У постам (
1,
2,
3).
Итак, как уже было сказано неоднократно, сейчас можно наблюдать, фактически, этап "завершения большого пути". Большого пути развития разделения труда - которое, собственно, и породило такое явление, как "умственный труд". Напомню, что в прошлом - во времена общинного мироустройства - каждый человек, по сути, выступал одновременно в ипостаси "конструктора" и "производителя": сам придумывал, что делать, и сам же, своими руками, это делал. Кстати, забавно, но это "прошлое" на деле не такое уж и далекое: реально община (в России "мiр") еще сто лет была базовой формой мироустройства для большей части людей. Ну да: 80% населения были крестьянами, а для крестьянина все "сложные", классовые отношения были вторичными. Они как бы висели "вторым", а точнее, "третьим этажом". На втором была "соседская община", ну, а наиважнейшим была семья, род.
Где каждый "домохозяин", по сути, сам производил все. От продуктов питания до избы и находящейся в ней утвари. (Нет, конечно, 100 лет назад уже многое покупалось - но этого "многого" не набралось бы на 20% от всего имеющегося.) И конечно же, никому даже в голову не приходило, что есть такие "специальные люди", которые, например, придумывают конструкцию телеги. Или разрабатывают рисунок наличников. (По феньшую!) Нет, все сам: сам долбил, сверлил, строгал. И если даже и были какие-то "специализации": скажем, с металлом работал кузнец, были "отдельные" столяры, делавшие "сложную мебель" и т.д. - то и они, разумеется, "работали из головы". (Даже корабли корабельные мастера "сами думали", держа в памяти все сложнейшие вопрос производства.)
То есть, еще сто лет назад пресловутый "умственный труд" занимал ничтожную долю в системе общественного производства. Он относился лишь к двум "моментам": а) к индустриальному производству - хотя и тут ЕЩЕ уровень его был не слишком высоким. (Ну да: "фордовский конвейер" был на минимальном числе предприятий, и поэтому рабочему часто давали просто условный эскиз, а то и "на словах объясняли", что нужно делать. Надеясь на его профессионализм!); б) к системе "классового господства". То есть, к механизму изъятия и распределения прибавочной стоимости - к условному "государству". Вот тут да, была уже "настоящая" и довольно разветвленная бюрократия. (Даже если учесть, что 80% всех ситуаций все равно решались "методами обычного права".)
На этом фоне, кстати, стоит сказать, что пресловутая "проблема бюрократии" - поднимаемая еще с середины-конца позапрошлого века - это именно что проблема "умственного труда", его значения, качества и смысла. (А воспетые еще Гоголем "чиновники" - именно что "работники умственного труда".) Однако тогда даже этот вопрос выглядел не самым важным: реально с бюрократами в 1920 годов сталкивались изредка. (Но УЖЕ при это понимали, что оные делают что-то не то! И поэтому - "чиновников" НЕ ЛЮБИЛИ чуть ли не с самого начала их появления.)
Но далее случилось следующее: с условных 1930-50 годов - в России, впрочем, даже в самых "передовых странах" этот процесс начался раньше (1880-1900 гг) - начал резко возрастать уровень разделения труда! Точнее, не просто резко - а очень резко: за полвека, с 1920 до 1970 годов, практически все, включая работников сельского хозяйства, оказались в мире, где "думают одни, а делают другие"!
Да, именно так! Теперь все регламентировалось: начиная с производства. (В 1970 годах технологические карты были даже в автомастерских!) И заканчивая бытом: теперь, например, все (ВСЕ!!!) продукты питания покупались в "специально созданных для этого магазинах". (А это значит, что процесс, в прошлом осуществлявшийся "автоматически" - пошел в огород, спустился в погреб и т.д. - стал достаточно сложным и требующим специально разработанных структур.)
Кстати, отсюда вытекает и пресловутый "советский дефицит", связанный с тем, что к торговле (в широком смысле слова, включая формирование потребностей) относились, как к чему-то вторичному. (На Западе процесс роста разделения труда был более растянутым, поэтому там смогли "среагировать". Ну, и ресурсов на создания мощной распределительной системы там было на порядки больше.) Впрочем, о данной теме надо говорить отдельно. Тут же стоит только сказать, что указанный процесс только "материальным миром" не ограничился - он затронул и "мир духовный", т.е. область формирования самого миропонимания. Которое стало так же отчужденным и отданным "отдельно взятым людям".
Тем самым "творческим интеллигентам", о которых сказано выше. Что полностью перевернуло их "место в мире". Да, разумеется, стоит сказать, что "люди искусства" были и до указанного процесса - но они всегда были "на вторых ролях". Они находились полностью в руках правящих классов, выступая, фактически, их клиентами, "шутами". Развлекая властителей - и получая за это куски с "барского стола". (Вначале - так в буквальном смысле: просто жрали то, что оставалось от пира господ.) Понятно, что никакой "личной воли" оные не имели, и воспринимались с известным снисхождением не только самими "господами". (Ну да: кто это, поэтишка или музыкантишка. Ну пусть споет-сыграет что-нибудь для увеселения моей особы!) Но даже крестьянами, кои видели отчужденность данной категории - пускай последняя и жила материально лучше их.
Но в указанные 1950-70 (на Западе несколько раньше, но не сильно) все переменилось. Потому, что эти "петрушки", "скоморохи" совершенно неожиданно даже для себя получили в свои руки важнейшую задачу по "управлению мозгами масс". Почему так случилось? Да потому, что оказались просто "наиболее близкими" к ней по параметрам. (На самом деле вопрос о том, как сформировалось пресловутое "массмедиа" довольно сложный - и его надо рассматривать отдельно. Пока же стоит только сказать, что превращение "ярмарочных балаганов" в важнейший инструмент управления обществом умными людьми понимался еще в начале века - см. известное высказывание Ленина про то, что "важнейшим из искусств является кино". Сейчас оное кажется естественным - но тогда-то кинематограф был именно что балаганом!)
То есть, "историческая роль" деятелей "культуры" - та роль, которую они играли тысячелетиями - и то, чем они занимаются сейчас, оказываются, фактически, противоположными! Ведь "управляя эмоциями масс", оные - неожиданно для всех, включая себя самих - оказались в роли... ну да, правящих классов. (Еще раз: никто еще в 1950 годы предположить не мог, что кинозвезда станет президентом США! Но в 1980 годы это смотрелось нормой. Равно как нормой смотрелось - и смотрится до сих пор - у нас то, что разные "Тейлорсвифты" могут стать ключевым моментом в выборах. И у нас, кстати, тоже - роль разных "Юрамузыкантов" в приходе к власти Ельцына ненулевая.)
Такова обратная сторона развитого разделения труда. Того, что полагается "абсолютным и неоспоримым достижением", того, что позволяет получить много дешевых благ - отдав в обмен свои "мозги" и свою волю! (Ну да: то, что "современное общество" больше всего напоминает классический "договор с дьяволом", было заметно уже давно!) Причем, все совершенно добровольно - и с радостью от того, что не надо больше нести ответственность за свои действия. Надо только "слушать лидеров мнений". И будет вам благо!
Но дальше начинается еще более интересное. В том смысле, что пресловутая "власть телевизора" - как не смешно - оказывается не последним этапом "отделения мозгов от рук". Потому, что процесс разделения идет и дальше, охватывая и самих "творческих", и их "паству", причудливо запутывая и переплетая связи. И вот уже возникают совершенно независимые - в том числе и от желания самих "интеллигентов" - информационные процессы, ведущие к ухудшению жизни самих "творческих". (Что еще лет 30 назад трудно было представить.) Это очень хорошо заметно у нас, где оные не только "кусают руку дающую", но и ведут себя так, чтобы максимально "отвадить" своих сторонников. (Кстати, оное касается не только "оппозиции" - тот же певец Дронов, например, только и делает, что разрушает максимально благоприятную для него "экологическую нишу".)
Короче, "отправление мозгов на оутсорс" не заканчивается тем, что появляются "отдельные думатели" - нет, История просто требует дойти до неизбежного конца! До полного распада понятия труда, до абсолютного отчуждения - когда уже невозможно "говорить, что думаешь", даже если ты и входишь в "интеллектуальную элиту". Потому, что есть только некие "общественные тренды", неизвестно кем (а точнее - никем) и неизвестно для чего запущенные...
И вот на этом фоне просто неизбежным становится зарождение "обратного процесса" - стремления к снижения уровня разделения труда со всеми вытекающими. Но об этом, понятное дело, надо говорить уже отдельно...