Мода, как известно, вещь изменчивая. Возможно, появись бы мы волшебным образом где-нибудь в Древней Руси, нас бы встретили не только по одежке, но и по прическе. И что бы сказали наши предки своим потомкам? Усачей бы наверное встретили не очень приветливо.
Судя по всему, ношение усов в Древней Руси (христианского периода) если и практиковалось, то
(
Read more... )
Comments 5
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
1. Сложные и разнообразные причёски - атрибут скорее германский (как и гребни в археологических материалах).
2. Славянские языки имеют отдельный термин для обозначения усов, в германских же мне он неизвестен (если был в общегерманском, то рано выпал - в современных германских языках это заимствования или новоделы), там только термин для бороды.
3. В описании идола Перуна в ПВЛ отмечен именно "ус злат".
4. Культ бороды прямо был связан с православием и, скорее всего, имел византийское происхождение (где, в свою очередь, как мне представляется был ещё и завязан на наличие евнухов, соответственно безбородость могла прямо ассоциироваться с подобным статусом).
Из чего я склонен предполагать, что переосмысление усачей как раз таки было частью "создания негативного образа язычества", ну или серьёзнее - усы могли ассоциироваться именно с людьми не чрезмерно твёрдыми в христианской вере (либо склонными к западноевропейской моде), что ожидаемо приводило к тому, что злодеи и демоны изображались именно усатыми и безбородыми.
Reply
Правда, мне кажется, что усатость в языческие времена была модой знати. Обычные люди могли и бородатыми ходить. Более ранние человечки из Велестино показаны бородатыми.
Reply
Reply
Leave a comment