Мир Шерлока Холмса: Семья

Jan 23, 2016 22:41

О семье канонного Шерлока Холмса читатели не знают практически ничего, да, в общем-то, и не особенно жаждут узнать. Сам Холмс упоминает, что его родители были заурядными людьми, живущими обычной жизнью, с братом его связывают самые нормальные отношения, а своими выдающимися способностями он и Майкрофт, вероятно, обязаны бабушке - сестре известного французского художника Верне. Ко времени, в котором происходит действие, родителей Холмса уже нет в живых.

Интерес к семье Шерлока у зрителей появляется с самого начала. Уже в конце первой серии мы узнаём, что, по крайней мере, их мать вполне здравствует. Но главное, что заставляет строить предположения о том, какой была родительская семья Майкрофта и Шерлока - это их отношения между собой, которые никак не назовёшь нормальными.



Дело в том, что Майкрофт, по сути, занимает по отношению к брату родительскую позицию (причём в одностороннем порядке, невзирая на естественный протест Шерлока), что довольно странно, учитывая относительно небольшую разницу в возрасте и наличие живых родителей. Более того, его маниакальное стремление контролировать и подавлять Шерлока выходит далеко за рамки не то что братского, но и нормального родительского отношения. Он играет роль "токсичного родителя" - это термин из знаменитой книги американского психотерапевта Сьюзан Форвард "Токсичные родители". Её легко найти в сети, и если вы откроете главу 3 "«Почему они не могут оставить меня в покое?» Контролирующие родители", то увидите там почти точный "внутренний диалог" Шерлока и Майкрофта (кое-что Майкрофт даже произносит вслух в сериале: "Я не могу перенести мысль о том, что потеряю тебя" - "Твоя потеря разбила бы мне сердце").

В поведении Майкрофта хорошо узнаваем основной приём контролирующего родителя - переодевание доминирования в заботу: все эти "для твоего же блага", "я делаю это исключительно ради тебя", за которыми якобы стоит "я делаю это потому, что так сильно тебя люблю". Когда в последнем эпизоде Майкрофт, наклонившись к Шерлоку, проникновенно говорит "Я был с тобой раньше. Я буду с тобой опять. Я всегда буду рядом", тронутые зрительницы пускают слезу умиления.
Но стоит посмотреть на лицо Шерлока при этом.






х

Майкрофт, который "всегда будет рядом" - это привычный кошмар его жизни. И это понятно. Как бы мы ни любили родителей, но вот эта нависающая контролирующая фигура, не желающая отдать нам ответственность за нашу собственную жизнь, способна серьёзно изуродовать эту самую жизнь. В случае Шерлока влияние Майкрофта не было таким разрушительным, потому что Майкрофт, к счастью, ему не родитель. Почему же он так упорно претендует на эту роль? Причём, похоже, с самого детства: вспоминается "Побуду матерью. - Вот всё детство в двух словах".

До третьего сезона были версии, что отец изменял матери и бросил семью, мать провела годы в психиатрической клинике - и ответственный Майкрофт оказался в этой роли вынужденно. Но вот нам наконец показали их - мать без каких-либо признаков душевного расстройства и отца, обожающего жену. Возможно, они слегка эксцентричны, но никаких скелетов в шкафу и теней мрачного прошлого. "Они такие... обыкновенные", - удивляется Джон. "Это крест, который я должен нести", - иронично отвечает Шерлок.

Впрочем, этот крест совсем не тяжёл. "Предки", кажется, являются полной противоположностью Майкрофта - никакого контроля, никакого давления, действительно "самые обычные родители" взрослых детей, присутствующие где-то там, за кадром повседневной жизни и лишь изредка появляющиеся на горизонте с дежурным визитом. Они, пожалуй, даже могут показаться нам слишком отстранёнными.

Мы видим супружескую пару, которая приехала в Лондон увидеться с сыновьями, а заодно приобщиться к столичной культуре. Или наоборот? Во всяком случае, они первым делом отправились осматривать достопримечательности и лишь потом нанесли визит Шерлоку.
Это несколько странная встреча. Мать два года не видела сына, который был вынужден имитировать самоубийство и всё это время где-то скрывался, считаясь опозоренным и погибшим. При этом она ведёт себя так, словно это рутинный еженедельный визит - болтает о каких-то бытовых мелочах: лотерейный билет потеряли, отец вообще постоянно всё теряет, я ему говорю носить очки на цепочке, а он... Ни одной попытки поинтересоваться, что было с сыном всё это время, что он собирается делать теперь и как он вообще. Только перед уходом она спохватывается и заговаривает... нет, не о нём: "Как мы рады, что всё закончилось, а то люди были плохого мнения о тебе".
А что отец? Он, кажется, полностью поглощён женой. Единственная фраза, которую он произносит по собственной инициативе - "Звони почаще, мама волнуется".
Да уж, никакой гиперопекой тут и не пахнет - родители полностью уверены, что сын способен справиться с любыми сложностями, их поддержка ему не нужна. И сына это вполне устраивает.

Ещё одно сразу бросается в глаза: Шерлоку позволено всё. Он почти не реагирует на их болтовню, залезает ногами на столик, стоящий прямо перед ними, бесцеремонно выпихивает их из комнаты и захлопывает дверь перед их носом, а они не обращают на это внимания и даже не думают протестовать. От него ничего не требуется - достаточно того, чтобы он просто был в их жизни, ну разве что "звонил почаще". Сам Шерлок чувствует себя в семейной обстановке вполне комфортно - пусть мама "мало что понимает", зато она не лезет в его жизнь, не пытается его "воспитывать" и принимает как должное странных друзей, которых он приводит на семейный обед, а с отцом можно при случае даже перекинуться парой понимающих фраз. В общем, в отношениях с родителями у Шерлока полная гармония.

А вот с Майкрофтом совсем другая картина. Он как образцово-показательный сын должен сопровождать родителей в оперу и демонстрировать правильные братские чувства (как великолепно это повелительное: "Шерлока выписали из больницы, и мы все очень счастливы!" - с выразительным нажимом). Ну и что, если он терпеть не может оперу и чрезвычайно загружен на очень важной государственной работе - не Шерлока же просить, в самом деле: младший от этого не в восторге, и вообще у него дела. В свою очередь, в семейном кругу именно Майкрофт, а не Шерлок, внезапно ведёт себя по-детски на рождественском обеде: громко и демонстративно "страдает", выражает недовольство всем на свете, препирается с матерью - короче говоря, всячески добивается от Мамочки дозы внимания, даже суёт ей на разделочный стол ноутбук, чтобы сообщить, что на нём информация Мировой Важности (хотя ничто не мешало ему сидеть с ним в отдельной комнате и заниматься делами, вместо того, чтобы торчать на кухне).

Увы, Мамочке, похоже, нет дела до его истинных чувств - он должен испытывать то, что полагается: "Мы все очень счастливы!", - а когда он пытается сказать, что не чувствует себя счастливым, Мамочка морщится: "Манеры, Майк!" - она даже продолжает называть его детским именем, несмотря на то, что он терпеть этого не может. Мы помним, что младший может вести себя как угодно, от него никто не требует "манер". Когда же Майкрофт по привычке отпускает саркастическую фразу в сторону Шерлока, она резко осаживает его: "Прекрати это, ты!" Когда кто-то обижает её мальчика, она способна "превратиться в чудовище". "Её мальчик" - это младшенький любимец.

Этих двух сцен с родителями достаточно, чтобы прояснить расклад в семье Холмсов. Старший, который должен быть таким, каким полагается, и младший, который хорош такой, какой есть. Что ж, это многое объясняет.
Хотя, конечно, не всё.

Шерлок

Previous post Next post
Up