кое-что из набросков.

Apr 02, 2009 21:38

Отдельный вопрос, касающийся одновременно «прекрасного далёка» и звукозаписи.

Может показаться, что я впадаю в риторику, но мне неудивительно, что в мире стало так много аутистов. Конечно, это сложные биохимические процессы, недостаток иммунной силы организма вследствие сильно ухудшившегося экологическаго окружения, и так далее. Но мне хотелось бы посмотреть на это явление и с другой стороны. Со стороны межличностных связей. Которые, это тоже общее место, всё ухудшаются и уменьшаются, и двадцатый век окончательно аутизировал общество. Я слушаю свой проигрыватель и смотрю свой дивидишник. И читаю со своего собственного экранчика. 1)Обратите внимание: это всё явления «прекрасного далёка». На очень хорошем электронном органе-клавесине-фортепиано можно очень даже неплохо сыграть, техника уже дает нам такую возможность. Но, поиграв какое-то время (ну, пару часов), чувствуешь, что голова начинает как-то нехорошо побаливать, как от компьютерного сидения. 2)Это волновая структура.
Теперь подробнее.
Путь к «прекрасному далёку», помимо элементности и постепенности, всегда имеет «человеческий фактор». В нормальном случае. Родители, учитель в школе или университете, лидер или авторитет в молодежной компании, священник, гуру, друзья, которых за что-то уважаешь, и так далее. Люди. Можете со мной не соглашаться, но основной путь, который мы проделываем в своем развитии, мы всё-таки проделываем по личностным ориентирам. И, пожалуй, могу с большой долей уверенности сказать, что самое сильное впечатление от музыкальной игры мною получено было при «живом» слушании, а от музыки - при собственном исполнении. Второе наверняка любой музыкант подтвердит. Первое - можно назвать субъективным, не спорю. При «живом» исполнении всегда чувствуешь сильнее через человека, который это делает. Есть вещи, которых не уловит записывающее устройство. Еще лучше, если этот человек играет в камерной гостиной, а не в зале на 1000 мест. Для меня, естественно, - лучше. Как для физически-душевно-духовного организма, на который воздействуют. Я лучше чувствую эти флюиды, исходящие от исполнителя. Но и зал на 1000 мест - в каком-то смысле лучше, чем пластинка. Там я чувствую хотя бы сопереживание соседа. Нет! скажете вы, я хочу слушать не соседа, а музыку. В каком-то смысле я могу вас понять, потому что и мне это присуще - стремление услышать музыку, а не соседа, музыку в чистоте, угадать, что задумал, что услышал автор, когда писал это. Но фокус в том, во-первых, что это можно только из нот более или менее угадать, а чужое прочтение всё равно останется чужим прочтением, каким бы оно ни было добросовестным. А во-вторых, меняется время, и мы меняемся, и ощущение звука меняется, мы не можем услышать того, что задумал автор. Это исключено заранее.
Теперь о волновой структуре. Ясно, что любая электронно-воспроизводимая музыка имеет физически только электромагнитные вибрации. Никакие другие. Акустические волны инструмента превращаются в электромагнитные. Это напоминает мне еду «со вкусом…». Самой морковки нет, а вкус морковки есть. Модель морковки. Съедобная. Витаминов напихали. А морковки там нет. Почему любой диетолог скажет, что сама морковка лучше, чем ее искусственный аналог, - а в искусстве все так и кушают заменители? И похваливают.
Психически - отсутствует человек как проводник.
Физически - отсутствует естественная акустическая волна.
Что остается? правильно, интеллектуальное.
Мы давно уже в состоянии воспринимать мир через интеллект. Даже слишком в состоянии. Всё остальное находится в запустении, в безжизненности. Отсюда и всяческая «зомбированность», кстати, тоже.
Мы можем - и довольно усовершенствовались в этом - достигать понимания музыки через электронные носители. Но делаем мы это восходя до головы, усилием головы. Поэтому и предчувствие у нас давно перешло в воображение (в обычном смысле слова), и слушание стало наружным.
Человек, конечно, не настолько дурак, чтобы не понимать вовсе, что что-то с ним не так. Что чего-то ему не хватает во всем этом. Но не понимает, как и чем восполнить недостачу, и бросается туда и сюда. Усиливает децибелы, навязчивые ритмы. Вообще заполнил себя до отказа музыкоподобием. Благодаря электронике это стало легко и просто. Но - так и ходит голодный.

музтерапия

Previous post Next post
Up