Балетный февраль был у меня нервный и печальный. Я вообще всегда тяжело переживаю февраль, бесконечная зима меня обессиливает физически и душевно. А тут к тому же заставил о себе переживать Полунин, который хандрил, не мог сосредоточиться творчестве и демонстрировал далеко не лучшие балетные кондиции. Выплескивать свои тревоги на публику я не желала, потому весь февраль мой ЖЖ молчал.
В марте не только мир посветлел и потянуло весной, но и мой любимый валидольный герой встряхнулся и начал демонстрировать признаки творческого энтузиазма (не сглазить!!!)
А в конце месяца меня наконец-то порадовал и Большой. Несмотря на немалый список претензий, возникших у меня при двукратном просмотре "Дамы с камелиями", премьера меня увлекла.
Но с текстами по-прежнему не получалось (меня хватило только на живописание дебюта Кардаш в Эсмеральде - наверное, потому, что для данного рассказа мне не требовались эмоции: хоть Оксана мне и любопытна, но сам спектакль мне показался утомительным, многословным и пыльным).
Для описания остальных театральных походов не хватало времени (дорогие мои собеседники, те, кому я не ответила письмом, простите!!! :((( я постараюсь реабилитироваться!). И вдохновение тоже никак не возвращалось (про Баядерку я написала - но текст получился какой-то замороченный, он мне так не понравился при перечитывании, что я его забраковала).
И все же я решила попытаться исправиться. Вообще не буду ловить вдохновение, а просто расскажу о своих мартовских походах)
Экзамен для кронпринца
Итак. Началось все с золотомасочного Майерлинга (06.03.14.).
С экзамена для Полунина и Стасика.
Точно знаю, что множество зрителей, для которых Майерлинг стал необходимой частью жизни, находясь в зале, потратили в тот вечер немало душевных сил, пытаясь подпитать артистов на сцене.
Спектакль проходил в крайне нервной обстановке. Не на одном вдохе, как мы уже успели привыкнуть за год. В этот раз поначалу чувствовалось, что дыхание у истории короткое, прерывистое, затаенно-осторожное.
Наверное, первая часть нынешнего спектакля для неподготовленного зрителя должна была показаться довольно искусственным зрелищем.
Полунин тоже немного подзастыл, ему нужно было время для адаптации к обстановке.
Двигался он в этом спектакле чуть замедленно и сверхмягко, общее впечатление от его пластики - будто он плавал в загустевшем от напряжения воздухе.
Как всегда я сосредоточилась на улавливании энергетического излучения Полунина)
На этой постоянной переменной у Полунина многое завязано. С одной стороны непредсказуемость излучения добавляет зрителям адреналина и тем самым еще крепче насаживает их на крючок, с другой нестабильность энергетических показателей усложняет жизнь самому артисту. Договариваться с собой и со спектаклем приходится каждый раз заново. Условия договора серьезно разнятся в зависимости от соотношения сил.
Иногда Сергей играет своими силами виртуозно, он полный повелитель сцены, иногда он заводит торг со спектаклем). Иногда бывает вынужден прислушиваться к настроению текущего вокруг действа, подстраиваться под него , благодаря чему получается подняться на поверхность даже тогда, когда энергетическая опустошенность тянет Полунина ко дну.
Если в январе Сергей буквально затапливал зал яркостью, мощью, сексуальностью, то в марте наоборот, вышел подыссохший, что наложило отпечаток на нынешнюю интерпретацию роли. Главный тон спектакля - напряженное затишье, родившееся у молодого привлекательного человека из постоянного ощущения, что смерть вот-вот за ним придет. И неимоверная усталость от ожидания когда же всё случится.
В этот раз Рудольф всерьез пристально выглядывался в пустые глазницы черепа и безмолвно вопрошал о своем жизненном сроке.
Чувствуя свою обреченность, Рудольф инстинктивно пытался искать защиты у матери, но выяснил, что она не способна стать для него спасением (эротической подоплеки в этот раз у Полунина с Крапивиной не было вовсе). Периодически он изливал злость на окружающих, от инстинктивного страха и одиночества. Дразнил, шокировал, грубил.
Особо досталось бедняжке жене, с которой он был в этот раз особо жесток. Причинял боль физическую (бросал, толкал, душил в сцене спальни партнершу практически без театральной условности), и измучил душевно, черствостью и полным пренебрежением.
Секундный момент, на который я частенько обращаю внимание: второй акт, бал по случаю дня рождения императора. Появляется беременная Стефания. В зависимости от спектакля Рудольф реагирует на нее по-разному.
Помню, кажется, в июльском спектакле принц с опаской неловко похлопал ее по плечу))) Меня этот жест и позабавил, и поразил, он был настолько жизненный - видишь мужчину, который понятия не имеет как ему относиться к своему будущему отцовству, вид беременной супруги вызывает у которого едва скрываемую панику. (Уверена я, что Полунин этот жест сознательно в актерскую копилку себе не откладывал, просто ему его невероятный инстинкт такие дивные микроподсказки дает).)
В нынешнем же спектакле несчастная Стефания безрезультатно ловила взгляд мужа, он подчеркнуто ее не замечал. Чувствуя себя балансирующим у смертельной черты, он ощущал потребность держаться как можно дальше от зарождающейся жизни.
Попереживать на спектакле зрителям пришлось изрядно. Не только за Стефанию, но и за исполнительницу ее роли.
Давно было у меня предчувствие, что Сергей уронит Настю Лименько, уж больно жуткий дуэт, и танцуют они его периодически на грани фола.
Не имею способностей к прорицанию, но как-то мелькнула у меня мысль,что во время золотомасочного спектакля что-нибудь да произойдет форсмажорное, именно в этом дуэте . Можно сказать,что я накаркала) но вообще-то где тонко, там рвется, а на экзамене занервничали оба, ну вот и случилось.... верхняя поддержка, чисто акробатическая, наверное, самая страшная со всем спектакле. То ли Настя не успела ногу за голову партнеру перекинуть, то ли он ее неправильно ухватил....За Настю я очень испугалась, видно было, что ей больно, но потом я за ней следила весь спектакль, показалось, что она в норме, на поклонах довольно улыбалась, слава богу...
После ожидаемой мини-катастрофы я неожиданно успокоилась. Почему-то возникла во мне уверенность, что дальше все будет хорошо . Может, у меня все же есть паранормальные способности? ;)) Потому что действительно во втором и третьем актах все раскрепостились и спектакль пошел как по маслу.
Загребин станцевал просто обалденно, в своих эпизодах смотрелся настоящей звездой. Нравится мне эта черта в Дмитрии. Скромный, разумный, чувством меры, но цену себе хорошо знает. А умение себя подать очень важно для восприятия зрителями артиста.
Девушки порадовали практически все. Только Сизых-Луиза в этот раз опять подзастряла в своем дуэте, открывающем спектакль.
Крапивина немного ушла в тень, по сравнению с собой обычной, из-за удаления из повествования интестуального подтекста, но все равно ее Сиси как и всегда была украшением спектакля. Кардаш и Першенкова просто блистали. У Оль получилась нежная и верная подруга, помогшая принять Рудольфу решение, которое мучило его долгие годы. Откликнуться-таки на неотвратимый зов смерти. Принц все ждал, прислушивался к себя и окружающему пространству, когда же его час пробьет, а Мария ласково убедила его, что пора. К тому же Оль отличная партнерша, ее цепкость в последнем дуэте очень пригодилась. На финальный монолог Сергей, и без того не богатый в этот раз энергией, вышел как на последний бой и начал отдавать накопленные жизненные силы, не приберегая ничего на потом, словно этого "потом" и не предполагается. На дуэте он ушел в минус, было паническое ощущение, что оболочка усыхает на глазах и тело вот-вот рассыплется как прах, не доведя свою историю до положенного конца.
Смертельный финал, вконец перемешав ощущения зрительские и болельщицкие, я мысленно сопроводила победным стоном : "нуславатебегосподивсехорошочтохорошокончается")))
Не без приключений, но экзамен был сдан.
Отличие этого Майерлинга от тех, что мы наблюдали весь год: в предыдущих спектаклях Сергей сам выбирал интерпретацию истории Рудольфа, в зависимости от настроения. Просто выходил, прислушивался к своим ощущениям и выстраивал рассказ, повинуясь своему внутреннему чутью. В этот же раз из-за Маски и присутствия в зале представителей Фонда Макмиллана Полунин счел невозможным вольничать с трактовкой (никаких вызывающе-праздничных и сверхсексуальных толкований). Он преподнес спектакль в том ключе, к каком его ожидали увидеть экзаменаторы. (Возможно, некоторое напряжение, ощущавшееся в начале, возникло именно из-за рамок, в которые он сам себе решил загнать? Которые в Майерлинге, ставшем для Полунина синонимом актерской свободы, были для Сергея в новинку?).
Прошел год с премьеры, Полунин создал шесть Майерлингов, седьмым спектаклем он фактически закольцевал свою историю постижения Рудольфа. Показал жюри и макмиллановцам "правильного" Рудольфа, а майерлингоманам продемонстрировал, что способен не только властно управлять спектаклем, крутить и вертеть им по собственному желанию, но при необходимости готов и наоборот, сам подчиниться. И в условиях давления его талант выдающегося балетного портретиста столь же впечатляет, как и в комфортной обстановке полной творческой свободы.
Полеты во сне и наяву
Неделю спустя я, разумеется, опять волновалась)))
И опять о Полунине))
Перерасход энергоотдачи для интровертного интроверта - это довольно опасно. А на Майерлинг Сергей потратил много сил. И почти сразу отправился в Лондон, чтобы без особого энтузиазма станцевать там в гала "Иконы русского балета" (не в состоянии я привыкнуть к этому чудовищно пафосному названию :/// ) пдд из ДК с Ксенией Рыжковой. Барышней не очень умелой, неартистичной и довольно крупной.
А впереди (14.03.14.) была Баядерка, с героем которой Сергей все никак не мог договориться.
Накануне спектакля меня порадовала новость: Эрику Микиртичеву заменила Оксана Кардаш) Ура, возликовала я, потому что еще со времен премьеры именно Оксана мне больше всех понравилась в роли Гамзатти, и, конечно, мне хотелось ее видеть в одном составе с Полуниным.
И с Микиртичевой и с Сомовой Сергей станцевался не сразу, потому я не ожидала, что партнерство с Кардаш будет идеальным, и некоторый несинхрон Сергея и Оксаны, заметный в параллельных прыжках в гран-па, меня не расстроил. Неуверенность, которая проявилась у Оксаны в итальянских и обычных фуэте, я тоже извинила. Я видела в предыдущих спектаклях, что она может танцевать лучше.
Зато у нее Гамзатти истинно аристократичная, после Эрики - просто бальзам на сердце. Наконец-то мне не надо было мучить свое воображение и заставлять себя верить в то, что передо мной царская дочка.
По первой же совместной сценке, с шахматами - настоящему азартному поединку взглядов, где в глазах обоих читалось и любопытство, и неловкость чужих друг другу людей, и желание не дрогнуть перед визави, - стало ясно, что актерски Кардаш с Полуниным сыграются.
И что оба будут играть всерьез, как я люблю - когда каждый нюансик идет в общую копилку впечатлений о спектакле.
Да, Баядерку можно играть, скользя по поверхности, давая понять зрителям, что это лишь непритязательная сказочка, полная логических условностей, каркас для танцев. Но для меня Баядерка не всерьез - это неживой спектакль. Даже если спектакль-дивертисмент будет танцевать Полунин - я понаслаждаюсь видеорядом, выйду и оставлю эмоции в театре, не унеся с собой ничего ценного. Проверено.
Возможно, присутствие новой эффектной конкурентки разгорячило Наталью Сомову, а еще вероятнее - нахождение в зале представителей Фонда Макмиллана, но обычно очень ровная, иногда даже вопиюще безразличия, в этот раз Наталья заметно повысила градус чувств.
Она мне и на премьере понравилась, а вот в январе оставила равнодушной (но тогда вообще спектакль вышел довольно поверхностным). Сейчас же Сомова опять вызвала у меня симпатию. Центром спектакля ее баядерка не стала, но теплая, ясная как летняя ночь Никия добавила истории объема.
Видимо, в тот день музы благоволили к Стасику, поэтому у всего коллектива спектакль получился ладный, сочный, вдохновенный.
У Полунина не было никакого повода тянуть историю в одиночку, он открылся для эмоционального партнерства больше, чем когда-либо до того в Баядерке. Это пошло на пользу и его Солору, и спектаклю в целом.
Сергей наконец-то перестал пытаться перебороть своего героя. Особо не креативничал, чтобы оправдать безволие Солора в макаровской интерпретации ( хотя мне хотелось бы, что бы актерский бунт когда-нибудь все же случился, эта версия заслуживает встряски)) ). Он просто расслабился, отбросил попытки проакцентировать героические черты своего персонажа и безмятежно отдался лирике, в которой он, имхо, просто ни с кем не сравним.
Должное воинскому занятию Солора Сергей отдал в вариации в гран-па. Там Солор вышел себя показать всему честному народу и действительно блеснул удалью, мощью, стремительностью. Но вообще история получилась о молодом человеке, который уже успел проявить себя в войне, ему было удобно в воинской простой системе координат. Но узнать себя до поры до времени он по-настоящему не пытался.
Он любил, но по-настоящему не понимал ценность этого чувства. И без раздумий согласился на брак с прекрасной незнакомкой, в которой инстинктивно почувствовал ровню себе по крови. Но сразу после своего гордого танца на помолвке, увидев кроткую голубку Никию, осознал, что простой путь не всегда правильный. Что он не только Никию предал, не только Гамзатти обманывает, он обманул и предал сам себя. Не той судьбы он для себя желал... Но согласился на удобное, а не на желаемое.
В нынешнем Солоре не было тяги к самобичеванию. Главная интонация этого спектакля - тихая светлая печаль.
Основная визуальная характеристика - зависание Полунина в полете, между небом и землей.
Даже для нашего легконогого (или легкокрылого? ;) ) Сергея это был особо полетный день. "Тени", в которых у Солора не так уж и много места для самовыражения, те вообще смотрелись как одно большое мягкое парение.
Нынешний спектакль привел меня к размышлениям о том , что место действия "Теней", сердцевины Баядерки, - внутренний мир Солора. Т.е. можно считать, что все "Тени", каждая танцующая Тень, и даже Никия в Тенях - это тоже Солор 8)
Пишем Ленин - подразумеваем партия)))
Лирически-пылкий полет во сне плавно перетек в ненадрывную грусть на свадьбе.
Гамзати требовала взгляда Солора, но, поймав, досадливо отворачивалась, читая по глазам жениха свою безрадостную замужнюю жизнь. Солор был задумчив и почти кроток, и глядя на Гамзатти в круговерти свадебных огоньков, тихо, но упорно укреплял внутреннюю тюрьму, налагая на себя вечную епитимью.
Если бы боги не проявили нетерпение и не прервали земную жизнь Солора, возможно, он бы стал философом и остался в истории не как знаменитый воин, а как великий мудрец)
Но Небеса оказались нетерпеливы, и Солор ушел ввысь, с лицом, озаренным благодарностью и счастьем. За своей нежной хранительницей, в мир светлых и ясных чувств.
Новый год с отсрочкой
Особой тяги к Щелкунчику весной я не испытываю. Странно это, смотреть новогоднюю сказку без новогоднего настроя.
Потому ходила в этот раз только ради Полунина, который в новогоднюю пору у нас в Москве в Щелкунчике не показался, в результате у меня случился почтибесщелкунчиковый Новый год.
Я посмотрела тогда один неудачный утренник в БТ, посмотрела очень хорошие фрагменты записи из того же БТ, и на том мое балетное отмечание праздника завершилось.
И вот в конце марта перед грядущим Щелкунчиком впал снег. Не сказать чтобы снег весной - большая радость, но для того чтобы настроиться на новогоднее зрелище - самое оно. Я решила, что стоит отнестись к спектаклю как к закрытию зимнего сезона: смотрим Щелкуна, мысленно заканчиваем отмечать НГ, прощаемся с зимой и переезжаем в весну))
В день спектакля (21.03.14.) снег начал стремительно таить, поторапливая с прОводами...
Поначалу настроения не было. Мне кажется, не только у меня, но и у труппы. Им, видимо, тоже сложновато было мыслями возвращаться к зиме.
Я пришла ради Сергея, и он мои надежды оправдал. ОН сделал мне спектакль, он создал изумительное настроение. Но и партнерша, Наталья Сомова, порадовала. ЕЙ этот балет очень идет, нежная кукольная красота и ровный нрав иногда играют против Натальи, когда речь идет о балетах, требующих яркой индивидуальности и сильных эмоций. Но в качестве восхитительной Мечты, прелестной Абстракции она совершенно на своем месте.
В последнее время Наталья танцует с удовольствием, отдает зрителю душевное тепло, потому смотреть на нее очень приятно.
Полунин показался почти идеальным, "почти" - потому что поддержки не внушали стопроцентной уверенности. (Забавно наблюдать, как он, каждый раз опуская Сомову на планшет сцены, мягко и ободряюще ей улыбается, мол, ну вот видишь, все отлично, а ты боялась))) )
В целом же впечатление от дуэта Маши-принцессы и Щелкунчика-принца - сказочная красота.
В сольном танце Полунин великолепен, аккуратные ноги, певучие руки, в каждом движении - галантность, нежность, благородство...
Играть в этом Щелкунчике ему нечего, надо просто быть идеальным) - не знаю, насколько это интересно Сергею. Наверное, новосибирский щелкунчиковый марафон должен был оставить отпечаток на его отношении к данной роли. Но по тому, как Полунин станцевал перед нами, было видно, что в неигровом, драматически нейтральном Щелкунчике он всей душой устремляется к музыке. Музыка его интерес в этой партии, она ему дает вдохновение, чтобы дарить заждавшимся зрителям новогоднее волшебство.
Наличие волшебной палочки в этой версии меня особо умиляет. Все же какое удивительное занятие - быть артистом. Сегодня ты сосредоточенно ласкаешь пистолет, а завтра с восхитительно серьезным видом манипулируешь волшебной палочкой)))
И никакого постмодернизма, от которого, кажется, уже все устали.
Всё правда - и пистолет, и палочка))
Джульетта
И немного о спектакле (05.13.14.), вопреки ожиданию, событием для меня не ставшему. Я несколько месяцев предвкушала золотомасочный РиДж Натальи Осиповой, хотела прокатиться в Мих. Но поездка не состоялась, а к моменту трансляции у меня случился жуткий упадок сил. Возможно, потому эмоции мои оказались слабее, чем я надеялась.
У Наташи, конечно, впечатляющая Джульетта, такая, которая мне кажется, должна войти в топ Джульетт. Вызывающе неформатная, стершая грань между красотой и некрасивостью, дикая сердцем, свободная телом, фантастическим образом покорившая безбрежную музыку Прокофьева.
Еще увлек Тибальд (имен артиста не знаю) - нарисован черной краской, но тонко и ярко.
Папа-Капулетти, Марат Шемиунов, здорово громыхнул в сцене гнева.
Довольно обаятельные Меркуцио и Бенволио, думаю, их сделали почти похожими неспроста - роль Меркуцио здесь несколько обезличена.
Для первой части РиДж Ольга Семенова, пожалуй, неплоха в роли Леди Капулетти. У Дуато там все дамы как на подбор, гламурные красотки. Их однотипная правильная приглаженная красота должна чисто визуально выкидывать Джульетту из этого общества. Но в сцены смерти Тибальда Семенова вызывает досаду, вроде танцует с самоотдачей, но энергетики не хватает для того, чтобы соответствовать музыке. Как косой ни болтала (косу бы, конечно, стоило заменить на простоволосье, как во всех привычных версиях РиДж, это бы добавило сцене эффектности), а ощущение жизненной катастрофы донести не смогла.
Ромео -Сарафанов вызвал непонятные ощущения. Я жаждала увидеть его дуэт с Натальей. И после трансляции прочитала много восторгов. Но то ли через экран монитора я чего-то не уловила, то ли ничего и не было, но меня дуэт разочаровал. Леонид чудесно чувствует стиль Дуато, и сама идея приставить такого солнечно-деликатного Ромео к полночно-штормовой Джульетте в теории весьма хороша. Но, ИМХО, идея не сработала.
Не было в дуэте химии. Были хорошие профессиональные отношения между партнерами, была огромная любовь обоих к материалу, к хореографии, танцу, музыке, к своим персонажам. Эта параллельная любовь соединяла артистов так, как в сцене бега их соединяло покрывало. Но друг на друга их чувства направлены не были.
Не знаю, может , меня просто избаловал Полунин своим умением любой партнерше смотреть в глаза так, как будто само его существование зависит от пойманного взгляда, как будто эта партнерша для него единственная навсегда?
А где как ни в РиДж, истории о невозможности жить без любви, должен быть неотрывный мощный контакт глаза в глаза?
Данный спекталь вышел не про любовь Ромео и Джульетты, а просто про Джульетту, ее странность, самобытность, ее силу, ее борьбу, ее половодье чувств. Озвучу мысль flory_see, с которой я согласна, спектакль стоило назвать просто "Джульетта". Жаль, что Дуато не рискнул. Так было бы точнее, партнер здесь только ассистировал. Хотя, возможно, так в дуатовском РиДж получается не всегда.? После он-лайн просмотра мне захотелось увидеть Леонида в паре с Олесей, по идее, там история чувств Джульетты и Ромео должна получиться более равновесной.
В общем и целом нынешний РиДж для меня не сложился, он распался на ряд кусков, успешных, любопытных и не очень. И оставил много вопросов, которые адресую не артистам, а прежде всего себе. Хочется пересмотреть запись, проверить, может, моя недовпечатленность - просто результат усталости?
А запись все обещается и обещается, но никак не появляется :(((
Про Даму напишу отдельно.
Наверняка в этом тексте жуткая уйма стилистических, орфографических и логических ошибок. Но сейчас очень поздно, точнее рано, голова моя соображает неважно. А если оставлю текст неопубликованным до завтра, есть вероятность, что поутру он мне разонравится))
А я намерена побороться со своим затянувшимся кризисом.
Т.ч., дорогие читатели, заглянувшие ко мне в журнальчик, не судите строго :-}