Посмертные причуды бронзового века

Jun 08, 2016 23:47

Братья наши древние отличались забавными, странными с нашей точки зрения, причудами. То ведьму сожгут, то бои гладиаторские устроят. А чем дальше в седую древность - тем причудливей и странней. Была такая интересная погребальная практика - умерших расчленять. Или головы отрубать. Скопирую сюда свой старый пост про такие расчленения

Расчлененные погребения бронзового века известны в курганных погребениях ямной и катакомбной культур. В то же время единого хронологического пласта они не образуют, часто их датировка затруднена отсутствием инвентаря. Зачастую практиковалось расчленение двух погребенных, захороненных в одной яме. Конкретные формы проявления ритуала расчленения костяков могли различаться, что может быть объяснено разными мотивами расчленения. Но,несмотря на это, общим для всех вариантов является то, что подобная практика никогда не применялась ко всем членам общины и всегда была уникальной.Различают два типа расчленений, за каждым из которых стоит своя мотивация:

Тип I - расчленения вызванные некрофобией. Труп расчленялся, либо ему наносились увечья, призванные "обезвредить" покойника. Можно вспомнить распространенное уже в историческую эпоху поверье о том, что вампира можно убить колом, вонзенным в сердце или отрезав голову. Оба явления имеют одну и ту же мотивацию. В эпоху бронзы подобному расчленению, вероятно, могли подвергаться душевнобольные или служители культа, жрецы, колдуны, предсказатели. Ритуал был призван лишить могущественного покойника сакральной силы.

Тип 2 - расчленения жертвы, в качестве искупления грехов устроителей погребального обряда и перенесения "гнева покойного" на расчлененную жертву. Либо это применялось, для "облегчения" страданий основного покойного или прохождения им посмертных испытаний. Типа 2 применялся не в единичных погребениях.

Какого-то особого возрастного критерия для расчлененных жертв не было, хотя, вероятно, чаще всего в жертву приносили детей, как наименее полноценную часть социума. В других случаях - какая-то часть населения, приниженного по положению, возможно патриархальные рабы.

Парное ямное погребение Тамар-Уткуль VIII.
Верхний костяк обильно посыпан охрой, нижний расчленен и помещен в ногах.


Говоря о расчленении покойников у ямных племен, следует упомянуть и чем-то сходный обычай демембрации. Обряд демембрации, в его основном понимании, означает умышленное смещение костей человеческого скелета с первоначального положения и размещение их либо в беспорядке, либо в порядке прямо противоположном первоначальной позиции, в которой находился покойный в момент погребения.Не принимая во внимание те случаи, когда расчлененные скелеты играют сопровождающую роль при ненарушенных костяках, можно достоверно судить о том, что демембрация, отмечаемая в погребениях ямной культуры региона, является признаком определенной социальной прослойки общества в период ранней бронзы.
Впрочем ,немаловажен и тот факт, что к востоку от Днестра ямные захоронения с применением реингумации встречаются гораздо реже, чем на территории Пруто-Днестровского междуречья. Это наблюдение, в определенной степени, может служить доказательством того, что демембрация и обычай укладки костей погребенного «пакетом» является для ямной культуры Днестро-Дунайского региона узко локальным признаком.

Если говорить о катакомбной культуре, по-видимому, обряд расчленения не только был унаследован от ямников, но и получил дальнейшее развитие. Так, в среде катакомбных племен получил распространение обычай декапитации (отделения головы), которые можно рассмотреть на примере среднедонской катакомной культуры.
Находки погребений с отделенными черепами фиксируются на всей территории распространения среднедонской катакомбной культуры от Северского Донца до Доно-Волжского междуречья (р. Хопер). На территории Среднего Дона среди более 400 погребений среднедонской катакомбной культуры известно пять погребений со скелетами, у которых достоверно зафиксировано отделение черепа погребенного.
Все рассмотренные погребения сопровождались охрой, находившейся как в отдельных местах захоронения, так и полностью покрывающей скелет погребенного. В каждом погребении охра как бы подчеркивает особое ритуальное значение сопровождаемых ею предметов. Данный вид «особых погребений» отличается разнообразием сопровождающего инвентаря. Набор инвентаря в каждом погребении индивидуален, но общей чертой для всех погребений является его неординарность. Почти все обезглавленные погребения сопровождались костями животных. Кроме того, особенно интересной находкой является две гадальные кости. Как считают некоторые исследователи, «игра в кости первоначально имела культовый характер, была прерогативой определенного сословия, связанного с выполнением жреческих функций. Любопытна точка зрения Ю. А. Шилова, который при анализе погребения отделенной от костяка головой, сопровождавшегося игральными костями, высказал предположение, что голова служила «закладом» в игре с потусторонними силами. К числу культовых предметов относится и флейта (Власовка 12/3).
По мнению А.Т. Синюка, все погребения, где использовался подкурганный обряд захоронения, говорят о высоком социальном статусе умершего. На захоронения под курганом могли претендовать лишь выдающиеся представители общества и их ближайшее окружение. Но даже из этого ряда погребений по особым признакам выделяются декапитированные погребения. Исследователи считают, что можно с достаточной долей уверенности утверждать, что декапитированные погребения не являются спецификой той или иной культуры катакомбной общности, а скорее всего имеют надкультурный характер, отражая сложную социальную структуру племен - носителей катакомбных традиций.

Первый Власовский могильник 12/3. Погребение с декапитацией


Стоит заметить, что некоторые исследователи определяют расчлененность покойника из катакомбного погребения как один из компонентов, присущих жреческим погребениям.

Признаки жрецов по археологическим данным (по А.Т. Синюку):

1) забутовка погребальных устройств

2) наличие одновременных коллективных захоронений;

3) наличие музыкальных инструментов и костяной булавки

4) наличие в погребениях курильниц;

5) жертвоприношения голов животных;

6) неоднородность признаков обрядности, подчеркнутая архаика инвентаря;

7) искусственная деформация черепов;

8) наличие расчлененных захоронений;

9) сопровождение умерших охрой разных оттенков, астрагалами

При этом исследователь отмечает, что каждый из этих признаков в от­дельности будет малоинформативным для выделения жрецов, но в сумме они дают нам возможность жреческой интерпретации катакомбных власовских погре­бений.

Вероятно, распространение такого ритуала в коллективах ранней и средней бронзы говорит о достаточно организованных и развитых религиозных представлениях. Если принимать некоторую преемственность населения ямной и катакомбной культур, ( в данном случае не важно отдавать ли предпочтение миграционной гипотезе появления катакомбного обряда или культурной трансформации: взаимодействие позднеямных и ранних катакомбных коллективов бесспорно) можно предположить схожие мифологические представления у населения этих обществ. Возможно, такие представления в какой-то степени облегчали распространение этих культур. Например, судя по данным антропологов, в катакомбное время антропологический тип мало где изменился, восходя к ямному периоду. Вполне возможно, что сама мифологическая картина мира населения восточноевропейских степей периода бронзы начала складываться еще в доямное время ( если учесть появление отдельных классических ямных признаков погребальной обрядности в более древних культурах). Врочем, расчленений это мало касается. По крайней мере, данных немного, чтобы строить какие-то выводы.

Остается немного неясным как расчленение было связано с социальной структурой общества. Последние исследования отрицают значимую социальную градацию для ямной культуры, но не исключают большею ее выраженность в катакомбной. Но, данные по расчлененным погребениям указывают на существование определенного типа людей, которые и подвергались расчленению. Возможно, стоит говорить о том, что в катакомбное время эти люди составили уже археологически и социально ощутимую прослойку населения. К тому же, об этом говорят не только данные расчленений, но я другие признаки, по которым можно увидеть идеологическую трансформацию.

Березуцкий В.Д. Археологические древности земли Воронежской. Край Острогожский (в соавт. с П.М. Золотаревым). М., 2007

Богданов С.В. Парные погребения древнеямной культуры с расчлененными костяками // Археология Волго-Уральских степей, Челябинск 1990.

Данченко Е. Л. Погребения особого вида среднедонской катакомбной культуры // Археологические памятники Восточной Европы, Воронеж 2002

Кайзер Э. Эгалитарное пастушеское общество versus воины-кочевники? Попытка реконструкции социальной структуры ямной и катакомбной культур // Stratum plus 2010

Попович С.С.ОБРЯД ДЕМЕМБРАЦИИ В ЯМНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРУТО-ДНЕСТРОВСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ//Проблемы охраны и изучения памятников археологии степной зоны Восточной Европы, Луганск 2010

Попович С.С.Погребения ямной культуры с обрядом демембрации в кургане 3 у с. Талмаза//Индоевропейская история в свете новых исследований, Москва 2010

древнеямная, археология, бронзовый век, ритуалы, катакомбная

Previous post Next post
Up