятия и затормаживанию умственной активности в целом. Так ли это очевидно? Убеждена, что в современной жизни уже, а с прицелом на будущее тем более - человеку требуется богатый ассоциативный ряд, визуальный и акустический. Внешний мир без медиа, какой бы насыщенной и разнообразной ни была жизнь ребенка, не в состоянии удовлетворить эту потребность.

Также противники утверждают, что мир на экране познается ребенком в плоском виде (совсем упрощенно говоря), реальная же действительность - это (якобы) всегда многомерное пространство, предполагающее богатство восприятия и т.д. Однако чем, как не плоскостью являются, например, школьные и дошкольные учебники с цифрами, буквами, геометрическими фигурами? В комп.играх и обучающих фильмах, на мой взгляд, эта сфера представлена более доступно, что позволяет усваивать полезные для жизни данные в комфортном виде. Моя трехлетка за это лето при помощи игр на планшете освоила большую часть программы по математике первого класса школы. Научившись цифрам в компьютере, она с удовольствием перешла к упражнениям в книжках - и, конечно, же к бытовой арифметике тоже. С геометрией то же самое. Как и с логикой (логика как учебный предмет для дошкольников).

Никто не спорит с тем, что взаимодействие с реальным миром важнее. Но, получив из мультфильмов-игр впечатления и идеи для работы воображения, дети потом из обычного стула легко делают пиратский корабль или космическую станцию. Книжки лучше? Никто не спорит. Но и чтение в своем восприятии только обогатится тем визуально-акустическим рядом, который выстраивается у нас из медиа-продукции.

Еще момент. Излишне негативно, на мой взгляд, оценивается то, что при просмотре мультфильма или занимаясь играми на компьютере, ребенок проявляет пассивность, в противовес той активности, которую подразумевают прочие виды деятельности. Вот, типа у правильных людей дети сами придумывают образы и сюжеты для своих игр. Мои дети потребляют запретный объем медиа-продукции - но удивительным образом это не мешает им проявлять креатив на должном уровне (и в играх, и в рисовании). Если сознание настолько пассивно при просмотре - почему тогда мой сын в свои почти шесть легко вспоминает мульт, виденный им в три года? Или почему многие идеи детьми озвучиваются именно на основе того, что они видели в мультике и подумали в связи с этим?

В природе нормой является чередование активности и пассивности. У меня все прекратили дневной сон с возраста 1,5-2 лет. Так чего бы им не посмотреть мультиков в то время, пока другие дошкольники спят? Если этим не ограничиваются их занятия в течение дня - то пусть себе посмотрят.

И последнее. Визуально-акустический ряд еще чем полезен. Кто сказал, что вкус у ребенка - к художественно-эстетической пище - он формироваться должен исключительно в рафинированной чистой среде (сплошной "Ежик в тумане" - и ни-ни)? По-моему, это как и с чрезмерным обереганием малыша от микробов. Чревато. Грубо говоря, о существовании куклы Барби люди вполне могут знать с детства, но выбор материала должен быть столь богатым, чтобы эта извращенская красотка меркла на фоне.

То есть я вижу, как телевизионно-компьютерная жизнь не обедняет и не ограничивает развитие ребенка - но дополняет его. И является практически таким же полезным инструментом, как и во взрослой жизни. При условии, разумеется, что жизнь ребенка наполнена чем-то еще - и чтение книг, рисование, спорт, прогулки и прочие составляющие этим не заменяются.

размышления, родительское, воспитательное

Previous post Next post
Up