Рецензия на роман "Ястреб халифа" (автор Ксения Медведевич)

Nov 04, 2013 23:26

- Алло, ребята! Хотите прорицание? Ни хрена у вас там в
Средиземье путного не выйдет! Вас будут резать враги, друзья, и
все остальные. Кого порезать не успеют, тот сам с горя
повесится, и ваши души попадут к мне, и я уж о них
позабочусь... А те, кто останутся в живых, позавидует мертвым.
Впрочем, кто не клялся, может еще вернуться и попросить
прощения. Да здравствует Эру!
Свирепые и ужасные нольдорцы задрожали, некоторые упали в
обморок. Но Феанор не растерялся:
- Кто согласится остаться - трус и предатель, и будет
расстрелян на месте. Но силой я никого не держу, желающие могут
сделать шаг вперед. Нет желающих? Прекрасно. Во славу
Илюватора... к погрузке... марш!
С.О.Рокдевятый. Звирьмариллион

С романом «Ястреб халифа» я впервые столкнулся на Самиздате, три-четыре года назад. После прочтения остались самые положительные впечатления, которые, к сожалению, не относятся к продолжениям. Второй раз я читал роман уже в этом году, в бумажном варианте, выпущенном издательством «Астрель». Встречал некоторое количество отзывов утверждающих, что СИ-шный вариант очень отличается от печатного, но как-то этого не заметил. Могу отнести это на счет невнимательного чтения или большого количества времени, прошедшего между прочтениями.
На данный момент, «Ястреб халифа», вместе с дилогией Ольги Чигиринской «По ту сторону рассвета» является одним из двух трибьютов (фанфиком у меня язык не поворачивается это назвать) Толкину, которые я рассматриваю как целостные и самодостаточные произведения.
[Spoiler (click to open)]
Действие романа происходит где-то на юго-востоке от Ангбанда. По мнению автора, там располагается государство «арабского» типа, по чистой случайности как две капли воды похожее на державу Аббасидов (даже название, почему-то, совпадают). Не смотря на удаленность от Средиземья (караван идет примерно три года в Ангбанд и обратно), жители халифата - ашшариты, имеют общее представление о происходящих там событиях (на уровне - нергили-нолдор с кем-то долго и яростно сражаются уже многие сотни лет). Кроме этого, у них есть и свои эльфы - лаонцы и аураннцы (наверное синда или другие, не упомянутые Толкиеном расы эльфов) - которые, по описанию, неуловимо похожи на персонажи мультфильмов в жанре аниме.
На протяжении нескольких сотен лет халифат ведет вялотекущую войну со степными кочевниками, успешно отражая их разрозненные набеги. Но вот однажды, находится вождь, который объединяет Степь и идет войной на оседлые земли. Кочевники вихрем проносятся по приграничным территориям, уничтожая все живое, и ужасая мирных жителей своей крайней жестокостью. Терпя поражение за поражением, уже отчаявшийся молодой халиф Аммар ибн Амир хватается за последнюю призрачную надежду - послушав полубезумного шейха, получившего откровение свыше, он отправляет своего звездочета на северо-запад , что бы привезти волшебного воина, который спасет государство. Этим волшебным воином оказывается нолдо, захваченный орками в плен. За дикие деньги его выкупают из неволи и, после долгого путешествия, наконец, привозят в халифат. Собственно с этого момента и начинаются события романа.
Нергиль-нолдо, получивший от Аммара имя Тарик, принимается за дело. Причислив степняков к, до боли, знакомым ему орками, он использует методы достойные феанорингов, искренне полагая, что жестокости можно противопоставить только жесткость и еще большую жестокость. Для начала Тарик проводит реорганизацию в армии халифа, карая смертью за малейшее неповиновение и отсутствие дисциплины. Используя мотивированную таким образом армию, он проводит ряд удачных военных операций, в результате которых резко уменьшает «поголовье» степняков и, в конце концов, убивает вдохновителя войны - Эсен-хана (тут можно провести легкоразличимые параллели с монгольским нашествием на Хорезмийский халифат, исключая хеппи-энд для халифата, конечно). Методы Тарика, используемые для наведения порядка, не находят отклика у глав феодальных родов ашшаритов, так что вскорости вспыхивает восстание, которое подавляется с привычной уже жестокостью. Далее нолдо и ашшариты действуют по вышеописанной схеме - восстание-карательный рейд-восстание… и так пока не надоело автору.
В результате всех этих действий, главным дестабилизирующим фактором халифата становится сам нергиль. Ближайшие советники халифа, воспользовавшись тем, что эльф впал в любовную горячку, нейтрализуют его до следующей книги, которую, я полагаю, тоже скоро издадут.
Как видно из краткого описания сюжета, все действия романа крутятся вокруг личности главного героя. В сюжетных линиях Тарик-Аммар, Тарик-Айша основную роль играет нолдо, концентрируя все внимание на себе. Образ главного героя выписан грозно и ярко. Он идеален в своем эгоизме, презрении к людям и стремлении выполнить поставленную задачу любыми средствами. С другой стороны, скованный Договором эльф, не мстит этими поступками короткоживущим людям, а искренне считает, что только так и можно решать стоящие ребром вопросы, и никакая цена не высока. Существо, по идее, родившееся и выросшее в Раю, показано нам в образе ницшеанского сверхчеловека, у которого есть и желания насаждать справедливость и причинять добро, и широкий спектр возможностей. Своеобразная дружба с Аммаром и любовь к Айше, только подчеркивают реалистичность и неоднозначность его характера. Монстр способный на вполне человеческие и теплые чувства, вызывает еще большую оторопь - ведь это приближает его к нам, и каждое его действие находит отклик в чувствах читателя. Такой взгляд на проклятых нолдор, может и отличается от классического толкиновского, но зато объясняет большое количество неясных моментов в текстах первоисточника.
Второстепенные персонажи, даже на фоне такого яркого лидера, тоже смотрятся вполне бодро. Звездочет Яхья, воин-ханаттани Саид, визир Исхак, принимающие живейшее участие в судьбе нергиля, описаны с любовью и мастерством. Особую роль среди второстепенных персонажей играет Халиф Аммар, который смог победить нергиля в поединке и принудить к подписанию Договора. Он, как никто другой, ощущает всю мощь обреченности и ненависти Тарика. Разрываясь между необходимостью в свирепом цепном псе и ужасом от поступков нолдо, он идет по грани между «Необходимо» и «Нельзя», пытаясь хоть как то оградить своих подданных от ярости самийа. Вместе с этим, халиф остается человеком арабского Востока, выросшим в атмосфере интриг и заговоров, не считающим человеческую жизнь чем-то драгоценным. Такой многогранный и парадоксальный образ для меня временами затмевал даже образ главного героя.
Роман погружает нас в мир средневековой Азии, с его пряностью, фанатичностью и жестокостью. Язык очень напоминает «Монгольскую трилогию» В. Яна, с вкраплениями более современных идиом и обращений (особенно когда автор говорит устами Тарика). Вообще, я вижу довольно большое количество аллюзий к первой книге трилогии «Чингиз-Хан» - события, второстепенные герои, похожий настрой (что неудивительно, в общем, учитывая, что в обеих книгах описываются «сходные» события). Религия ашшаритов повторяет мусульманство суннитского толка.
Вставки, написанные в стиле арабских летописей и дублирующие части сюжета, добавляет еще больше восточного колорита, и показывают, как могут выглядеть реальные события в интерпретации «официальной истории».
Большим минусом текста, как мне кажется, является акцент, сделанный автором на реалиях земной истории - аббасиды и их белое знамя, империя Хань и тюрки, все это чрезвычайно привязывает повествование к конкретной средневековой Азии, и вызывает диссонанс с эльфами и магией. Само имя главного героя, отсылает нас к Тарику ибн Зияду, военачальнику периода арабского завоевания Испании, который собственно и внес огромный вклад в это самое завоевание, разбив вестготов в битве при Гвадалете. Хотя, если я ошибся в начале рецензии, и это все же не мир Сильмариллиона (на что указывает, например, наличие острых ушей у аль-самийа), то претензия отпадает сама собой.
Подъитоживая - интересный и качественно написанный роман, который будет интересен как любителям средневекового Востока, так и ценителям фентези.



Previous post Next post
Up