Здрасьте всем. Пока я собираюсь с силами наклепать что-нибудь о полётах по маршрутам, закину вам текст, который я писал давно в старой ламповой жэжэшке маленькой кампусной сети маленького района. Сегодня тема нашей беседы - настоящие поступки и герои нашего "цивилизованного" времени.
Мне всегда была интересна тема конфликта на Балканах весной 99-го, а конкретно - тема воздушных боёв за Югославию, поскольку самое драматичное разразилось, конечно же, именно там, поскольку любые боевые действия в наше время начинаются, как правило, с авианалётов и уже потом на мясо пускают пехоту. Американцы привыкли приезжать на больших кораблях к берегам маленькой страны, пугать бомбами, ракетами и прочей железякой, и в Югославии всё сложилось бы так же просто, не имей она на вооружении замечательные советские самолёты Миг-29, а главное, людей, способных творить чудеса акробатики на не столько стареньких, сколько неухоженных машинах. По описаниям событий, в которых они говорили своё веское слово, у меня сложилось впечатление, что не будь у этих людей самолётов, они бы с палками пошли защищать свой народ и у американцев после этого остались бы не самые приятные воспоминания. Начало войны мне очень хорошо запомнилось - я однажды, будучи ещё школьником, проснулся от слов из телевизора "Сегодня авиация НАТО получила приказ начать боевые вылеты..." сопровождаемых видеорядом со взлетающим F-16 с полной боевой загрузкой. Ну, и поскольку я тогда уже знал, что сербы - это почти те же русские, то постоянно с дедом смотрел новости о победах и поражениях сербов, о сбитом "невидимом, неуязвимом, сука, непобедимом" F-117 "Стелс" и всём прочем.
Итак, сами события и лётчики, участвовавшие в боевых вылетах, хорошо описаны в статье
Рыцари короля Лазаря, а я хочу коснуться двух людей, которых я поставил в список своих кумиров. Истории о них и их последних в жизни Поступках я слепил из нескольких статей сайта о Сербии www.srpska.ru под заголовком одной из них:
Сербские соколы - сломанные крылья
Миленко Павлович, подполковник ВВС ПВО Армии Югославии.
Командир 204-го истребительного полка подполковник Миленко Павлович родился в 1959 году в селе Горне Црнильево под Осечиной в валевской общине у отца Милорада и матери Радмилы. Первые четыре класса закончил в родном селе, а остальные - в Осечине. Учился в летной гимназии в Мостаре, а затем в Летной военной академии в Подгорице, Пуле и Задаре. С 1982 года служил в Батайнице дважды получал внеочередные повышения в чине - в майорский чин и подполковничий.
Бомбардировки СРЮ застали его на посту командира 204-го истребительного полка, базировавшегося в Старой Пазове. Приблизительно в 12 часов 4 мая 1999 года была обнаружена группа самолетов НАТО, действовавшая в направлении Валево, в основном против фабрики боеприпасов «Крушик» и военных складов в селе Прицевич. Команду на вылет получил один из подчинённых ему молодых пилотов, но подполковник Павлович по телефону приказал ему остаться и полетел на перехват врага сам. Самолет лёг на курс к родному городу лётчика, пострадавшему в минувшую ночь от жестокой воздушной бомбардировки. Вскоре подполковник уже был в небе над Валево... с отказавшим радаром и системой вооружения. Миленко Павлович оказался вовлечённым в совершенно неравный бой против 12 натовских самолетов, будучи практически «слепым». В 12:35 МиГ-29 Павловича был сбит сразу тремя вражескими ракетами (по непроверенной информации по МиГу Павловича попала еще и ракета сербской ПВО), подполковник погиб еще в воздухе, последними его словами были «они меня видят, а я их нет». Обломки самолета упали возле села Петница. Однако атака НАТОвских самолётов всё же была сорвана.
Похоронен 6 мая 1999 года на Бежанийском кладбище. После себя оставил супругу Славицу и сыновей Срджана и Неманю. Посмертно награжден Орденом за храбрость и Золотым лётным значком. Его именем названа одна из главных улиц в Батайнице.
Через некоторое время после гибели подполковника государство потребовало от его родственников вернуть часть материальной помощи - Верховный суд Сербии посчитал, что за смерть пилота явно переплатили. От сына Срджана потребовали вернуть 50 тысяч динаров, сын Неманя вернул 150 тысяч динаров, а родители Миленко Павловича вернули, видимо гораздо более чем они нуждающемуся в деньгах государству, 350 тысяч.
Спустя почти десять лет после гибели Миленко Павловича его портрет появился в виде логотипа отечественной модной коллекции «Герой» ("Hero"). Модельер и художник Аида Новосел, автор коллекции, недавно представленной в Белграде, объясняет, что жертва пилота Павловича была для неё личным мотивом, так как в день его гибели она была в Валево, оказавшемся под ударом авиации НАТО.
"Тогда, 4 мая 1999 года я была на своём рабочем месте в валевском модном доме «Узор». Когда в небе появился наш самолёт, нападающие отступили. Таким образом, он спас жизни многих, возможно и меня тоже. Коллекция с его портретом это способ, которым я хотела выразить ему свое признание. Думаю, что важно, чтобы поколения, которые взрослеют и со временем «получат» Сербию, знали, что и у них есть свои герои."
ps: кому интересно, могут посмотреть на пилотаж Миленко Павловича над авиабазой в Батайнице за год до гибели, при подготовке к авиашоу:
Click to view
Зоран Радосавлевич, майор ВВС ПВО Армии Югославии.
Родился 26.02.1965 в Приштине у отца Светозара и матери Радойке, неженат. После окончания средней школы продолжил обучение в Лётном училище «Маршал Тито» в Мостаре, затем обучался в Лётной военной академии в Задаре, закончил её в 1987 году с отличием, как пятый на курсе.
В ходе лётной карьеры проявил себя отличным пилотом и в 1992 году прошел переобучение на самолет МиГ-29. Параллельно с лётной работой проходил постдипломное обучение на курсе лётной навигации Транспортного факультета и 11 июня 1998 года получил звание магистра технических наук. Уже подготовленную докторскую диссертацию защитить не успел, - началась война.
Выполняя боевое задание по защите Союзной Республики Югославия от агрессии НАТО в бою против группы самолётов F-15E "Strike Eagle" был сбит 26 марта в 17:12 в районе Лозницы, и погиб. Смерть Радосавлевича тяжело переживало все подразделение, однако грядущие события не могли не поднять югославам боевой дух. Зоран Радосавлевич был похоронен на кладбище Лесце в Белграде.
Перед последним вылетом, прощаясь с матерью, капитан Радосавлевич сказал, - «я должен, мама, что такое человек, если он потеряет родину».
Указом президента СРЮ за проявленный героизм Зоран Радосавлевич был награжден Орденом за храбрость, а приказом командующего ВВС и ПВО посмертно произведен в чин майора.
Имя Зорана Радосавлевича носит главная улица в Батайнице, парусный клуб в Нише, основанный его другом Деяном Милосавлевичем и регата, проводящаяся каждое первое воскресенье сентября на черногорском приморье. Всемирный сербский союз провозгласил его Cербским Витязем.
Вот так.
О конфликте и пилотах ВВС Югославии это короткое, но ёмкое видео. В видео так же включены редкие кадры пролёта Миленко Павловича над Валево и падение его МиГа:
Click to view