Об оккупантах киевского майдана

Feb 11, 2014 13:37

Новости олимпиады затмили и вытеснили из русскоязычной блогосферы недавно популярную тему киевского майдана. Теперь то хоть можно и про майдан поговорить спокойно.Но решил я затронуть  украинскую тему с позиций интересующего меня вопроса о взаимоотношениях простых людей и оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Тем более, что, как видно из комментариев к ранее помещенному мною посту  http://ankol1.livejournal.com/48448.html   , эта тема интересует не только меня.
Так мои вопросы и запросы довели меня до Киева. И вот что я узнал .



1. Венгры .
Нельзя сказать, что в период оккупации жизнь в Городе полностью остановилась. Время было конечно страшное - расстрелы, облавы и просто неустроенность, и голод, плюс бомбежки - в начале оккупации - немецкие, потом свои… Но даже это мрачное время пополнило богатый киевский фольклор историями и легендами, героями которых часто были… те самые оккупанты. Немцы - редко, их боялись, от них старались держаться подальше. Другое дело т.н. союзники - солдаты гитлеровской коалиции, воевавшие на стороне Рейха. По рассказам очевидцев, союзников в Киеве было больше чем самих немцев. Многие из них менее всего хотели воевать, не отличались «арийской» дисциплиной и как-то незаметно стали частью жизни Города тех страшных и химерных времен…
Союзники тоже были разные - больше всего киевляне не любили угрюмых, заносчивых и вздорных муни (мадьяр-венгров), которые иногда бывали хуже немцев, и точно изо всех сил пытались доказать, что они не последние служаки Рейха. Правда, с немцами они тоже  конфликтовали, не говоря уже о мирном населении. Короче, венгры оставили после себя не лучшую память.



2. Румыны.
Еще были румыны - эти вояки, тащили практически все. Могли, например, спереть белье с веревки… Правда, со временем и красть стало нечего. Для Киева (и даже для его оккупантов) наступали нелегкие времена - с приближением линии фронта продукты в Городе дорожали. Скоро главной валютой стали сигареты и картошка. Немцы еще держались, побаиваясь начальства, союзники же пустились во все тяжкие. Тогда румыны открыли для себя Евбаз и быстро стали там хозяевами, договорившись с частью местных торгашей и запугав остальных. С тех пор они всю дорогу что-то продавали, меняли,  перепродавали целыми мешками до самого конца оккупации…
Среди румын попадались так же простые сельские парни, которые не умели торговать и не приучены были воровать. Эти выкручивались в то холодное и голодное время за счет других талантов своей нации, в частности - музыкальных. Обычно они собирались по трое - скрипка, барабан, губная гармошка (иногда был четвертый - бубен) и играли перед своими на базаре или просто во дворах. Вскоре киевляне начали приглашать таких музыкальных оккупантов играть на свадьбах и похоронах. А что? Румыны играли хорошо, а плату брали картошкой и теплыми вещами…



3. Итальянцы.
Лучше всего во время оккупации киевлянам удавалось ладить с итальянцами - может, сказалась родственность менталитетов. Итальянцы почти не мародерствовали. Была смешная байка, когда одна старушка спрашивала итальянца, почему они ведут себя, не так, как все, на что тот ей серьезно ответил, что грабить им не позволяет Мадонна. Старушка решила, что это «какое-то ихнее высокое начальство», что итальяно охотно подтвердил…
Правда набожность не мешала им посещать киевские бордели и заводить романы с местными «сеньорами». И это не смотря на оставленные дома семьи и отнюдь не оставленных мужей «сеньор», что периодически приводило к бурным сценам в стиле итальянского кино...
Когда настали голодные времена, выяснилось, что выходцы с юга Италии, как другие средиземноморские народы любят жаб… кушать. Этим было легче всего. Когда их товарищи меняли солдатские пайки (мыло, сигареты, одеколон и т.д.) на картошку, неаполитанцы ходили с мешком на ставки (озера)  добывать «деликатес», и  никак не могли понять, почему жители голодного города отказываются, когда их угощают…
С итальянцами была связанна целая веха киевской моды времен оккупации - длинные полосатые чулки (похожие носит в книжке «Буратино»). Чулки тоже входили в промпаек, и менялись на картошку, некоторые пижоны просто не могли устоять, готовы были отдать последнее ведро сытной «валюты»! Самое смешное, что в экзотических чулках щеголяла молодежь обеих полов…
После стремительного и кровавого освобождения Киева началась новая жизнь. Союзники быстро превратились в фольклорных персонажей - иногда смешных, иногда страшных, о них долго потом травили байки. Сколько их вернулось домой? Сильных и слабых, благородных и трусливых, жестоких и нормальных. Всем Бог судья. Они были просто солдатами…

Источники:
http://www.gorodkiev.com/
http://reibert.livejournal.com/124827.html
http://foto-history.livejournal.com/4697864.html

Р.S.Кстати, в качестве иллюстрации к рассказу про итальянцев я привел фотографию не из Киева и вообще не из Украины, а из фондов краеведческого музея города Россошь Воронежской области. На ней запечатлена итальянская похоронная процессия, возглавляемая  капелланом, шествующим, похоже,  в тех самых легендарных полосатых чулках...  А на голове он, между прочим, носит меховую шапку-чакулу из вещевых поставок  братской Румынии итальянским союзникам.

Киев, румыны, оккупация, Воронежская область, Россошь, венгры, война, Украина, немцы, итальянцы

Previous post Next post
Up