Другие истории конкурса "школа2011"1-е сентября...
Эта дата всегда, несмотря на прошедшие десятилетия
(!) после окончания, приводит меня в бешенство. В основном, почему-то,
из-за дикого, кондового ханжества,
связанного со "школьными годами
чудесными". Все эти песенки, услышанные в детстве, эти ностальгические
сопли, извергаемые сегодня на просторы интернета.
Хотите реальных воспоминаний? Хотя бы пары-тройки первых лет? Их есть у меня.
Click to view
"Первый
раз в первый класс". Чертисколько лет тому назад, любящие родители
нарядили меня в специально купленную в Москве синюю форму с аккуратно
пришитым белым воротничком, вручили мне агромедный букет гладиолусов, и
отправили в... тюрягу на срок приблизительно равный тому, какой получают
за "особотяжкое".
Нашей первой учительнице - которая почему-то
называлась еще и классной руководительницей - никак не подходила ее
работа. Ей было не больше 25 лет, и опыта работы с малышами у нее
просто не было. Ну это полбеды. Основная беда заключалась в постоянной
муштре помноженной на неприязнь ко всем малышам, разве что исключая
пару-тройку чистеньких девочек-отличниц. На протяжении первых 3-х лет, я
лично был свидетелем таких невозможных на сегодняшний день вещей, как
Битье
линейкой, указкой (кстати, жуткого вида железякой с наборной - серьезно
- ручкой), тряпкой, и другими вещами по рукам и спинам шалунов а также
левшей
Погонь по всему классу за шалунами (не забудьте, детям 7-8 лет!)
Унижение и оскорбление детей (шваль, мерзость, тупица, дубина, этц)
Эта широкомордая тетка умудрилась оставить действительно неизгладимый след.
И это не считая самого "быта" школ того времени.
Эпоха
застоя. Эпоха портретов Ленина в каждом кабинете и каждой комнате,
разве что в сортире его не было. Кстати, вы помните сами эти сортиры?
Кабинок с закрывающимися дверями не было. Поэтому кому приспичило
по-большому должен был восседать над большим грязным корытом в одном
шаге от тех, кто просто зашел помыть руки. Одной из забав школьных
бузотеров было быстро дернуть за ноги кого-нибудь послебее, сидевших вот
так. Несчастный с воплем шлепался в нечистоты, после чего часами
пытался отмыться и тишком убегал домой. К счастью, мне самому не
пришлось испытать подобного унижения, но о близости его я никогда не
забывал. Морально надо было быть готовым ко всему. В физкультурных
раздевалках происходили драки и "темные", кого-то из старшеклассников
однажды даже пырнули ножом, в липкую лужу я случайно влез ботинком на
следующий день.
А столовые? Ух, какую сумасшедшую дрянь там
подавали детям. Опять же, мне повезло с родителями - они всегда давали
мне завтрак с собой. Будерброд с колбасой и яблоко. Кстати, колбаса
была. Хотя бы "докторская". И черный украинский хлеб был всегда хорош.
А другие дети ели пригоревшую кашу с какой-то подметкой с гордым
тевтонским названием "шницель", хотя вместо мяса в нем фигурировал хлеб
"кирпич", которому, из человечности наверное, дали хорошо затвердеть.
Мясо же и прочие продукты: муку, сало, масло, итд, выносили в
огромаднейших сумках завы и повара. Это со времен детского сада я был
натренирован подмечать и мотать на ус. В старшей группе со мной учился
мальчик Вова, чья мама работала там же поваром. Жили они через дом от
нас. Нужно ли говорить, что путь Вовиной мамы от столовки до парадного я
имел возможность наблюдать каждый день?
Кажется, во втором классе
нас принимали в октябрята. До сих пор помню херь, которую надо было
выучить наизусть "октябрята - дружные ребята! читают, танцуют, поют,
весело живут!". Ога. Моё первое знакомство с ханжеством - вкус его
остался на всю жизнь. На звездочке был изображен некий ангелочек.
Безумно хорошенький, со светлыми кудряшками. О том, что это именно
ангелочек я узнал благодаря любви моих родичей водить меня по музеям и
церквам на экскурсии. Однако, классная наша дама возвестила, что это -
маленький Ленин. А что, Ленин уже в 5 лет совершал революцию, -
поинтересовался я, не имея "ничего такого" ввиду. И тут же разразился
жуткий скандал. Меня отчитывали сначала классная, потом - завуч (до сих
пор не понимаю ее функцию - что именно делала эта злющая тетка, похожая
на виннипуховскую Сову, внезапно заболевшую трясучей?), а потом -
примерные девочки из нашего класса. Длилось это часами. Чтобы
выбраться из лабиринта, я должен был произнести магическую формулу "я
осознал свою ошибку и больше это не повториться". Эта формула мне
почему-то никогда не давалась, может быть из-за того, что ее очень
трудно выговорить, а может быть потому, что это было вранье от первого
до последнего слова. А если на всё это наложить мое детское понятие
слова "революция" - она ассоциировалась в моем неокрепшем мозгу с
большущей аллюминиевой кастрюлей, в которой часами
вываривалось-“революцировалось” бельё - то тут в общем-то можно было
писать пропало.
А уроки? Даже слово это напоминает о суровом
заключении. Урррроки. Все вы жалкие уррроки. Садитесь, делайте...
уроки. Только букварь более-менее мог считаться хорошим учебным
пособием. Просто где-то на середине, я от “са-ша мы-ла ка-шу" перешел
на Носова с Драгунским, а потом - вовсе на "Графа Монте-Кристо", и в
разнообразные "родные речи", набитые пафосными октябрятскими текстами,
вообще не заглядывал. Нет, вру, заглядывал. Потому что нас заставляли
вызубривать оттуда целые куски. Ладно бы, если б дело ограничивалось
Пришвиным. Черт с ним, природа - это хорошо, да. Но кроме Пришвина там
сокрывалось море удивительно приторно-нечитаемых текстов, которые не
хотели укладываться в моем мозгу ни за какие коврижки. В дополнение к
этому мы еще и украинскую литературу учили. Где справедливость, думали
мы, ведь Московские и Ленинградские школьники не должны пересказывать
"Грицеву Шкiльну Дорогу" (кстати, забавное произведение) и читать Iвана
Франкa в оригинале.
Математика была громко названа "царица наук" в
наших школах. Только преподавать ее детям не умели никак. Просто учили
считать. Все. И это при том, что в стране было полным-полно
талантливейших специалистов. Все это разбивалось о принцип ОБЩЕГО
образования. Это ж как? Все должны учить одно и то же, одинаково. Все
35-40 человек в классе. Именно так, наши начальные классы были
огромны. Мой собственный класс "Б" насчитывал 37 человек. До сих пор
могу перечислить примерно всех в алфавитном порядке. Класс "А" состоял
почему-то из исключительно украинско-говорящих учеников. Класс "В" был
меньше, и у них была чудная классная руководительница, по
совместительству историчка. Пожилая дама с палочкой. Именно дама.
Последняя в своем роде. Я очень завидывал классу "В", особенно если
учесть, что Людмила Лукинична была великолепным рассказчиком, и самые
шумные шкеты при ее появлении успокаивались и со счастливыми рожицами
ждали очередной притчи. Класс "Г" состоял на 3/4 из негодяев. Так нам
сказала наша классная. По непонятной причине туда переводились все
"трудные дети". Как последнее средство запугивания нам говорили "а вот в
Г не хочешь?"
Уроки физкультуры не имели ничего общего с Физической
Культурой. Т.е. умение ценить свое тело и умение хорошо им
пользоваться. Нееет. Тут процветала ранняя форма дедовщины в
раздевалках, полнейший разгул во время самого... эээ.. урррока, и
возможность схватить простуду сразу после него. Бег, иногда
разбавленный эстафетами - вот побегай туда-сюда с флажком, особенно еслы
ты не очень от природы поворотлив - и во второй части - футбол для
мальчиков, и непонятно что - для девочек. Потом уже после 3-4 класса
появились "разнообразия" в виде шведской стенки, которую никто не
использовал по назначению, турника, и - о! коз-ла. Об этого клятого
козла отбивали себе причиндалы поколения советских школьников.
Выражение "козла матом обложить" обладало самым прямым смыслом.
Еще
были... Парады... Октябрятских... Войск (!). Вот вы, молодое поколение,
можете представить что это такое, а? Октябрятских (читай: малолетних)
бл&дь ВОЙСК! Мы маршировали по коридорам и спортивному залу, учили
нев#ебенно тупые кричалки, а за уклонение - родителей в школу, двойки по
поведению, а главное - повальный остракизм. О, как умели ему предавать
в самом обычном втором классе самой обычной школы! Сначала - отчет, от
которого не спасала даже раннее упомянутая магическая формула (Гарри
Поттер, ты был бы тут слаб, как медуза). В отчете сначала участвовала
вся "звёздочка", т.е. то, что у пионеров называлось громким словом
"звено", а потом подключались и остальные, опять же включая взрослых.
Пройдет
пара-тройка лет, и нам придется часами отстаивать (опять же, вместо
того, чтобы учиться, точнее - просто почитать или поиграть!) на
идиотских ЛИНЕЙКАХ. Это опять строй, опять маршировка, опять
скандирование лозунгов. Для меня лично - опять вызов родителей к
директору, из-за неуместного смеха или просто неумения стоять на месте.
Все
было нацелено, как в армии, на ломку индивидуальности. "А что, ты
самый особенный?" - под этим лозунгом прошла бОльшая часть моих первых
лет в школе. Ленин был нам дедушкой, Брежнев - Брежневым, Сталин -
исторической фигурой, а Хрущева вообще не было. До революции был царь.
Какой - не суть важно, после Петра их спокойно складывали в одну и ту
же колоду. Все они были плохие. Наши "звездочки" носили имена
пионеров-героев. Павлик Морозов, конечно же, был один из первых. А его
портрет в матросской бескозырке почитался как еще одна икона. Моя
звездочка носила имя Вали Котика, о котором нам было практически ничего
не известно, но и отторжения его уютное имя никак не вызывало.
Построения были в особенной чести. Все утренники (проводящиеся вечером)
состояли на 9/10 из построения и маршировки, плюс размахивание
"атрибутами". В самом деле, никто не знал как еще именовать красные
треугольные флажки и что-то похожее на факела из жести, которыми надо
было изображать какие-то фигуры. Однажды мне на целый вечер удалось
побыть Таджикистаном. О нем я не знал ровно ничего, но какая-та добрая
душа снабдила меня тюбитейкой и подходящими стихами, заканчивающимися
"солнечный Таджикистан". Мальчику, который должен был изображать
Азербайджан было хуже: он не знал в чем ходят жители "его" республики и
даже не мог выговорить ее название. Однако Азербайджан тоже был
солнечный. (вот какая сука это все писала?).
В мое время был 6-и
дневный рабо.. то есть школьный график. То есть, в субботу, когда
родители могут повидать наконец свое чадо (а заодно, может, сводить его в
зоопарк или просто к бабушке) надо было переться в школу. НИЧЕМУ нас в
субботу никто и никогда не учил. Дисциплина не хромала - она лежала. В
основном всё сводилось к уборке и сбору макулатуры или металлолома. А в
дополнение (особенно когда уровень грязи и пустых бутылок достигал
неудобоваримых масшабов) были ВОСКРЕСНИКИ. Большинство из них, все же,
было укорочено на пол-дня, но опять-таки - зачем оно было надо? Если в
школе есть уборщицы, и даже висит огромный плакат, призывающих уважать
их труд, дворники, и всякие ассистенты по уборочной части - зачем на это
дело гнать детей? А потому что это была бесплатная рабочая сила. Не
особо организованная, но какая-никакая сила, с помощью которой можно
было навести относительный порядок к визиту районо или гороно.
Последние две могучие сциллы и харибды были практичеки невидимы, но
наводили страх - с помощью учителей и завучей - решительно на всех.
Если во власти учительского/административного состава было занести
какой-нибудь выговор в заветное Личное Дело (кстати, хоть одна собака их
видела, эти Дела?), тo в их власти было сослать тебя в какую-то
тьмутаракань, где все ваще такие звери, что песец. Так вот, этой самой
раб. силой в Советском Союзе являлись зеки, солдаты, и мы.
А
дежурство? Это ж опять уборка! Вот зачем я должен драить пол если на
это существует уборщица? Зачем я должен мыть окна осенью и весной если
опять же для этого есть штатные специалисты?
Самое забавное, что эти
вопросы рождались у меня в голове в то время, хотя и с не так явно
выраженной политичекой составной. Ну не было у меня таланту держать
тряпку, как часто говаривала наша "главная". Пол я мыл из рук вон
плохо, мастикой мазал (мастил?) тоже плохо. Мусор у меня упорно не
хотел ложиться в совок или в бак.
Если б мне дома не говорили, что образование - это ВСЁ, я б решил, что из нас готовят дворников.
На самом деле, из нас готовили зеков. Дешевую рабсилу. Ту, на которой и держался весь Советский Союз.
Школа
вообще не является эффективным средством образования. Поэтому во всех
странах постоянно говорят о реформах образования, но ни у кого нет
смелости на то, чтобы отменить этот идиотизм, а еще лучше - превратить
его в нечто приносящее радость и пользу. Смелость, вероятно, козлом
отбили. В детстве, на уроках физ-ры.
Школа не должна быть казармой.
Более того: школа не должна быть ШКОЛОЙ до лет этак 10-и. В начальных
классах дети просто должны играть. И не "играть в войну" как учили нас,
а просто играть и постигать мир. Идти в парки и смотреть на листья и
букашек/таракашек. Слушать музыку, танцевать (уроки музыки не должны
напоминать урррроки пения, мерзопротивное скандирование патриотических
песенок хором!) Лепить смешных зверьков и смотреть фильмы про животных.
Людей, не умеющих и не желающих просто отрываться и дуракавалять с
детьми надо гнать ссаными тряпками вон из профессии. Они, скоты такие,
загасили такое количество детских душ, что в аду им будет выдан
отдельный кипящий чан. Дети не должны получать оценки! Их единственная
задача - общаться с другими и участвовать в играх, что, согласитесь, не
так уж и сложно для ребенка.
Одновременно, школу начиная с 10 лет
надо тоже превратить в совершенно другое заведение, нацеленное в первую
очередь на выявления и выпестование индивидуального таланта в каждом
ребенке. Да у самого паршивого хулигана в 10 лет есть талант к чему-то.
Просто школа сминает его, строит по ранжиру, и в отместку он бунтует.
Я
- не Макаренко. Не спец по образованию. Но я сто процентов за отмену
школ в том понятии в котором они существуют сейчас. Кстати, если кто
скажет: Росомах, ты отстал от жизни, у нас-де, всё давно поменялось. Не
верю! (с). Если и поменялось, то не качественно. А просто называется
по-другому. Исходя из того, что протестов против школ в России и
Украине вовсе не поубавилось, а наоборот, смею думать что там
по-прежнему бардак.
Ну может там нету сейчас Ленина с линейками и флагами-барабанами (хотя
он все еще в мавзолее лежит, а не как все нормальные люди - в земле
сырой). Зато есть другой бред, уверен. Есть какое-то ЭГЕ, что-то вроде
стандартизированных тестов. Это мне знакомо. Стандардизация и есть
главный враг образования. Дети - они разные. Помню такой случай: нас
пару раз за год в прямом смысле проверяли на вшивость.
Выстраивали
по линейке и шарили у нас в волосах. Ничего даже не записывали, всех
буквально под одну гребенку. Так вот, мы с друганами решили проверить
их обратно и стали подходить по повторному разу. Никто ничего не
заметил. Так и проверяли те же головы полтора часа подряд.
В школах
был, есть, и будет бардак из-за того, что детей стандартизуют,
уравнивают, и всячески пытаются оболванить и превратить в стадо.
Учитель
- самая важная профессия на земле. Многие талантливые люди идут в нее,
а потом система и их оболванивает, делает своим винтиком.
Школа не
должна быть местом куда родители сдают своих детей, как в камеру
хранения пока они на работе. До сих пор помню сладостные сны: подхожу к
школе, а она... сгорела нахрен. Даже головешек нет, только одно
большое черное пятно.
Ностальгические сопли народа по поводу школы
обычно вращаются вокруг друзей, первой любви, итд. Бывает даже вокруг
любимого учителя. (Мне повезло с этим делом, могу назвать целых трех.
Правда, для этого мне пришлось пройти через целых три школы.)
Заметьте, они никогда не вращаются вокруг самой школы! Никто не любил
ходить туда учиться. Потому что сама учеба была не в радость. Сейчас,
живя в другой стране, я натыкаюсь на те же самые чувства у людей,
которые никогда не знали советских систем, зато знали СИСТЕМУ. И их она
оболванила, вырвала что-то драгоценное из души, заставила "быть как
все". И пока мы все, человеки, не поменяем кардинально наше отношение к
школе - историю будут делать единицы, выдумывать что-то качественно
новое тоже будут единицы, и мы будем топтаться вокруг многовековых
проблем всё так же, как в незапамятные времена.