Памятка христианина-интернетчика. Часть первая.

Nov 17, 2014 10:03

Ритм, приоритеты и стиль жизни современного человека радикально изменились за последние 15 лет. Процесс развивается, мир вокруг нас и мы в нем - всё продолжает изменяться. Темпы при этом сложно подаются осмыслению. Портрет современного человека почти всегда включает в себя воткнутые в уши «шнурки» плейера MP-3 и гаджет в руках, окунувшегося в него с головой хозяина.




Интернет - неизменный спутник современника и даже в какой-то степени необходимость. Масса людей по всему миру благополучно устроились в виртуальном мире и воспринимают даже короткое отключение от него (например, в самолете) как истинную трагедию. Фэйсбуки и Одноклассники, вКонтакте и ЖЖ прочно (ах да, еще инстаграм есть) вошли в жизнь землян и будто в насмешку названы сетями. Социальными. Фотографии в них появляются уже через минуту после свершившего события. Иногда мне кажется, что даже до него. Селфи-самострелы - повод для собирания лайков.

Движение - признак жизни. Многие люди - об этом чуть ниже - этим только и живут. В интернете не только движение, бурление. Руки не желают отпускать iPhone и строчат сообщение за сообщением. Новостные фейки, «неопровержимые доказательства» чьих-то преступлений, требования «максимального перепоста» как из рога изобилия заливают стены фейсбука и утопают в лайках с комментариями.

Несколько цифр для обозначения глобальности процесса. В 2014 число интернет-пользователей во всем мире превысило цифру в 2,92 млрд. человек (данные statista.com). По сравнению с прошлым годом (2,71 млрд.) рост более чем на 200 млн. душ. Лидер рынка, гигант Facebook отхватил львиную долю сидящих в соцсетях, в нем, согласно данным того же ресурса, зарегистрировано 1,35 млрд. пользователей. Когда человек запускает поиск Google, он вряд ли задумывается о том, что его запрос лишь один из 2 млн. запросов, которые данный ресурс получает в эту минуту. За то же время, пользователи Facebook постят 684.478 единиц контента. Не менее активными являются онлайн-покупатели. Они тратят в среднем 272.070 $ в минуту. А это 391 миллион долларов ежедневно. В среднем россияне проводят в социальных сетях более 54 часов в неделю. Двое с лишним суток из семи.

Ежедневно в русскоязычном сегменте LiveJournal.com появляется 150 тысяч записей. Кто-то это всё читает и комментирует. Параллельно с ними пользователи Instagram загружают в среднем 55 млн. фотографий. Ежедневно! Которые в свою очередь тоже кто-то сморит, «лайкает», комментирует. Добавьте к этому новостные порталы, множество сайтов с предложениями скачать или посмотреть «он-лайн» популярные фильмы, наличие у среднего пользователя нескольких ящиков электронной почты, СМС-сообщения, WhatsApp, Твиттер и у вас закружится голова от глубины пропасти в которую может сорваться любой современник.

Некто сказал однажды о больших городах: «Мегаполис - самое подходящее место для одиночества». Парадокс? Конечно! Но тем не менее - факт. Это первая особенность интернета: в окружении казалось бы массы людей человек чаще всего чувствует себя совершенно одиноким. Ощущение одиночества, ситуация в которой тебя никто не видит, а ты можешь за всем происходящим наблюдать, писать, ругаться, хулиганить анонимно (в лучшем случае под не раскрывающим тебя ником), порождает порочный круг, из которого человек часто не в состоянии выбраться. С другой стороны, подобное одиночество нередко является причиной депрессии. Виртуальный мир «грузит», давит на психику и делает из человека дикаря, теряющего способность и навыки жить в реале.

Вообще, анонимность порочна в своей природе. Юзер, Ник, Аватарка - эти слова легко вошли и прочно закрепились в сегодняшнем языке общения. И то, и другое, и третье легко можно сделать каким угодно - на любой вкус и цвет, на любую фантазию. За ними легко спрятаться, навсегда обеспечив себе «псевдоним», ширму, за которой никто и никогда не узнает, кем ты являешься на самом деле. И это вторая особенность сети. Она открывает широкие возможности для двойной жизни. Знаю молодых верующих людей, которые, делясь опытом, рекомендовали своим друзьям заводить в соцсетях несколько аккаунтов. Один для друзей-христиан, другой для школьных товарищей, третий - для всего остального. При этом понятие «для всего остального» может включать в себя всё что угодно. Опять же, на вкус и фантазию.

Следующая особенность - в интернете нет барьеров и стен. Один клик «мышки» переносит тебя в другую комнату. А то и на другой континент. Там, где нет дверей, нет и необходимости заглядывать в замочную скважину, можно смело входить в любую комнату и по-хозяйски располагаться. Здесь всё можно, всё твоё. Никто не накажет тебя за самовольство, грубость и даже нечто большее.

Например, молодой человек гораздо легче чем в реале может позволить себе какую-нибудь вольность по отношению к девушке на которую он имеет виды. Трудно поверить, что всего пару десятков лет назад дать понять сестре, что она тебе симпатична брату-жениху было гораздо сложнее. Он должен был каким-то образом обратить на себя внимание, напроситься проводить домой, затем, осмелев, назначить свидание и только по истечении довольно большого отрезка времени решиться спеть серенаду под ее окном.

Сегодня же этот путь немыслимо сокращен - потенциальному жениху нередко достаточно просто поставить лайк под фотографией девушки в фейсбуке. И он уже на середине пути. Не существует преград и на соскальзывание к более откровенным намекам или комментариям. При этом задача облегчается как раз фактором виртуальности. То, что нормальный человек никогда не позволит себе сказать в присутствии собеседника, он легко может «выпалить» в виртуальном общении. Пощечину ему никто не влепит, а если сестра и возмутится, то всегда можно ретироваться, сославшись на неудачную шутку. Таким образом стираются все грани и преграды для более быстрого знакомства. Всё это упрощает попадание человека в сети. При этом вход может стоить рубль, а выход - два.

А то и еще больше. К слову, пресловутые Одноклассники, сайт для поиска школьных «камераден», скандально известный тем, что разрушил массу семей, тем как раз и грешил, что давал возможность похвалить фотографии и пообщаться в закрытых комментариях людям, между которыми вдруг пробегала «искра любви». Невинный казалось бы «лайк» заканчивался катастрофой чьей-то семьи. А скорее всего двух. И мы окажемся очень наивными, если будем думать, что участь сия обошла христианские семьи.

Наконец, четвёртая особенность. Наряду со всем хорошим, нужным и полезным что присутствует в интернете, в нем обнаруживается и великое множество самой разной прилипчивой грязи. В каком-то смысле интернет-сфера напоминает Содом. Не даром существует сравнение интернета с городом, в котором все делают все, что желают: постят, выкладывают, выбрасывают настоящий «мусор», но при этом никто и никогда не делает уборку. По этому поводу существует довольно жесткая шутка: «Из интернета еще никто живым не вернулся».

Для христианина открывается таким образом три перспективы, либо прийти в «Содом» ради благовестия и являть свет Христов, не имея ничего общего с ним (Содомом), что само по себе весьма и весьма непросто. Либо подобно Лоту увидеть нечто доброе в Содоме, и самому поселится в нем надолго. Но потом всю жизнь мучится в праведной душе своей. Причем, «поселиться» в буквальном смысле. Дело в том, что приведенная выше статистика отображает средние цифры. Это значит ничто иное как то, что миллионы людей проводят в интернете гораздо больше времени. Несравненно больше. По сути в нем живут. Поэтому третий путь заключается в том, чтобы научиться обходиться минимумом общения с интернетом и таким образом обеспечить себе независимость от него, наслаждаясь жизнью «в реале».

О раздражителях интернета, вызывающих зависимость мы поговорим в следующий раз, а пока у нас есть время поразмыслить над тем, какую нишу и сколько места в сети занимаю лично я. В этой бездне каждый из нас статистическая единица. Всего-то!..

P.S.
Когда я впервые проповедовал в церкви на тему интернет-зависимости, я даже представить не мог, какой отклик найдет она у верующих! Приглашали на молодежные общения, затем сказали - нет, это тема для всех. Проповедь росла вширь и вглубь, превратилась в цикл духовных бесед, пока я не понял, что интернет-зависимость - настоящая проблема, в том числе в среде христиан. Решил, что пришло время осветить проблему на страницах нашей газеты. Это первая часть из трех. Буду очень благодарен за критику, подсказки и замечания.
Продолжение (вторая часть статьи) - ЗДЕСЬ.
Previous post Next post
Up