Честно говоря, всегда был уверен, что дорог хуже, чем в Кировской области в России просто не существует. Путешествие в Крым двухгодичной давности только укрепило меня во мнении, что так оно и есть. Проехав всю страну с севера на юг, я тогда увидел масштабные стройки и новенькие развязки, которые обычному невыездному кировчанину даже и не снились.
Настало время осваивать восток. В былые времена поговаривали, что за Уралом вообще дорог не существует, но с тех пор, наверное, многое изменилось. Так это или не так, попробуем разобраться на месте.
1.
Маршрут выбрал не слишком мудреный: из Кирова по Казанскому тракту через Кильмезь в Ижевск (там погостить), потом Пермь, Кунгур, Екатеринбург с конечной точкой в Челябинске (снова в гости). Обратно примерно тем же путем с заездом в Екатеринбургский аквапарк и Кунгурские ледяные пещеры, минуя Пермь, возвращение в Кировскую область более северной дорогой через Афанасьево и Омутнинск. В былые времена про эту дорогу рассказывали страшные истории, и она ранее считалась почти непроезжей.
А теперь обо всем кратенько и по порядку.
Давно мечтал побывать на Урале, а еще лучше, укатить бы в Забайкайлье, но эти хождения за три моря отложим до лучших времен.
Уральские горы в детстве мне представлялись величественными скалами с серпантинами, с нависающими над путешественниками глыбами из малахита, сплошь утыканные сапфирами и изумрудами, а подножья скал и берега рек сплошь усеяны золотыми песками и сверкающими россыпями из самоцветов (если, конечно, Бажов не приукрашивал).
В детских фантазиях мне виделся древний, могучий и неприступный, весь такой брутальный, суровый и угрюмый седовласый Урал, и поэтому меня всегда сюда тянуло, как магнитом.
2.
С тем, что наши дороги самые худшие, я, прямо скажем, погорячился.
Наши дороги если и плохи, то не настолько, чтобы об этом трубить во все стороны и самоуничижаться.
Конечно, есть участки неважнецкие, но существуют и совсем неплохие. Встречаются просто заговоренные какие-то куски дороги, которые всегда убитые, и их никто почему-то не желает ремонтировать, например, небольшие фрагменты Казанского тракта в районе села Кстинино, где в последнее время даже пешком ходить опасно.
И как бы я не ругался, подпрыгивая на очередном вятском ухабе, но в моем рейтинге плохих дорог Кировскую область все же чуть-чуть обогнала Удмуртия.
Может быть, там не все так плохо, как мне показалось, но отрезок пути от Кильмези до Ижевска и далее до Пермского края меня совсем не порадовал, зато места вокруг просто завораживающие, и они своими красотами скомпенсировали весь дискомфорт от дороги. К сожалению, невозможно выскакивать из машины на каждом повороте и фотографировать пейзажи, тем более дорога только началась, но глазеть по сторонам никто не запрещал, чем я и занимался несколько часов к ряду сидя за баранкой.
Выглянуло давно пропащее солнце, оно искусно подсветило косогоры и далекие увалы, а те будто огромные морские волны, нависли над горизонтом и так застыли, околдованные таинственной и густой утренней дымкой.
Чем ближе к Пермскому краю, тем насыщеннее автомобильное движение и вежливее водители большегрузов.
С качественным асфальтом на подъезде к Перми куда-то испарились качественные пейзажи, которыми мы поначалу любовались. Началась хмурая заболоченная местность с высохшими и кривыми березами вдоль дороги и со странными карликовыми соснами. Пермь встречает каждого въезжающего унылой равниной, чего совсем не ожидаешь после холмистой Удмуртии, ведь где-то уже совсем близко Уральские горы.
Переезжаем полноводную Каму и некрасивый участок дороги быстро заканчивается, постепенно начинаем наблюдать самые настоящие Уральские предгорья. Незаметно началась хорошая убаюкивающая дорога вверх-вниз, вверх-вниз, а потом и вовсе мы выкатили на скоростную магистраль с сопутствующим зеленым знаком, который в нашем регионе никто и в глаза не видывал. Я то знаю, что нужно делать, когда попадается такой знак - можно втопить как следует и за это ничего не будет! Недолго музычка играла, автобан закончился не успев начаться, но с ветерком я все же успел немного прокатиться. Сэкономленное время быстро съела образовавшаяся пробка перед строящейся развязкой.
3.
Погода снова испортилась, стало хмуро и по-осеннему холодно, уже не хотелось делать остановки в пути, а перспектива ночлега в палатке и вовсе не радовала. Переход в соседний часовой пояс отхватил у нас сразу два часа, плюс задержки на дорогах Удмуртии, к вечеру нужно было во что бы то ни стало добраться до Челябинска.
За Пермью стали чаще попадаться гаишники, а в Свердловской области этих братцев с полосатыми палочками повылезало еще больше. Они не просто стояли на трассе, а зачастую прятались и устраивали засады. В совокупности с бесконечными камерами видеоконтроля это обстоятельство сильно напрягало. И это полбеды, главная беда в бесконечных знаках ограничения скорости до 70 и 50 км. Кто натыкал эти знаки вдоль дороги, по какому принципу и с какой целью, осталось для меня неразрешимой загадкой, но больше всех были рады этому обстоятельству все те же гаишники, чем активно пользовались. В результате, наш путь от Ижевска до Челябинска длиной в 850 км растянулся почти на 13 час с учетом нескольких коротких остановок. С такой скоростью передвижения нам реально грозила невеселая ночевка в чистом поле, а тем временем погода неуклонно ухудшалась.
В моем рейтинге дорог Пермские трассы оказались самыми качественными. Второе и третье места поделили дороги Челябинска и Екатеринбурга. Опять же, мне трудно объективно оценивать качество трасс по всем параметрам, но Е"бург запомнился гаишниками и дурацким скоростным режимом. Не знаю, как обстоят дела в Челябинской области, а участок дороги, по которой ехал я, отличается не очень свежим дорожным полотном.
После Кунгура, ближе к Екатеринбургу местность становится все более гористой, но, к сожалению, настоящих гор я так и не увидел. Справа и слева от нас раскинулись настоящие альпийские луга, кое-где за окнами разбавляли картинку тучные коровьи стада. Иногда дорога плавно поднималась над окружающими холмами, предлагая живописные панорамы, иногда ныряла в расщелины с каменистыми боками, в общем, нас окружали вполне привычные российские сюжеты, а сам древний и могучий Урал спрятался где-то далеко на севере.
Не помню, по какой причине, но был момент, когда мы свернули с трассы и оказались в весьма интересном месте, около городка Суксун. Дорога привела нас к огромной возвышенности, которая скалой нависала над самим городом и большим водохранилищем.
4.
На вершину горы вело несколько тропинок, а при желании туда можно было въехать и на машине, в общем, прекрасное место для влюбленных парочек, чтобы в романтической обстановке встретить восход солнца или проводить его на закате.
5.
Когда-то гора была значительно больше, но она лишилась части своего склона, потому что была превращена в огромный строительный карьер.
6.
Солнце нас, конечно, не баловало, а если "по чесноку", то с погодой вообще не повезло, на улице было максимум +11, а к вечеру и того меньше, плюс временами начинающийся дождик. С окоченевшими руками я бегал по склону и пытался сделать хоть мало-мальски приемлемые снимки.
7.
На вершине уже пребывала сладкая парочка, которая с интересом наблюдала за моими поползновениями.
По большому счету, дорога, соединяющая Екатеринбург и Челябинск, довольно прямая и однообразная, о том что мы находимся на южном Урале практически ничего не напоминает. За бортом монотонно тянется равнинная местность, зато встречается множество живописных озер, это то, чем богата Челябинская область - настоящая восточная Карелия! На обратном пути выплыли из тумана далекие скалистые берега одного из озер неподалеку от Челябинска. Вид восхитительный, и в тот момент я сильно пожалел, что не имею возможности свернуть с трассы.
Отдельная тема - сеть заправочных станций, встречающихся на всем протяжении пути.
Кроме классических двух бед, мы у себя дома вынуждены мириться с диктатурой "Лукойла" и "Движения-Нефтепродукт". Поскольку других поставщиков бензина на территории Кировской области практически не существует (не пускают?), эти двое по умолчанию считаются монополистами, и от того цены на бензин идут ровнёхонько относительно друг друга, с переменной разницей лишь в несколько копеек.
В соседних регионах растет и ширится конкуренция в лице всевозможных заправок, которые предлагают бензин по более низким ценам, чего "Лукойл" абсолютно не тревожит. Стоимость топлива стабильно выше на рубль, а то и на два, чем у собратьев по бизнесу. По уровню цен "Лукойл" шагает впереди планеты всей, зато АЗС "Движение" больше не встречаются.
Стараемся внимательно выбирать заправки, среди которых попадается множество сомнительных. Пару раз заправились на Газпромовской станции, спустя какое-то время заметил, что машина пошла более вяло, а другие участники движения стали резвее и увереннее обгонять на подъемах.
8.
Уже на обратном пути решил заправиться в последний раз и завернул на заправку с каким-то химическим названием. Для ориентации, это около 400 км от Кирова. На заправке имеется отличная чистенькая кафешка, где можно недорого и качественно перекусить. Как нельзя кстати пришлась чашечка прекрасного заварного кофе, не горький плевок в микроскопическую мензурку за 50 рэ, а ,действительно, вкусный и ароматный напиток с безлимитным сахаром на столе и всего за 30 деревянных.
Бодрые и полные сил мы отправились к далеким берегам своей малой Родины. Машину также будто подменили, напрашивается фраза "...его лошадка, снег почуя, несется рысью (от души)!" Понеслась моя лошадка во весь опор, то ли близкий дом почуяла, то ли бензин оказался на самом деле более качественным.
Отрезок дороги от Перми и до границы с Кировской областью достоин всех похвал, и в качестве дорожного полотна, и с эстетической точки зрения.
Дело было к вечеру, погода окончательно наладилась, стало тепло. Мы вынырнули из под огромной тучи и устремились вслед догорающему закату наверстывать потерянные где-то среди часовых поясов свои сто двадцать минут по Москве.
Этот участок дороги мне особенно понравился. Чем ближе к дому, тем лес теснее подступает к дороге, и уже синеющие дали видны все реже.
В районе Афанасьево пересекаем Каму во второй раз, здесь она не такая полноводная, как возле Перми, а скорее похожа на широкий ручей.
9.
Далее под Омутнинском форсируем Вятку, в верховьях она такая же узенькая, как и Кама. К слову, эти две реки-сестрицы начинаются в одном болоте, а потом расходятся сердечком в разные стороны на многие сотни километров и вновь встречаются уже двумя полноводными артериями.
Вятку мы будем пересекать еще два раза в Слободском и в Кирове.
10.
Между Омутнинском и Слободским едем мимо большого Белохолуницккого пруда. Дорога петляет вдоль одного из его берегов, а сам пруд кажется маленьким морем. Сквозь сосны долго мелькает водная гладь, и хотя уже начинало темнать, но я не смог справиться с соблазном, чтобы не остановиться и не попытаться пробраться к берегу этого водоема.
11.
Пара попыток оказались неудачными, видит око, да зуб неймет. Воду видим, а подойти к ней не имеем возможности, весь прибрежный лес представляет из себя сплошной бурелом, словно здесь недавно прошел мощный ураган, который выкорчевал с корнями вековые сосны.
12.
13.
Кроме упавших деревьев в лесу горы мусора, не думаю, что его сюда принесло ветром.
С большим трудом выбрались к большой воде, полюбовались памятником, установленным неизвестно кому и в честь неизвестно чего.
14.
Покидали камушки в воду, построили планы на будущее, решили приехать сюда как- нибудь в другой раз и отправились дальше.
15.
Навигатор обнадеживающе подсказывал, что осталось совсем немного, и подгонял, обещая скорую встречу с домом.
Нас давно заждались узкие и некачественные вятские дороги, со своими пробками и заторами, водители грузовиков и лесовозов, у которых с прибытием на вятскую землю почему-то исчезают остатки вежливости и другие обычные для наших мест автострашилки, которых, как выяснилось, бояться совсем не стоит.
16.
О нашей дороге туда и обратно, в общих чертах, я рассказал почти все, что хотел. Кратенько, но обстоятельно ))
17.
Теперь можно перевести дух и перейти к созданию следующих частей моего рассказа.
Буду не спеша и без лишних слов выкладывать фотки всяких местных диковинок и необычностей, которые мне довелось увидеть в Ижевске, Челябинске, в Кунгуре и др.