Наверное современному человеку довольно трудно понять, что национальностей в нынешнем значении в древности не было. Вместо них был спектр различных идентичностей и не всегда в конструировании таких идентичностей играло роль происхождение. Я как-то касался этого вопроса
на примере германцев эпохи темных веков.
Становится понятно, что племенная идентичность часто распространялась на подвластные народы. Под именем гуннов, готов и т.д. могли объединяться люди разного происхождения. А что было в античности? Я как-то откладывал себе несколько ссылок с полезными статьями на эту тему. Пусть теперь будет здесь. Итак, что там с греками и римлянами?
Древние греки довольно рано выработали концепцию единого происхождения и единой общности, что было следствием
полисной структуры и других значимых факторов. Важную роль в этом играло отчуждение двух типов - отчуждение от чужеземных рабов внутри городов и отчуждение от чужеземцев вообще, населявших периферийные земли, которые и служили резервуарами этих самых рабов. Заимствование у финикийцев алфавита и его переработка ускорили и усилили консолидацию, духовную близость греков, и стали еще одним кирпичиком формирования общей идентичности. Например, произведения Гомера были достоянием всех греков, хотя созданы были малоазийскими эллинами. Немаловажным было и наличие общегреческих религиозных центров и мероприятий (Дельфы, олимпийские и другие игры). Все это усиливало противопоставление свой-чужой и кульминации достигло во время греко-персидских войн, когда почти все известные эллинам народы так или иначе были связаны с Ахеменидской державой и выступали как консолидированный враг.
Это не означало, впрочем, что древние греки вовсе чурались иноземцев, нет. Вся их история говорит об открытости к контактам - в том числе и брачным. Эллада не стала чем-то подобным Японии. Сложная система взаимоотношений с варварами сложилась в колониях и подразумевала, в основном, мирное сосуществование. Вместе с негативным образом варвара, существует и позитивный. К тому же, Исидор пишет в 380 г. до н.э.:
«Наш город настолько опередил других людей в искусстве мыслить и выражать свои мысли, что его ученики стали учителями других, а самое имя эллина (to ton Helle-non onoma) становится уже обозначением не происхождения (tu genus), но культуры (tes dianoias). Эллинами чаще называют получивших одинаковое с нами образование, чем людей одного и того же происхождения»
Но не приходится сомневаться, что «стать греком» было очень трудно и вчерашнему варвару, ныне говорящему по эллински, воспитанному как грек и всячески демонстрирующему свою греческую идентичность, еще долго бы вспоминали его варварство.
Не приходится сомневаться, что важной вехой в становлении общеэллинской идентичности стали законы Солона, согласно которым эллина нельзя было сделать рабом за долги. Отныне грек - это всегда свободный, а рабство -удел варваров. Стоит сказать, что полисная идентичность у греков была важнее этнической. Быть спартанцем было важнее, чем быть греком вообще. Грубо говоря, греки они и в Африке греки, а афиняне только в Аттике.
Вероятно, жесткая концепция эллинской идентичности переживала кризис в эпоху эллинизма. Позиционировать себя греком в то время может, например, Александр, который, как известно, был Македонский. Или мы видим, что жителей Фив продали в рабство здесь же, в Элладе. Другие идентичности выходят на первый план - сословная или опять же, локальная, полисная.
У римлян римская идентичность строилась вокруг концепции гражданства. История Рима изобилует примерами борьбы за признание прав и получения статуса гражданства. За это боролись сначала плебеи, затем италийцы, потом варвары. Наделение гражданством было важным политическим шагом или наградой за службу отечеству. Просто родиться в Риме было недостаточно. Но вместе с тем, это было проще, чем стать греком.
Дионисий Галикарнасский пишет: «Сравнивая с этими обычаи эллинов, я не понимаю, как можно восхвалять устои, присущие лакедемонянам, фиванцам и весьма гордящимся мудростью афинянам, которые, ревниво охраняя свое благородство, за редким исключением не давали никому своего гражданства….»»
Запись в римское гражданство осуществлялась высшим магистратом, а не на локальном уровне, как у греков. Идентичность греческих граждан - это осознание себя как членов коллектива, в первую очередь, во внутриполитической деятельности. Для римлян - во внешнеполитической. Отсюда превалирующее значение воинских моральных качеств. Интересно, что для римлян даже такой воинский подвиг, как спасение отчизны в критический для нее момент, - норма, которая не требует особых восхвалений, а для греков - основание для исключительной славы.
Приемов демонстрации римской идентичности было множество, но самым главным из них оставалось поддержание обычаев и традиций предков.
В эпоху Империи открытость римского коллектива вылилась в представления о Риме, как общей родине всех цивилизованных граждан империи, особой цивилизаторской роли римлян и едином культурном пространстве. Все это налагалось на широкий спектр местных традиций и обществ, которые зачастую не теряя собственной идентичности, римскую считали более главной. Доступ в правящий слой империи не определялся ни по расовому, ни по языковому, ни по этническому, религиозному или культурному признаку, но по богатству и влиятельности на местах.
В общем-то вся римская история пестрит упоминаниями о довольно легком включении в коллектив иноземцев. Начиная от похищения сабинянок, заканчивая божествами римского культа, такими как Исида, Кибела, Митра и так далее. Об этом же говорит
генетика древних римлян. Заканчивается все довольно печально. Изначально престижная, римская идентичность утратила свое значение и быть варваром стало "моднее", значительнее и выгодней.
«С одной стороны, как образно пишет В. Р. Джоунс, «Romanitas отступала по мере того, как, словно острова в море, нарождались варварские культуры».А кроме того, значительно снижается ее престиж. Как писал живший в V веке монах Сальвиан, «римского гражданства, некогда… очень уважаемого, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но вызывает страх… По этой причине дажете, кто не бежит к варварам, все равно вынуждены превращаться в варваров» В этой связи более престижной становится германская идентичность. Так, гало-римляне или смешанные семьи порой дают своим детям германские имена.»
Ну и под конец, в качестве бонуса - в конце ссылка на статью в N+1 о концепции финикийской идентичности, где речь идет о том, что мы имеем дело по сути с устоявшимся с античности обозначением для жителей определенной области, которые сами себя так не называли, да и вряд ли осознавали свою общность.
Про греков
https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-natsionalnoy-identichnosti-v-antichnom-mire-kontseptsiya-ellinstva-v-grecheskoy-literature-klassicheskoy-epohi https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-ellinstva-i-utverzhdenie-ellinskoy-identichnosti-v-epohu-arhaiki-i-klassiki Про римлян
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1301155691 https://www.academia.edu/11541799/Римский_патриотизм_и_культурная_идентичность_в_эпоху_Империи_Roman_patriotism_and_cultural_identity_under_the_Empire http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_7-1_49.pdf про финикийцев
https://nplus1.ru/material/2018/01/15/in-search-of-the-phoenicians