В глубинах Чатыр-Дага

Jan 08, 2013 12:40

Пока за окном валит снег да кружит вьюга, предлагаю еще раз вспомнить ушедший 2012 год и на некоторое время оказаться под ласковыми лучами южного крымского солнца, тем более начало было положено еще в сентябре, и я обещал продолжить, а обещанное нужно выполнять.
Позволю себе пропустить истории о том, как мы преодолевали границу и о других наших приключениях на дорогах Украины, пропустим эти прелюдии и окажемся сразу на одной из вершин плато Чатыр-Даг на высоте 918 м. над уровнем моря.

Можно бесконечно смаковать всевозможными крымскими прелестями и обсуждать увиденные диковинки, к счастью, на сравнительно небольшой площади этого полуострова их сконцентрировано десятками если не сотнями, сегодня я познакомлю вас лишь с одним из семи природных чудес Украины - Мраморными пещерами.
Постараюсь ограничиться минимумом технической информации, а всезнающий интернет и без меня легко ответит на любые интересующие вас вопросы.

Итак, добраться сюда легко и просто, главное не пропустить указатель, который предлагает съехать с шоссе где-то на полпути между Симферополем и Алуштой. Далее наш путь гладко стелется по убитой грунтовке прямиком в горы, безжалостно гробим подвеску, а наши сердца еще с десяток километров обливаются потоками горючих слез и крови.

В Крыму я заметил одну интересную особенность ведения туристического бизнеса.
Трассы здесь между курортными городами неплохие, зато, если вас приспичит свернуть с шоссе в поисках экзотики, обязательно столкнетесь с проблемой труднодоступности к интересующему вас объекту по причине убитости дорог.
Несколько раз оказавшись в такой ситуации, мы сделали для себя вывод, что дороги здесь не ремонтируются намеренно, в отличии от других мест, где нам посчастливилось побывать. И дело здесь не в разгильдяйстве и не в отсутствии средств - во всем виноват некий скрытый прагматический умысел, порой приобретающий излишне порочные очертания. Причины этого явления уходят корнями в далекое социалистическое прошлое, когда автомагистрали строились не ради туристов, а с целью удовлетворения неких загадочных государственных потребностей.

Как бы то ни было, а однажды кому-то из предприимчивых аборигенов в голову пришла гениальная идея доставлять туристов к одной из достопримечательностей на собственном доживающем свой век автомобиле. Со временем эта идея получила широкое распространение по всему Крыму, и теперь местные жители создают целые артели, состоящие из отечественных внедорожников, специализирующиеся на перевозках туристов по убитым горным дорогам и серпантинам.

За 100 или 200 гривен с носа вас забросят в любое труднодоступное место (курс украинской гривны один к четырем). А разбитая дорога является железной гарантией того, что на своем авто вы попросту не пожелаете продолжать движение дальше.
Я все же рискнул проверить свои возможности, с трудом преодолел несколько каменистых подъемов, но очень скоро осознал, как стремительно растет шанс застрять, заблудиться или съехать в пропасть, поэтому решил не испытывать судьбу и вернулся.

Итак, наслушавшись ужасов про дальнейший тернистый путь, и даже согласившись на услуги перевозчика, вы не сможете так просто бросить свою машину на приглянувшейся обочине, готовьте еще 10-20 гривен, за парковку около одного из дворов в обмен на душевное спокойствие и сохранность вашего авто.

Именно так случилось, когда мы вздумали отправиться на поиски водопада Джур-Джур.
Добравшись по навигатору до селения Генеральское, мы с разочарованием обнаружили, что дорога привела нас в тупик, точнее она заканчивалась обрывом, а дальше где-то далеко внизу она продолжалась, но местные жители наотрез отказались нам показать пути объезда. Кроме того за место нашей парковки разгорелась нешуточная баталия, неожиданно переросшая в легкую потасовку между местными землевладельцами.
Бабушка - "божий одуванчик" свирепо набросилась на своего соседа за то, что тот гостеприимно распахнул перед нами ворота собственного двора.
Скандалили зря, я все-таки нашел ничейную территорию и там припарковался под тенью акаций, но все оставшееся время серьезно переживал за судьбу автомобиля - видал и такое, как подкладывались под днище порядочные валуны тем, кто отказывался от гостеприимного приема.

Дальше мы отправились пешком, по пути выслушивая из каждого двора напутственные проклятия, театральные причитания и предупреждения об опасностях, грозящие нашим детям на пыльной и труднопроходимой дороге.

На деле дорога оказалась действительно пыльной, но не такой уж и трудной, тем более идти пришлось всего около двух километров, что совсем не утомительно. Вскоре мы зашли в тенистую лесную прохладу и там, отдохнув от полуденного зноя, испытали настоящее блаженство, а от неспешной прогулки вдоль горного ручья получили много фоток и незабываемое удовольствие.

К Мраморным пещерам мы добрались без особых приключений, но ехали почти вечность на пониженной передаче. Было очень жаль подвеску, но чем выше в горы, тем меньше думаешь о разных там мелочах: красота дурманит. К нашему удивлению на подъезде к вершине начался асфальт, потом мы выехали на стоянку, где были замечены другие признаки цивилизации. Еще больше удивились, что к нам никто не подбегал с навязчивыми никчемными услугами, видимо, сказывалось большое расстояние до ближайшего селения, которое виднелось где-то далеко внизу под нашими ногами.

Далее все как обычно: ларек с билетами, сувенирами и с теплыми вещами по бешеным ценам, небольшое кафе и павильон у входа в пещеру. Купив билеты на экскурсию по одному из маршрутов, еще некоторое время ждем, когда сформируется наша группа и - в путь.
Пока коротали время в ожидании экскурсовода, я заметил под крышей павильона ласточкино гнездо с желторотыми птенцами. На каждое срабатывание моей вспышки птенцы, словно по команде, высовывались из гнезда с широко разинутыми клювами. Они выпрыгивали, как чертики из табакерки, и через мгновение исчезали обратно. Мне стоило огромного труда, чтобы каким-то фантастическим способом обмануть птенцов и буквально поймать неуловимое мгновение.

Далее мы подписали какие-то там бумаги и покинули свет божий, вереницей просочившись сквозь узкий вход и по скользким лестницам отправившись на встречу с вечным мраком, спрятавшимся в глубинах Чатыр-Дага.

На деле пещера оказалась не такой уж и мрачной, скорее наоборот.

Сказочная подсветка выявляла из темноты удивительные фигуры, созданные природой.

Пещера разделена на несколько маршрутов, различающихся по протяженности пути и проходящие через разные залы со сказочными названиями. Названия залов в основном происходят от необычных образований, напоминающих тех или иных персонажей из сказок.

Уточнять не буду, кто есть кто, у каждого своя фантазия, мало ли кому, что в темноте привидится.

Названия залов говорят сами за себя: Обвальный, Русловый, Реликтовый, зал Шоколадка, Розовый зал, Люстровый, Дворцовый зал и другие.
Например, Тигровый зал назван так потому, что здесь был найден скелет саблезубого тигра.

Нам попался ушленький экскурсовод, не долго думая, он остановил группу в первом же зале и предложил скинуться по 20 гривен, чтобы заглянуть на те маршруты. которые мы по глупости не оплатили наверху.
Ну кто же откажется, когда вокруг такая красота??

Потом мы еще разок неофициально скинулись, чтобы получить право доступа на самые нижние, еще закрытые для осмотра уровни пещеры.
Ну кто же отвергнет такое заманчивое предложение - живем-то один раз??

Постепенно мимо кассы улетело более тысячи гривен.
А как еще заработать бедному симферопольскому студенту, если не сорвать куш в короткий туристический сезон?

Студент оказался не только алчным, но вполне компетентным, разговорчивым с одесским чувством юмора. Через какое-то время мы уже не воспринимали потоки научной информации, зато на шутки продолжали реагировать.

Осмотрев все, что доступно простым смертным, мы просочились сквозь какую-то потайную дверь-решетку и спустились ещё ниже на несколько уровней.

На строгий запрет ни к чему не прикасаться руками, все понимающе закивали головами, но каждый про себя все равно решил, что раз за все уплачено, то одно-другое прикосновение к гелектитовым цветкам пещере не повредит.

Забыл сказать - Мраморная пещера была открыта совсем недавно в 1987 году симферопольскими спелеологами или какими-то случайными артековскими пионерами. За это время она стала одной из самых посещаемых пещер Европы - благодаря такой популярности её без разговоров приняли в Международную ассоциацию оборудованных пещер.

Кроме Мраморной пещеры на плато Чатыр-Даг было обнаружено более 160 карстовых пещер, колодцев н шахт.
Естественно, Мраморная занимает первое место по протяженности, площади и объему среди остальных открытых в этих местах горных полостей и образований.

Еще один нюанс, настоящего мрамора ни в этой пещере, ни где-либо поблизости мы не обнаружили. Все вокруг, а также сама пещера преимущественно состоит из известняков, которые все же в скором времени обречены превратиться в мрамор (через несколько десятков тысячелетий).

Длина пещеры около 2-х км, а глубина, на которую нам суждено спуститься достигает 60-ти метров (примерно 20 этажей).

В пещере держится стабильный холод и ближе к концу путешествия я начал изрядно замерзать. Холодный камень вытягивает из живого организма все тепло, после жаркого пекла и духоты на поверхности это особенно заметно. Неожиданно захотелось наверх, к теплу и солнцу.

Впечатлений оказалось более чем достаточно, разум отказывался воспринимать бесконечное обилие гротескных форм и объемов.

Мы передвигались то по поверхности астероида, испещренной кратерами и гигантскими трещинами...

...,то становились совсем маленькими, неожиданно оказавшись внутри странного гигантского организма, с окружающими нас повсюду окаменевшими органами и костной тканью.

Удивительный мир, словно весь вывернутый наизнанку, вместе с пространством и временем. Привычные расстояния, направления вверх и вниз, понятия большого и малого будто перемешались в первобытном хаосе, они предстали перед нами в совершенно причудливых формах, неподдающихся трезвому воображению и здравому смыслу.

По пути видели несколько пересохших озер (не сезон) и лишь одно наполненное водой.

На его берегу устроена площадка с лавочками, где можно присесть и отдохнуть, но к тому времени нам, уставшим от сырости и холода, уже совершенно осознанно хотелось на воздух.
Предложил бы экскурсовод скинуться еще, чтобы увидеть какое-нибудь подземное чудо, все точно бы отказались.

К концу экскурсии многие готовы пойти на все, лишь бы откупиться от этого потустороннего мира, чтобы поскорее оказаться на поверхности.

Время под землей течет незаметно, тем временем наверху солнце, не дожидаясь нас, быстро падало за горы. Обратный путь в долину пришлось проделывать в кромешной темноте, а потом долгая дорога по незнакомым развязкам и серпантинам.

Если вы читаете эти строки, значит с нами ничего не случилось, и мы добрались до ночлега без лишних приключений.
Прогулка по пещерам напомнила о себе следующим утром, неожиданно запершило в горле и поднялась температура...