Внезапно Сарлык

May 11, 2011 22:32

На Алтай мы ездим достаточно давно. На Семинском перевале бывали уже много раз. Но ни разу нам не удавалось выкроить время для подъема на гору Сарлык, хотя в жизненной программе такой пункт был. Во время вторых майских праздников мы с барнаульскими друзьями попытались реализовать задуманное.

С одной стороны, малоснежная зима и теплый апрель давали надежду, что снег на горе истаял почти весь. С другой стороны, на то время обещали «около нуля», ветер и мокрый снег. Так оно и оказалось. :)

Мы с сыном оставили домашнее хозяйство на своих девушек и вечерним дилижансом в пятницу уехали в Барнаул. (// Водитель нам попался какой-то тормознутый. Вместо обычных 4 часов мы ехали почти пять с половиной. Буквально изнемогли все).

После позднего ужина у гостеприимного КС повалились спать. Ранним субботним утром погрузились в машину и поехали. Пока ехали по ровному месту, светило солнце, а после Усть-Семы погода поменялась, стало облачно и прохладно.

Дорога серым серпантином вьется между гор, поросших черным лесом и кое-где засыпанных снегом. Сверху над горами нависли темные, серые тучи, сквозь которые иногда пробивается неяркое солнце. Равнинные участки покрыты прошлогодней сухой травой. Пока солнца нет, она кажется серой, едва желтой. Но стоит появиться свету, как равнина буквально вспыхивает золотом. Такая движущаяся черно-серо-белая фотография с золотыми вкраплениями.

На Семинский приехали около часу дня, поселились в самый модный домик (потому что кроме нас никого не было. Потом еще одна компания приехала), пообедали. КС взял с собой два велика: свой и дочерин. Решили, пока светло и сухо, сгонять на великах «на разведку». КС уехал первым, следом отправился сын, а потом уже и я, пешком и с фотиком.

«Гора Сарлык ограничивает с востока седловину Семинского перевала, по которому проходит Чуйский тракт. Сарлык сохраняет на склонах снежные пятна даже в знойный июль».

Около стеллы в честь 200-летия присоединения Алтая к России от тракта влево (если ехать в Монголию) уходит гравийная дорога к старой заброшенной военной базе у подножия Сарлыка. По этой грунтовке на подготовленной машине можно проехать и дальше, до места, откуда удобно делать восхождение на Сарлык. Вот по ней и упилили вперед меня КС и сын.

Когда я был примерно на половине пути от тракта до первых кедров, погода как-то вдруг стала резко меняться. К тому моменту, как я дошел до деревьев, шел уже нормальный такой снег, сухой правда. Видимость была метров 40..50 навскидку.

Хорошо, что взяли с собой телефоны. Я позвонил сыну, тот сказал, что «у него тоже снег идет, но он пока еще едет вперед по дороге». Через некоторое время он позвонил сам и сказал, что КС уехал далеко вперед, его не видно, а он дошел пешком (и докатил велик) до развилки и будет меня там ждать. Когда мин. через 20 я догнал сына, снег уже подутих.

Мы оставили велик на развилке и отправились исследовать развалины. Далеко не ушли, потому что снова повалил снег. Решили возвращаться. Я позвонил КС, он сказал, что тоже бросил велик (подъем крутоват) и идет пешком. Сын уехал (вниз-то катиться приятнее), а я опять пешком. Но зато нашел россыпь автоматных гильз (сын был страшно рад на след. день).

К домику мы с КС прибыли вместе. Оказалось, на кочках-колдобинах он потерял заднее крыло от велика. Главной задачей на следующий день (кроме восхождения, ессно) стали поиски крыла. Ввечеру удалось поймать месяц в объектив.

Утром встали, позавтракали, наполнили термоса, собрали рюкзак и отправились тем же составом плюс АФ. В начале подъема нашли крыло от велика (а на обратном пути там же гаечку и болтик. КС был страшно рад тому, что гора вернула то, что забрала накануне). Погоды стояли приятные: солнце, легкая дымка, снега нет. Идти было одно удовольствие.

У нас за спиной г. Тияхта, на склонах которой собственно и расположен горнолыжный комплекс.

Дошли до развалин базы, попили чайку и продолжили путь.

Шли все время по грунтовке, после базы она стала существенно более грязевой. Погода начала портиться, задул ветер, хорошо, что в спину. Поднялись к небольшому перевальчику. Перед перевалом встретили коллег: мужчину и женщину. Они сказали, что перед нами наверх ушла группа, а они решили возвращаться.

(Красная точка - место на склоне Сарлыка, до которого мы понялись).

Обратная сторона перевала представляет собой широкий кулуар, засыпанный снегом. Снежник обошли по левому (орографически) склону по курумнику. Внизу перекусили, допили чай, обнаружили, что забыли сахар и заварку (вот же балбесы!), поэтому насобирали бадана и залили его кипятком из второго термоса.

Перешли долину перед подъемом на Сарлык. Долина покрыта зарослями карликовой березки. Кое-где еще лежит снег. Взрослого человека держит, но иногда проваливаешься по колено. Нашли тропу, протоптанную нашими предшественниками, и шли по ней, все ж не так часто проваливаться. :) Летом, когда все порастает, без резиновых сапог тут делать нема чего. А пока мороз нам на пользу.

На Сарлык подниматься решили «в лоб», стараясь идти по краю курумников. По камням идти ловчее, чем сквозь «березовые рощи». Сын, большой любитель попрыгать по куруму, шел первым, время от времени останавливаясь, чтобы подождать нас. Потихоньку взобрались на относительно пологое место и решили там пообедать. Недалеко от нас спустились наши предшественники, мы помахали друг другу: все хорошо.

Несмотря на сложенное из камней укрытие для горелки, снег никак не хотел топиться. Ветер был сильный и выдувал все тепло. Пожертвовал поппелем, практически обернув им чайник с горелкой, тогда дело наладилось. Пока кипятили воду и обедали растворимой картошкой и лапшой, замерзли на ветру. Идти было тепло, а вот стоять на ветру - холодно. К тому же ветер продолжал усиливаться и снег пошел уже по-взрослому. Решили восхождение на этом прекратить и возвращаться.

Обратный путь проделали тем же порядком. Под вершиной промежуточного перевала допили чай, вскипятили еще воды, снова заварили бадан и пошли вниз. Тут уже нормально работал телефон, поэтому позвонили девушкам, остававшимся «дома», и попросили заказать баню.

На обратном пути сделали небольшой крюк и заглянули в бункер. Допили там чай, нашли пуговицы с опознавательными знаками войск связи (сыну в трофей), нашли раскуроченный выстрел от РПГ (еще один трофей).

Когда спустились к тракту, ветер почти стих, а снега становилось все больше и больше.

Потом была баня с выпрыгиванием на улицу и растиранием свежим снежком.
На след. день пришлось выбирать, на каком сугробе ехать домой: снега насыпало см. 20. Подождали, пока солнце немного подсушит дорогу, и отправились...

семья, Алтай, походное, отчеты о путешествиях