Загадке этой на первый взгляд вроде бы неоткуда взяться. Известно, что "по данным исследователей, замысел «Щелкунчика» родился у Гофмана в ту пору, когда он придумывал и рассказывал сказки детям своего товарища (а впоследствии - биографа) Юлиуса Гитцига - Фрицу и Мари. Позже, записывая произведение, писатель перенёс в него имена и черты характера юных слушателей сказки".
Вот только... у Хитцига (Гитцига) не было дочери по имени Мари. По крайней мере, нигде в справочных статьях о нём о Мари не упоминается.
Сын Фриц (Фридрих) был. Вот его портрет, нарисованный самим Гофманом:
Были и две дочери: Евгения (старшая) и Клара (младшая), сын Фридрих был средним ребёнком. Была ещё "приёмная дочь" по имени Антония.
А Мари никакой не было.
Кто же тогда та самая Мари из сказки? Загадка...
В конце концов эта странность привлекает внимание "исследователей", и
статья в Википедии поправляется:
"Произведение было написано под влиянием общения автора с детьми своего товарища Юлиана Гитцига; их имена - Фридрих и Клара - были изменены и главные герои «Щелкунчика» получили имена Мари и Фриц".
(В предыдущей версии до недавних пор стояло: "Произведение было написано под влиянием общения автора с детьми своего товарища Юлиана Гитцига; их имена - Фриц и Мари - получили главные герои «Щелкунчика»".)
При этом раздел "История создания, публикации" в той же статье, приведённый в начале этого поста, остался без изменений - он продолжает утверждать, что детей Хитцига звали Фриц и Мари и что именно их имена получили герои сказки; теперь эти два абзаца в одной и той же статье вступают в противоречие между собой.
Попутно можно заметить, что исправивший считает имена Фриц и Фридрих разными, хотя Фриц - это уменьшительное от Фридрих, но это мелочи.
Если посмотреть немецкие источники, то там всюду указано, что "автор изображает детей своего друга Юлиуса Эдуарда Хитцига Фридриха и Клару в сказочных детях Мари и Фрице". То есть вроде бы исследователи сходятся в том, что прототипом Мари была младшая дочь Хитцигов, Клара.
У меня это вызывает сильные сомнения.
Ход мыслей исследователей понять просто. В первом же абзаце сказки читаем: "Fritz entdeckte ganz insgeheim wispernd der jüngern Schwester (sie war eben erst sieben Jahr alt geworden)..." - "Фриц потихоньку шепнул младшей сестре (ей только что исполнилось семь лет)..."
Младшая сестра Фридриха - Клара; стало быть, она и есть сказочная "Мари". А Евгения, как сообщает
немецкая Википедия, в сказке стала Луизой, старшей сестрой Фрица и Мари: "Auch Hitzigs ältere Tochter Eugenie kommt als ältere Schwester Luise im Märchen vor".
Однако это очевидное, казалось бы, предположение стремительно теряет правдоподобие, если посмотреть на одно обстоятельство.
Каков, по вашим ощущениям, возраст детей советника Штальбаума в сказке? И кто из них психологически старше - Фриц или Мари?
Мне Фриц представляется мальчиком примерно лет шести-семи, ну может, восьми.
А Мари - явно старше, это скорее не ребёнок, а девочка предподросткового возраста, лет 10-11, причём по ходу повествования она быстро взрослеет и в финале это уже девушка. Хотя по "таймингу" сказки между началом и концом проходит всего один год, но это условное, "сказочное" время, которое нельзя воспринимать буквально.
Это соотношение возрастов прекрасно улавливается художниками (и кстати, экранизаторами: в большинстве постановок и мультфильмов Мари заметно старше Фрица, это девочка примерно 12 лет, в то время как Фрицу лет 6-7).
У Ломаева вообще можно проследить, как Мари постепенно выглядит всё старше:
превращаясь в финале в девушку:
Вот Мари у других иллюстраторов:
Здесь Мари и Фриц в левом нижнем углу: Фриц заметно ниже Мари
Что касается Фрица у Ломаева, то он, несмотря на то, что ростом немного повыше сестры, представлен совсем ребёнком:
Вот здесь ему вообще лет пять:
Именно столько и было реальному Фрицу в момент написания сказки: пять с половиной лет. Он родился 8 апреля 1811 г., а "Щелкунчик" был создан осенью 1816 (первое издание - в середине декабря 1816, к Рождеству).
В общем, Фридрих Хитциг вполне соответствует сказочному Фрицу Штальбауму.
А вот Клара... в русской Википедии её год рождения не указан, но немецкие источники дают 1812 год. На год младше Фрица. Стало быть, ей в момент написания сказки - четыре года.
Четырёхлетняя девочка как прототип Мари? Серьёзно?!
Ну... сильно вряд ли.
Нет ещё в четырёхлетнем ребёнке ничего такого, что могло бы сделать его прототипом такой героини.
К тому же в "Щелкунчике" уже есть героиня по имени Клара: это новая кукла Мари )
"С этими словами Мари взяла своего Щелкунчика на руки, подошла к стеклянному шкафу, присела на корточки и сказала новой кукле:
- Очень прошу тебя, мамзель Клерхен, уступи свою постельку бедному больному Щелкунчику, а сама переночуй как-нибудь на диване. Подумай, ты ведь такая крепкая, и потом, ты совсем здорова - ишь какая ты круглолицая и румяная. Да и не у всякой, даже очень красивой куклы есть такой мягкий диван!
Мамзель Клерхен, разряженная по-праздничному и важная, надулась, не проронив ни слова.
-И чего я церемонюсь!- сказала Мари, сняла с полки кровать, бережно и заботливо уложила туда Щелкунчика, обвязала ему пострадавшие плечики очень красивой ленточкой, которую носила вместо кушака, и накрыла его одеялом по самый нос.
«Только незачем ему здесь оставаться у невоспитанной Клары»,- подумала она и переставила кроватку вместе с Щелкунчиком на верхнюю полку, где он очутился около красивой деревни, в которой были расквартированы гусары Фрица".
Кукла Клара, глуповатая, капризная и взбалмошная, но, впрочем, добрая и симпатичная, куда больше напоминает сказочное воплощение четырёхлетней девочки )
И если выбирать среди дочерей Хитцига, то родившаяся в 1807 году Евгения, которой в 1816 было 9 лет, куда больше подходит на роль прототипа Мари, чем прототипа старшей сестры Луизы. Судя по тексту, Луиза вполне взрослая барышня, с чем единодушно согласны и те немногие иллюстраторы, которые её изображают:
Что касается Луизы, то и её прототип найдётся в семействе Хитцигов: это его приёмная дочь Антония Пяст, которой в 1816 г. было 16 лет.
На этом я посчитала, что разрешила для себя загадку Мари.
Но тут вдруг полезло всякое...
Продолжение следует