Часть первая:
http://ankol1.livejournal.com/101444.html Вот и настало время вплотную приблизиться ко второй турецкой башне - Шахи. Погода в районе Азова стояла приближенная к той, что была во время посещения башен турецким путешественником Эвлией Челеби.
Короче, Дон стоял крепко!
К нынешнему времени мы выяснили и почти окончательно убедились в том, что турецкие башни не могли находится на месте опор ЛЭП, как принято считать у "официалов".
Правда, по устоявшейся традиции, какая-то опора, хоть и маленькая, но была покорена одним из участников нашего похода.
В соответствии с подкрепленной изысканиями друзей "Меотиды" версией, каланча Шахи должна находиться выше по течению Дона, чем опора ЛЭП, ближе к старой переправе через Дон на Елизаветинскую. Туда мы и наметили путь.
Но тут в дело опять гнусно вмешались духи янычар.
Они злокозненно столкнули колесо одной из наших повозок в глубокую наполненную скользкой водой вязкую колею.
Совместными усилиями мы преодолели препятствия и были вознаграждены, воочию узрев подтверждения наших версий!
Прежде всего, это рельеф.
А во-вторых, тесаные камни! Вот тут, например, Дон подмыл берег, из которого вывалился камень.
Без сомнения, это камень из башни Шахи! Вот какое описание этой каланчи оставил нам турок Эвлия Челеби:
"Ее также построил султан Мехмед-хан IV, сын Ибрагим-хана, в 1071 (1660-61) году. Отстроенная в годы правления Суфи Мухаммед-Гирей-хана заботами великого везира Кёпрюлю Мсхмсд-наши, она имеет в окружности 150 шагов. [Это] башня прочная, искусно отделанная. Высота ее от земли - 50 аршин. На запад обращены небольшие, правильной формы ворота. Они сделаны целиком из железа, без [единого] кусочка дерева, хорошо защищают. Внутри этой башни находятся ода, каждая на пять-десять коек-келий, расположенных в пять рядов. В гарнизоне есть аги ода янычаров, ода топчу и ода джебеджи, имеется также диздар-ага. Сулейман-паша, прежде бывший кул-кетхудой, с сотней людей поселился в верхнем укреплении этой башни, устроил несколько бойниц и ннш и ныне сидит, обороняя башню. А в этой башне Шахи, в амбразурах у ворот и над рекой Дон, стоят шесть пушек бал-емез, каких нет в крепости Азов. Она снабжена также двадцатью поднявшими жерла пушками шахи и достаточным количеством боеприпасов. Ныне у подножия этой башни Сулейман-паша соорудил из земли и дерна прочные окопы в один ряд, окружил их отвесными и глубокими, как ущелья, рвами и [таким образом] сделал укрепление сильным, неприступным и способным к обороне. А во рву ходят лодки. Со всех сторон [башню] охватывает река Дон. Внутри укрепления в жилищах из тростника и камыша живут без семей воины Сулейман-паши. Здесь также совершенно нет женщин. Однако весьма много огланов. Есть мечеть, а внутри укрепления - соборная мечеть на сто человек и зернохранилища. У каждого в закромах хранится до краев пшеницы и проса, и все население употребляет в пнщу просо и пшеницу. Они хранят множество продовольствия, так как боятся, что кяфиры возьмут их в осаду. Обойдя и осмотрев эту башню, мы снова прошли пешком по льду Дона [и остановились перед башней Султанийе], расположенной в трехстах шагах [от башни Шахи] на противоположной стороне второй протоки Дона, находящейся в пределах Московской страны."
Почему у нас такой интерес к местоположению башен?
Дело в том, что они - памятник не только турецкой фортификационной мысли, но и памятник славным русским воинам. Кроме того, каланчи перестраивались и укреплялись русскими войсками: Сергиевский городок и каланчинский редут возникли на месте турецких башен. Крови казаков и солдат тут пролито тоже немало. Странно, что никаких памятных знаков об этом здесь нет...
Впрочем, нас ждет теперь еще и третья часть.