Поселок Южный Азовского района в южной части Ростовской области пережил много переименований. Был он и Машино, и Чепелевка, и Попово. Но настоящее имя ему - Ольгенфельд. Ибо это бывшая немецкая колония, основанная в 1866 году 14 семьями из колоний Михельсталь и Рибенсдорф.
В сохранившем исконное немецкое название Офентале, что на западе области, никаких зримых свидетельств пребывания немцев, кроме руин водокачки, да самого названия, пожалуй, и не осталось
http://ankol1.livejournal.com/31721.htmlА здесь со времен колонии сохранились кирха, добротные хозпостройки и даже дома немцев-колонистов.
В бывшей кирхе сейчас тоже располагаются своего рода духовные учреждения - клуб и библиотека.
Вот обнаруженное на сайте "Одноклассники" фото настоящих жителей Ольгенфельда - пастора Тобиаса Шмунка с женой Розалией Шоль до их отъезда из России. Надо полагать, пастор и служил в этой кирхе...
Бывшая школа.
Немецкие домики.
Рядом с кирхой имеется и военный памятник, свидетельствующий о том, что война не обошла Ольгенфельд стороной.
Есть тут еще строение бывшего библиотеко-универсама, добротная архитектура которого однозначно говорит о том, что оно должно помнить немцев-колонистов.
Вот какой представала взору путешественника колония Ольгенфельд Староминского района в 1925 году: «Еще издали виднеются красные крыши... Большие, кирпичные, совсем городские дома. Большие, как в городе, окна. Дома крыты железом, не ржавым, а свежепокрашенным. Сытый уют выглядывает в окна: фикусы, герань, недешевые гардины. Во дворе, под навесом - косилки, молотилки, жатки и всякий прочий инвентарь, что совсем не заметно ни в крестьянской Сонино, ни в казачьей Староминской. Еще подъезжая к колонке, впервые в жизни вижу такой способ посадки хлеба: жито растет не сплошь, а рядами, и между рядов свободный проход, четверти в две шириной,- оказывается, для того, чтобы по этим коридорам можно было ходить и выпалывать сорные травы. Сурепа в хлебу - этого колонисты не знают. Или бакши, огороды - молодые побеги покрыты сверху легким слоем прелой соломы. «Это они делают для того, чтобы подольше удержать сырость, влагу,- объясняет кучер.- Это очень хорошо от засухи помогает...»
Сейчас немцев в Южном не осталось. Но немецкий дух здесь все же зримо присутствует. Поселок- чистый, дома, в основном, аккуратные, судя по подворьям некоторых жителей, живут они добротно и трудолюбиво.
Со времен Ольгенфельда сохранилось и здание мельницы. Сейчас оно заброшено, но впечатляет. Подробно о мельнице Ольгенфельда написал мой друг и сопутчик в путешествиях
andrey_meot на своем сайте Меотида и окрестности
http://meotyda.ru/articl.php?id=246 .
Но тут кроется такая интрига. В Ольгенфельде родился 28 июля 1937 года знаменитый кинодеятель Виктор Иванович Мережко , первый президент Российской Академии кинематографических искусств "Ника" и фестиваля «Киношок». Воспоминания его о исторической родине весьма скупы: "…Из Ольгинфельда мы уехали, когда я был совсем маленьким. Мама про него рассказывала скупо: «Хутор как хутор». После Ольгинфельда мы долго кочевали по Ростовской области..." Тем не менее, ко всему прочему Виктор Мережко - автор пьесы «Пролетарская мельница счастья». Это - определенно, неспроста.