Образовательные проблемы будущего. Часть вторая

Feb 14, 2024 10:38

Итак, как уже было сказано в прошлом посте , основная проблема текущей образовательной системы состоит в том, что она ... делает совершенно не то, что нужно делать. А то, что делала всегда - начиная с Древнего Египта и заканчивая периодом Ликбеза. Именно же: старается "дать знания". То есть, некую информацию об окружающем мире. Тогда, как именно этой самой информации у современного человека - выше крыши. И в реальности ему нужно не ее получение, а, скорее, обратный процесс.

Состоящий в построении мощнейших "информационных фильтров", отделяющих реально необходимое от всего остального. Но как раз эту задачу образовательная система не решала НИКОГДА, и поэтому технологий для ее обеспечения не имеет. (Ну понятно: еще сто лет назад любой врач, например, мог читать все имеющиеся в мире статьи на медицинскую тему. Ладно, не все - но наиболее важные. Сейчас же даже по своей специальности он читает только то, что требуется стандартом. Всё!) Отсюда вытекает и ее - этой самой системы образования - вопиющая неэффективность. Причем, неэффективность, вовсе не снижающаяся от внедрения новых технологий - а, скорее, наоборот.

Кстати, сделаю небольшое отступление: это касается не только образовательной системы, но и вообще, всего! Потому, что если чего в нашем мире и переизбыток - так это информации, причем информации верной, реальной. (Лжи, конечно - так же не переизбыток даже, а гиперизбыток, но пока этот момент рассматривать не будем. О нем будет сказано уже отдельно.) Отсюда должна проистекать одна простая мысль: работа по направлению "дать кому-то информацию, которой у него нет" - бессмысленна. Да,да, именно так: и вся "просветительская деятельность", и различная "агитационно-пропагандисткая работа" в текущей реальности давно уже потеряла всякое значение. И вообще, самая глупая из всех возможных целей сейчас - это цель "раскрыть глаза", "дать истину".

Ведь эту истину - при желании - любой человек может получить легким движением пальцев. Ну ладно - пускай еще потратит некие усилия по отфильтровыванию лжи, но все равно, какого-либо дефицита "знаний о том, что есть на самом деле", сейчас нет. Поэтому, например, надо прекратить думать, что "кто-то чего-то не знает" - начиная с основ марксизма и заканчивая тем, кто реально раздувает военные конфликты. Нет-нет, в основном все всё знают - и то, на чем основано богатство миллиардеров, и то, за что реально идут войны - но действуют так, будто "не знают". Потому, что считают это выгодным - для себя как минимум. (Как население Германии в свое время уверяло, что "мы не знали про концлагеря". Даже если речь шла о работавших там людях.)

Впрочем, завершим данное отступление - в данном посте речь-то идет не об этом. А о том, что современная образовательная система - которая (о, сюрприз!) выступает всего лишь развитием "исторической образовательной системы" - по существу, "настроена не на то". Потому, что главной ее "настройкой" выступает "обеспечение доступа к информации" - не важно, в виде учебников, дополнительной литературы, лекций, описания опытов или реалистичных 3Д-моделей. В то время, как как раз это современный человек имеет не в избытке даже - а в сверхизбытке. И в принципе, он может легко "пройти путь" от овладения азбукой до проектирования микропроцессорных систем, даже близко не подходя к "образовательным учреждениям".

Но при этом он, во-первых, не знает, какой ему путь проходить - то есть, как уже было сказано, не имеет тех фильтров, которые позволят ему отсеять триллионы бит ненужной информации. (Ну ладно, все убеждены, что тригонометрия - не нужна, отбросим ее. А, скажем, объектно-ориентированное прораммирование? А помню времена, когда из всех утюгов неслось: это - передовитая отрасль, дающая большие зарплаты. Ну, а теперь... (А теперь, кстати, в тех же США оказывается, что необходимы ... лица, знающие язык Кобол? Ну да: оказывается, жизненно-важные системы написаны на нет. Вы помните про "язык Кобол"? Его вообще кто-то изучал после 1970 годов?)

А, во-вторых, современный человек, в общем-то, вообще не уверен, что ему надо чего-то изучать. Потому, что он и так неплохо устраивается в жизни: например, в том же ЕС до сих пор можно жить на пособия лучше, нежели на половину предлагаемых зарплат. Ну, и вообще, популярные тиктокеры, звезды OnlyFans и рэп-исполнители обходятся без образования вообще... Впрочем, что самое неприятное, в общем-то данная проблема возникла задолго не только до появления Тик-тока, но и до возникновения Интернета. (Как уже было сказано, начало "образовательного кризиса" датируется 1970-ми годами.)

То есть, вот уже почти полвека люди "не знают, для чего учиться". До этого знали, а после этого - нет. И чем дальше, тем ситуация усугубляется. (Разумеется, речь идет исключительно о статистических проявлениях - отдельные личности вполне могут выстраивать собственную образовательную стратегию где-то с уровня средней школы. Но именно что отдельные.) Поэтому никакие "усовершенствования образовательной системы" тут не помогают, а, скорее, наоборот. (Увеличения потенциальных возможностей для получения знаний увеличивает и сложность постоянного выбора - то есть, еще более перегружают и так уже до предела "перегретый" необходимостью выбора мозг.)

Почему так происходит? Да очень просто, никаких тонкостей особых тут нет. Дело в том, что - опять же - в течение многих тысяч лет сама труд, в общем-то, делился на две категории. На труд "физический" - как правило, не ценяшийся вообще, и поэтому добровольно никогда не выбираемый. И труд "умственный", который, напротив, был крайне редок, ценен и если человек имел возможность заниматься им, то он должен был им заниматься просто по определению. Проще говоря, даже банальный писарь в каком-нибудь "заштатном городишке" жил уже в разы - если не на порядок - лучше крестьянина. (Богатые крестьяне могли получать больше - но и вкалывать им приходилось так же много больше.)

Что же касается "человека с высшим образованием", то тут даже говорить что-то смешно: скажем, инженер в 1900 году имел уровень жизни, сравнимый с уровнем жизни землевладельцев или капиталистов. (Про писателей вообще говорить не стоит - Лев Толстой, например, получал за свои романы денег много больше, нежели был доход с его немалого имения. Или вот Хемингуей, будучи начинающим автором, мог спокойно жить в Париже, пить и есть вдоволь, ходить по театрам и т.д., пиша лишь небольшие рассказы. Но "писательский рай" - это особый случай, его надо рассматривать отдельно.)

То есть, в общем-то, мотивация "учиться" задавалась автоматически: обучишься - будешь вести сытую и нетяжелую жизнь. (Ну, и да, тут надо еще прибавить то, что само получение информации" в условиях "информационной недостаточности" имеет очевидную ценность - когда из всех "развлечений" лишь партия вист с давно надоевшими соседями, любая книга выглядит сокровищем.) Не выучишься - будешь работать тяжело и долго, и умрешь молодым. Причем, каждый ребенок в каждой стране видел указанное с раннего детства. (Вне того, в какую страту он входил.) Всё! Больше ничего не надо.

Но с середины прошлого века "умственный труд" стал массовым, потерял уникальность - и, соответственно, высокую оплату. Что, во-первых, уничтожило его высокую престижность, во-вторых же - уничтожило высокую потребность в нем. (То есть, если ранее лицо с в/о могло даже не думать про безработицу, то сейчас...) Собственно, отсюда и вытекает первый момент "уничтожения мотивации" к учебе: стать "лучше других" просто пройдя через вуз, уже не получится. Второй же момент - это уже указанный переизбыток информации. В результате чего современный человек, например, читает "книги по специальности" через силу, потому, что его заставляют. (А ранее, как говорилось уже, делалось это с удовольствием, для удовлетворения информационного голодания.)

Поэтому да, кризис! А точнее, не кризис даже, а настоящая образовательная катастрофа, сравнимая с демографической. Потому, что, формально, конечно, в образование вваливается огромное количество средств. Но, во-первых, тратятся они не бессмысленно даже - а вредно: увеличивать информационное давление на человека уже нельзя, это только "отупляет" его. А, во-вторых, "мотивационную систему" все эти изменения не затрагивают - и все возможности по "увеличению числа знаний" пролетают мимо большей части населения. И поэтому одновременно с ростом оснащенности школ и вузов, одновременно с ростом числа преподавателей и студентов растет и число людей, которые оказываются не способны даже к тому, что еще сто лет назад было нормой для лиц со средним (!) или, даже, "полным начальным" образованием!

Что поделаешь: кризис - он кризис и есть! А точнее, Суперкризис, а еще точнее, перелом такой глобальности, которой не было чуть не со времен "городской революции" V тысячелетия до Р.Х. И "так просто", за жалкие сто лет он не преодолевается. Так что не стоит особо отчаиваться - наступит время, и все указанные проблемы будут устранены. Причем, пути для решения их (проблем) уже имеются, и вопрос только в том, что лежат они за теми рамками, которые "исторически" определены для образования.

Но об этом надо будет говорить уже отдельно.

Previous post Next post
Up