Индия - как «черное зеркало» России

Jan 13, 2019 12:04

Сразу скажу - «черное зеркало» тут означает не отсылку к известному сериалу (который я не смотрел), а метафору, связанную с наличием иной альтернативы привычному существованию нашей страны. Которой и может рассматриваться Индия - разумеется, с серьезными допущениями, однако…


Однако пойдем по порядку. И еще раз вспомним уже помянутый в прошлом посте факт,  состоящий в том ,что в современной Индии проходит массовая - 200 млн. участвующих - забастовка. По этому поводу, кстати, некоторые российские левые выпустили язвительные заявления в духе того, что вон даже индийцы - бастуют. А у нас только возмущаются на кухнях - но продолжают голосовать за сами знаете кого. Разумеется, понять этих левых можно: скажем, когда во Франции происходят массовые народные выступления, то это еще можно оправдать давними революционными традициями французов. Но в случае с индийцами это не пройдет - ведь последние имеют в нашем общественном сознании совершенно противоположный образ: образ людей, готовых безропотно терпеть все унижения. Даже в качестве национального героя для данной страны тут наиболее известен Ганди с его «философией непротивления», согласно которой не стоит отвечать насилием на насилие врагов.

Впрочем, понятно, что Ганди, ненасилие и безропотное унижение в надежде на перерождение - это скорее продукты европейского взгляда на указанную страну. (А точнее - «новоевропейского».  Поскольку те же британские колонизаторы никакой иллюзии по поводу «врожденной доброты» индийцев на питали - скорее наоборот.) Ну, а если учесть, что - как уже неоднократно говорилось - в Индии давно уже идет не просто борьба, а настоящая классовая война с властями, охватившая 12 штатов страны и вовлекшая в себя десятки, а то и сотни тысяч настоящих бойцов - то сравнение между Россией и Индией будет выглядеть еще более не в пользу Богоспасаемой. Ну, на самом деле: тут даже небольшая мирная организация левых уже выглядит чудом, а там - боевая, да еще и маоистская партия. Ну, и разумеется - одними наксалитами «левый фланг» Индии не ограничивается, поскольку в ней существует целый спектр левых и даже коммунистических партий. (Настоящих коммунистических партий, не имеющих ничего общего с той убогой смесью бледно-розовых социал-демократов и сильно коричневых консерваторов, которая именуется у нас КПРФ.)

* * *
Причина этого, я думаю, очевидна. И состоит она в том, что - как уже не раз говорилось - индийское население живет, мягко выражаясь, не в самых комфортных условиях. Например - если, скажем, брать актуальную для последнего года  тему - то на государственные пенсии могут рассчитывать не более 15% индийцев. Совершенно вне достигнутого ими «пенсионного возраста». (Так что у российского правительства еще есть куда стремиться.) И, собственно, пенсия тут существует только для госслужащих, а остальные должны сами позаботиться о своей старости. Например, через рождение детей, которые должны будут содержать их в старости. Но это, если честно, не сильно помогает, поэтому рождаемость в данной стране непрерывно падает. И составляет совсем не примечательные 2,33 ребенка на женщину. (Притом, что в 1990 году было более 4.) Так что мечты наших правых и ультраправых о том, что отсутствие пенсий может способствовать росту рождаемости, прекрасно опровергаются данным примером.

Впрочем, даже при этом Индия остается вторым по населенности государством в мире после Китая. (1,225 млрд. человек против 1,338 млрд. человек.) Причем, имея очевидную возможность выйти на первое место: поскольку в КНР рождаемость еще меньше -1,62 ребенка на женщину. Сказывается влияние известной китайской программы «1 семья - 1 ребенок», которую КНР вела с середины 1970 годов. Разумеется, с совершенно рациональными целями снизить демографическое давление на слабую экономику. (Иначе говоря, добиться, чтобы производительность труда росла быстрее, нежели число граждан.) Индия же с самого начала на любые программы регулирования численности населения клала «большой болт». (Несмотря на то, что последнее было бы весьма разумным в связи с огромным количеством проблем - начиная от снижения страданий людей, и заканчивая повышением качества работников.) Официально принято считать, что подобная политика диктовалась тем фактом, что ограничение рождаемости вызовет разрушение «древних традиций» - что, разумеется, неприемлемо. (Т.к., с т.з. традиционной индийской мифологии если человеку суждено страдать - то он должен это сделать, чтобы в будущем переродится во что-то более благородное.)

Но, конечно же, за этим «высококультурным» объяснением скрывалось нечто иное, гораздо более прагматичное и «земное». А именно: то, что указанное «неограниченное воспроизводство» создавало очень важное для капиталистов явление - крайне дешевую рабочую силу.  Порой практически бесплатную - если, например, рассматривать детский труд, который покупался и продолжает покупаться буквальным образом за еду. Собственно, данная «дешевизна» и была положена в основу «индийского пути модернизации» - который, как не странно, оказался очень и очень эффективным. Настолько, что Индия в настоящее время выступает шестой экономикой в мире. (Выше России.) Еще раз: страна, в которой дети носят кирпичи и убирают мусор для того, чтобы не умереть с голоду, страна, в которой 85% населения не может надеяться на государственную пенсию, наконец, страна, в которой обеспечение жилья отхожими местами не рассматривается, как необходимость (можно прямо сказать - более трети граждан не имеют даже пресловутого туалета типа сортир и гадят на дорогу) - имеет экономическую мощь больше, нежели Франция, Италия или Южная Корея! И это еще в ситуации, когда в ВВП учитывается спекулятивный капитал - поскольку, если бы считали по реальному, то Индия обогнала бы Великобританию и, возможно, Японию.

* * *
То есть, полное равнодушие - доходящее до презрения - к людям оказывается для индийского капитализма крайне удачным. Настолько, что Индия может рассматриваться сейчас одной из ведущих не только экономических, но и политических сил в мире. Более того - эта страна показывает очевидные успехи в самых передовых областях экономики: те же «индийские программисты» стали уже притчей во языцех. (Кстати, забавно, но пресловутый «индийский код» может рассматриваться, как аллегория всей страны: криво и неизвестно кем написанная программа, над которой смеются «выпускники» всех остальных «программистских школ» - но которая работает на сотнях миллионах устройств по всему Земному шару.) Впрочем, есть у индийцев и более «железные» успехи - например, в виде наличия своего ядерного оружия и баллистических ракет, своего авианосца - пускай купленного за рубежом - и своих атомных подводных лодок. Да и вообще, своей оборонной промышленности, выпускающей - пускай и по иностранным лицензиям - практически все, от танков до самолетов. (Танки, впрочем, индийцы начали разрабатывать сами.)

Да и помимо ВПК индийская промышленность не может не удивлять: скажем, в плане того, что стали она выплавляет больше, нежели Россия, и приближается в этом отношении к Японии. То же самое можно сказать и про автомобильную промышленность - причем, речь, во многом, идет именно о местных брендах, которые успешно конкурируют с иномарками. (Кстати, собираемыми так же тут.) И хотя у европейцев они - как, например, знаменитая Tata - часто вызывают смех вместе с удивлением тем, что «это ездит» , но продажам это нисколько не мешает. Или, например, давно уже ни у кого не вызывает удивление тот факт, что именно Индия держит третье место по производству лекарств. (После США и ЕС.) Причем, очевидно, что третья она только потому, что на данном рынке существуют очень жесткие регулирующие правила, отсеивающие «сторонних производителей» от американских и европейских потребителей. Ведь индийские лекарства стоят на десятки процентов - а порой и на порядки - дешевле, нежели то же самое у «мировых брендов». (При сравнимой эффективности.)

То есть - индийцы имеют возможность создания самых передовых изделий промышленности, требующих высокой квалификации труда. И одновременно с этим - большая часть населения живет в очевидной нищете и дикости. Дикость, кстати, тут не пустое слово - поскольку жизнь многих удаленных деревень не отличается от жизни их в период неолита. Да и обитатели самых, что ни на есть передовых городов зачастую проживают в несильно отличающихся от неолита условиях. (Опять-таки, безо всяких проявлений коммунального хозяйства - вроде канализации и водопровода.) Увидеть тут жалкие хижины можно прямо около роскошных вилл и небоскребов, а уличные шарлатаны с примитивными фокусами  сидят на улицах, по которым проходят физики-ядерщики и разработчики искусственного интеллекта. И ни кого это не удивляет.

Более того - у туристов (и экзальтированных сторонников толерантности) все это вызывает восхищение. Хотя, конечно, обилие уличного мусора, скапливающегося у всемирно известных памятников - вроде Тадж-Махала - и может их несколько напрягать. Однако с точки зрения «рядового индийца» данная система выступает только одним: источником Инферно. Непрерывных страданий, которые и конвертируются впоследствии в вышеупомянутую промышленную, научную и техническую мощь. Впрочем, то же самое можно сказать и про любые другие страны капитализма, не «испорченные» пресловутой «советизацией». (Т.е., ростом социальной защищенности граждан, произошедшей под действием опасения социалистической революции, поддержанной СССР.) Более того, практически то же самое, что и в современном Бомбее (Мумбаи) или Дели еще лет 100-150 назад можно было наблюдать в Лондоне или Париже. (Не говоря уж о менее значимых городах.) Да практически везде, где рабочее движение не успело еще набрать силы, достаточной для того, чтобы мочь противодействовать государственному насилию правящих классов.

* * *
Что же касается дореволюционной России, то ее общество практически один к одному повторяло общество современное индийское: огромная масса «человеческого поголовья», существующего неизвестно как, и неизвестно зачем. (И живущего по традициям, столетиями назад выработанным предками.) И отдельные очаги передовой науки и промышленности, сконцентрированные в Петербурге, Москве, Варшаве, где создавались достижения поистине мирового уровня. Разумеется, нельзя сказать, что современная Индия и дореволюционная Россия являются полностью «изоморфными» - в конце концов, географические, климатические и исторические условия их существования сильно различаются. Но, в любом случае, их сходство - как «капитализмов второго эшелона» - довольно очевидно.
Так что все противоречия по отношению к тому, чем же являлась в свое время Российская Империя: великой державой с передовой наукой и техникой, или же отсталым жалким государством, в котором большая часть жителей не имела хлеба, чтобы наесться вдоволь - разрешаются крайне легко. А именно: она была и тем, и тем. В том смысле, что на индийском примере прекрасно видно, как военное, политическое, экономическое и даже научно-техническое величие может легко сочетаться с крайне инфернальной жизнью народа. И что наличие атомных подводных лодок и запуск аппаратов к иным планетам не обязательно должно сочетаться с наличием еды для детей и пенсий для стариков, а возможность запуска ядерных реакторов и создания ИИ не мешает тому факту, что значительная часть населения живет в рамках древних религиозных представлений - по сравнению с которыми христианство и ислам выглядят практически Модерном. (Разумеется, с одной серьезной оговоркой, о которой будет сказано чуть ниже.)

Так что - ничего странного и нелепого в нынешнем российском курсе, поставившим своей главной задачей восстановление пресловутой «России, которую мы потеряли», нет. Другое дело, что не стоит забывать, что и положение Российской Империи, и положение нынешней Индии выступало следствием довольно аномальных условий. Для РИ ими было положение Европы после Тридцатилетней войны - которой резко снизило «давление на Восток», и одновременно, позволило создать России «теневую Европу» в виде петровского государства. Для Индии - это, разумеется, период «советизации мира», так же на порядки снизившей империалистическую активность, что и позволило данной стране получить независимость.

Отсюда вытекает, что в условиях «бесконечной длимости» указанных условий данные государства, рано или поздно, но «кончатся». Вернее сказать, РИ уже «кончилась» в 1917 году - когда единственной возможность выживания для нее стало перерождение в СССР. То же самое можно сказать и про современную Индию, порог существования для которой четко упирается в Третью Мировую войну. Поскольку перенести подобное сверхнапряжение данная система не способна: уничтожение пресловутых «центров прогресса» неизбежно обрушит ее в неолит и сделает легкой добычей для окружающих. То же самое касается и гипотетической «возвращенной Российской Империи», которую строит нынешняя власть.

* * *
Впрочем, если честно - то вернуть РКМП до ТМВ никак не получится. (Так что есть вероятность, что нынешний режим ее переживет.) Что же касается Индии - то и для нее есть прекрасный выход из текущей ситуации. А именно -повторение того, что случилось в России 1917 года. (Тем более, что, как сказано в само начале, потенциал к Революции у нее есть.) Но, разумеется, это  уже выходит за тему нашего разговора. Поэтому, завершая его, хочется просто сказать о том, насколько мы - жители бывшего СССР, и вообще, обитатели т.н. «развитых стран» - плохо понимаем, почему мы живем так хорошо. В смысле - не едим объедки, получаем пенсии и подчиняем свою жизнь неким рациональным правилам. (А не «древним традициям предков», кои есть на самом деле всего лишь способы существования в мире Инферно.) И считаем это само собой разумеющимся, да еще и выводимым из нашей принадлежности к «хорошим» и «разумным» нациям и расам. Хотя на самом деле, все это - следствие всего лишь одного исторического события - Великой Революции 1917 года.

На этой оптимистической ноте и позволяю себе закончить…


социодинамика, смена эпох, классовое общество, Индия, Российская Империя, классовая борьба

Previous post Next post
Up