Об эллинской и римской идентичностях

Dec 25, 2019 17:16




Наверное  современному человеку довольно трудно понять, что национальностей в нынешнем значении в древности не было. Вместо них был спектр различных идентичностей и не всегда в конструировании таких идентичностей играло роль происхождение.  Я как-то касался этого вопроса на примере германцев эпохи темных веков.

Становится понятно, что племенная идентичность часто распространялась на подвластные народы. Под именем гуннов, готов и т.д. могли объединяться люди разного происхождения.  А что было в античности?  Я как-то откладывал себе несколько ссылок с полезными статьями на эту тему. Пусть теперь будет здесь. Итак, что там с греками и римлянами?

Древние греки довольно рано выработали концепцию единого происхождения и единой общности, что было следствием

полисной структуры и других значимых факторов. Важную роль в этом играло отчуждение двух типов - отчуждение от чужеземных рабов внутри городов и отчуждение от  чужеземцев вообще, населявших периферийные земли, которые и служили резервуарами этих самых рабов.  Заимствование у финикийцев алфавита и его переработка ускорили и усилили консолидацию, духовную близость греков, и стали еще одним кирпичиком формирования общей идентичности. Например, произведения Гомера были достоянием всех греков, хотя созданы были малоазийскими эллинами. Немаловажным было и наличие общегреческих религиозных центров и мероприятий (Дельфы, олимпийские и другие игры). Все это усиливало противопоставление свой-чужой и кульминации достигло во время греко-персидских войн, когда почти все известные эллинам народы  так или иначе были связаны с Ахеменидской державой и выступали как консолидированный враг.

Это не означало, впрочем, что древние греки вовсе чурались иноземцев, нет. Вся их история говорит об открытости к контактам - в том числе и брачным. Эллада не стала чем-то подобным Японии.  Сложная система взаимоотношений с варварами сложилась в колониях и подразумевала, в основном, мирное сосуществование.  Вместе с негативным образом варвара, существует и позитивный. К тому же, Исидор пишет в 380 г. до н.э.:
«Наш город настолько опередил других людей в искусстве мыслить и выражать свои мысли, что его ученики стали учителями других, а самое имя эллина (to ton Helle-non onoma) становится уже обозначением не происхождения (tu genus), но культуры (tes dianoias). Эллинами чаще называют получивших одинаковое с нами образование, чем людей одного и того же происхождения»

Но не приходится сомневаться, что «стать греком» было очень трудно и вчерашнему варвару, ныне говорящему по эллински, воспитанному как грек и всячески демонстрирующему свою  греческую идентичность, еще долго бы вспоминали его варварство.
Не приходится сомневаться, что важной вехой в становлении общеэллинской идентичности стали законы Солона, согласно которым эллина нельзя было сделать рабом за долги. Отныне грек - это всегда свободный, а рабство -удел варваров. Стоит сказать, что полисная идентичность у греков была важнее этнической. Быть спартанцем было важнее, чем быть греком вообще.  Грубо говоря, греки они и в Африке греки, а афиняне только в Аттике.
Вероятно, жесткая концепция эллинской идентичности переживала кризис в эпоху эллинизма. Позиционировать себя греком в то время может, например, Александр, который, как известно, был Македонский. Или мы видим, что жителей Фив продали в рабство здесь же, в Элладе.  Другие идентичности выходят на первый план - сословная или опять же, локальная, полисная.



У римлян римская идентичность строилась вокруг концепции гражданства. История Рима изобилует примерами борьбы за признание прав и получения статуса гражданства. За это боролись сначала плебеи, затем италийцы, потом варвары.  Наделение гражданством было важным политическим шагом или наградой за службу отечеству. Просто родиться в Риме было недостаточно. Но вместе с тем, это было проще, чем стать греком.
Дио­ни­сий Гали­кар­насский пишет: «Срав­ни­вая с эти­ми обы­чаи элли­нов, я не пони­маю, как мож­но вос­хва­лять устои, при­су­щие лакеде­мо­ня­нам, фиван­цам и весь­ма гор­дя­щим­ся муд­ро­стью афи­ня­нам, кото­рые, рев­ни­во охра­няя свое бла­го­род­ство, за ред­ким исклю­че­ни­ем не дава­ли нико­му сво­е­го гражданства….»»

Запись в римское гражданство осуществлялась высшим магистратом, а не на локальном уровне, как у греков. Иден­тич­ность гре­че­ских граж­дан - это осо­зна­ние себя как чле­нов кол­лек­ти­ва, в первую оче­редь, во внут­ри­по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Для рим­лян - во внеш­не­по­ли­ти­че­ской. Отсюда пре­ва­ли­ру­ю­щее зна­че­ние воин­ских мораль­ных качеств. Инте­рес­но, что для рим­лян даже такой воин­ский подвиг, как спа­се­ние отчиз­ны в кри­ти­че­ский для нее момент, - нор­ма, кото­рая не тре­бу­ет осо­бых вос­хва­ле­ний, а для гре­ков - осно­ва­ние для исклю­чи­тель­ной сла­вы.
Приемов демонстрации римской идентичности было множество, но самым главным из них оставалось поддержание обычаев и традиций предков.
В эпоху Империи открытость римского коллектива вылилась в представления о Риме, как  общей родине всех цивилизованных граждан империи, особой цивилизаторской роли римлян и едином культурном пространстве. Все это налагалось на широкий спектр местных традиций и обществ, которые зачастую не теряя собственной идентичности, римскую считали более главной. Доступ в правящий слой империи не определялся ни по расовому, ни по языковому, ни по этническому, религиозному или культурному признаку, но по богатству и влиятельности на местах.
В общем-то вся римская история пестрит упоминаниями о довольно легком включении в коллектив иноземцев. Начиная от похищения сабинянок, заканчивая божествами римского культа, такими как Исида, Кибела, Митра и так далее.  Об этом же говорит генетика древних римлян.

Заканчивается все довольно печально. Изначально престижная, римская идентичность утратила свое значение и быть варваром стало "моднее", значительнее и выгодней.
«С одной стороны, как образно пишет В. Р. Джоунс, «Romanitas отступала по мере того, как, словно острова в море, нарождались варварские культуры».А кроме того, значительно снижается ее престиж. Как писал живший в V веке монах Сальвиан, «римского гражданства, некогда… очень уважаемого, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но вызывает страх… По этой причине дажете, кто не бежит к варварам, все равно вынуждены превращаться в варваров» В этой связи более престижной становится германская идентичность. Так, гало-римляне или смешанные семьи порой дают своим детям германские имена.»

Ну и под конец, в качестве бонуса - в конце ссылка на статью в N+1 о концепции финикийской идентичности, где речь идет о том, что мы имеем дело по сути с устоявшимся с античности обозначением для жителей определенной области, которые сами себя так не называли, да и вряд ли осознавали свою общность.

Про греков
https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-natsionalnoy-identichnosti-v-antichnom-mire-kontseptsiya-ellinstva-v-grecheskoy-literature-klassicheskoy-epohi

https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-ellinstva-i-utverzhdenie-ellinskoy-identichnosti-v-epohu-arhaiki-i-klassiki

Про римлян
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1301155691

https://www.academia.edu/11541799/Римский_патриотизм_и_культурная_идентичность_в_эпоху_Империи_Roman_patriotism_and_cultural_identity_under_the_Empire

http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_7-1_49.pdf

про финикийцев
https://nplus1.ru/material/2018/01/15/in-search-of-the-phoenicians

цивилизационное, античность, рим, история, этнография

Previous post Next post
Up