История татуировки

Oct 29, 2017 20:36



Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института археологии РАН антропологом Марией Борисовной Медниковой.

Михаил Родин: Сегодня мы будем говорить о татуировках.

Мария Медникова: Один из основоположников российской этнографии Л.Я.Штернберг назвал эти явления неизгладимыми знаками. К ним относятся татуировки, нанесение специальных шрамов на тело, и некоторые более радикальные.

В первобытном обществе люди постоянно должны были подтверждать свою верность сакральным ценностям своего племени. Для этих целей они проводили специальные посвятительные обряды: чтобы приобщить детей к ценностям племени, при вступлении в брак или когда они теряли своих близких. И, как правило, именно в этот сложный период они наносили на тело татуировки или шрамы.

Вторая модель поведения возникает уже в цивилизованных обществах. В них, как правило, манипуляции со своим телом воспринимаются негативно, как знак наказания или унижения. А сегодня это модно, считается красивым и популярным. Но если опираться на теорию о том, что побудительным мотивом для совершения татуировок является отказ от письменной культуры, то в данном случае, мне кажется, большое количество визуальных образов, которые нас окружают, как-то активизирует какую-то очень древнюю модель поведения. И такие способы себя украшать становятся вдруг неожиданно популярными.

Когда мы воспринимаем информацию из письменного текста, наш мозг работает совершенно по-другому. А когда смотрим на картинку, это активирует программу буквального восприятия действительности.
М. Родин: Мы сейчас будем говорить о том, что это общечеловеческое явление было развито во всех дописьменных обществах. Когда и где нашли самую древнюю татуировку?

М. Медникова: Очень редко встречаются ситуации, когда тело человека сохраняется так, что мы можем изучать рисунок на коже. Когда тело человека мумифицируется, это происходило либо потому что специально об этом заботились, либо это связано с определенными природно-климатическими условиями.

Интересный пример - это Этци, найденный в горах Тироля в начале 90-х гг. Альпинисты, которые его обнаружили, решили, что он погиб несколько десятилетий назад. Но потом стало ясно, что он жил в глубокой древности. Для того, чтобы изучать эту мумию, был создан специальный институт. Показано, что этот человек жил свыше пяти тысяч лет назад. На его теле найдены, может, не очень выразительные татуировки. Их 58. Это черточки, точки, в одном случае, по-моему, крест. Что это значит, мы не знаем, но явно это что-то говорило его соплеменникам.



М. Родин: Эту мумию исследовали медики, и обнаружили у нее заболевания. И всегда место татуировки совпадает с местом заболевания.

М. Медникова: Нельзя сказать, что место татуировки совпадает с местом заболевания. Но какие-то активные точки, применяемые сегодня в восточной медицине, вроде бы совпадают с местами нанесения этой татуировки. Так что можно обсуждать лечебную составляющую. Но этот человек не был болезненным инвалидом, прожил вполне активную жизнь. Он погиб потому, что на него напали, он был ранен, скрывался в горах и замерз.

Сейчас про него знают всё: что он ел на последний ужин, как он питался до этого. Он имел какие-то контакты с медью, может быть был кузнецом-бронзолитейщиком.

М. Родин: Где еще находим останки, на которых эти неизгладимые знаки?

М. Медникова: В Синьцзян-Уйгурском районе, в пустыне Такла-Макан очень жарко и очень сухо. Песок пустыни консервировал тела. Хотя есть все основания полагать, что люди, которые совершали здесь погребения, знали про этот мумифицирующий эффект. Там найдена целая серия останков тел людей, которые жили там начиная с 4 тыс. лет назад до примерно 200 г. до н.э. Эти люди были европеоидами с чертами, типичными для населения Европейского региона. Это показывает пути миграций, какие связи существовали между людьми.




Как правило, в области лба находится знак, который обозначает Солнце. На территории Южной Сибири в последних веках до н.э. были распространены погребальные маски таштыкской культуры. Рисунки татуировки в Синьцзяне и в Южной Сибири очень совпадают.

Наконец, красноречивый пример - плато Укок на территории Горного Алтая, где хоронили своих близких носители пазырыкской археологической культуры. Это тоже последние века до н.э. Культура входила в сферу скифского мира. Плато Укок находится в зоне вечной мерзлоты. И захоронения часто попадают в ледяную линзу, которая служит консервантом. Возможно, эта линза создавалась преднамеренно.

В 1993 г. была вскрыта самая известная могила - женщины около 25 лет. Эта мумия покрыта невероятной сохранности татуировками, которые повторяют те мотивы, которые до этого встречались на одежде, бытовых предметах. И это не просто декоративные орнаменты, это священный текст, который отсылает нас к мифам пазырыкского общества, которые до конца восстановить нам вряд ли удастся.


М. Родин: Татуировки помогают нам понять, как думали эти люди. У них у всех на нижней части тела расположены змеи, ящерицы, рыбы, холоднокровные. А на верхней части туловища у них теплокровные животные: тигры, львы, кабаны. Как это интерпретировать?

М. Медникова: Холоднокровные животные обычно связываются с хтоническим, подземным миром. И существует универсальное представление, что ноги, нижняя часть тела больше связаны с подземным миром. А область головы связана с Солнцем. И неудивительно, что солярные знаки встречены на голове мумии в пустыне Такла-Макан. Олени и лошади тоже были священными животными, которые осуществляли связь между небом и местом, где происходит повседневная жизнь человека.

М. Родин: Мы приходим к тому, что в дописьменном обществе татуировка - это очень важно. Это для человека всё: и его представление о мире, и его паспорт, и обозначение социального статуса, возраста, пола, племени. Он весь несет на себе весь мир. Как это всё делалось? Вы можете вкратце рассказать об основных технологиях?

М. Медникова: Во-первых, татуировка имеет смысл только у людей, у которых светлая кожа. У населения Африки, Океании очень часто применяется шрамирование. Точно так же всякие варианты пирсинга очень часто являются заменой татуировки. Если говорить о светлокожем населении, оно вводило под кожу всякие субстанции. Очень часто это могла быть зола. Причем зола священного очага. Скорее всего, это не так опасно. Хотя иногда специально шли на введение каких-то опасных субстанций, потому что это было испытание.

М. Родин: В тот момент, когда начали возникать первые цивилизации, татуировки никуда не делись, но чаще всего поменяли смысл. Как изменилось восприятие татуировки в античности, например, в Греции?

М. Медникова: 99% истории человечества прошли без умения писать. И изначально это носило сугубо утилитарный, экономический характер. Но тем не менее овладение этим навыком, по-видимому, очень повлияло на психологию людей и имело далеко идущие последствия. В данном случае - на восприятие манипуляций со своим телом и татуировки.

Упоминания татуировок возможно даже содержатся в священных текстах. В Ветхом завете есть упоминания о том, что не стоит в знак траура наносить царапины и письмена на свое тело. Это значит, что при возникновении монотеистической религии возникает отторжение старой языческой практики траура, когда плакальщики разрывали свое тело и, может быть, близкие наносили какие-то неизгладимые знаки. Это хорошо известная этнографическая традиция. Мы можем предполагать, что когда писался Ветхий завет, такая практика существовала на территории Ближнего Востока и она не воспринималась положительно. Это вводит нас в позднюю эпоху бронзы, скажем, в конец второго тысячелетия до нашей эры.


Из к\ф "Исход: цари и боги.

Что касается Греции. Существует обширная литература о том, что татуировки наносились рабам, преступникам. Очень часто на область лица. Это было символом унижения, наказания. Похожее отношение к татуировкам от греков унаследовали римляне. Правда, в поздний период начали их применять и для обозначения принадлежности. В частности, иногда у легионеров были татуировки, которые показывали их принадлежность к определенному легиону.

Фракийцы сохраняли очень позитивное отношение к татуировкам. Это было отмечено древними авторами, которые пытались предположить, откуда этот обычай появился, и многократно описывали, что эти люди изображали на своем теле орнаменты, и неужели они так сильно наказаны?


Древними авторами были описаны татуировки у скифов. Статус воина был очень высок, по-видимому, именно вожди обладали наиболее сложными рисунками на теле.
М. Родин: Я понимаю ветхозаветную логику: тело сотворено по образу и подобию, поэтому его нельзя портить и изменять. В чем была логика в античные времена? Это же тоже языческая религия.

М. Медникова: Как народы языческой традиции, они воспринимали это как очень сильное воздействие, но с отрицательным знаком. Это цивилизующееся общество, в котором зарождается и распространяется письменная культура. Особенно важно было не наносить знаки на лицо человека.

В этом смысле раннехристианская традиция целиком наследует это античное отношение. Происходит симбиоз: ни в коем случае нельзя наносить знаки на лицо человека. Это очень плохо, это портит божественный облик. Но в то же время ранние христиане могли наносить тайные знаки, например, в область руки. Они говорили о принадлежности к христианству.

М. Родин: Это прямо упоминается в Библии. У апостолов были татуировки или шрамирование.

М. Медникова: Вообще, стигма. Это греческое слово, которое обозначает татуировку. По крайней мере, может быть, как метафора, идея стигматов существует в проповедях ранних пророков. Иногда это воспринимается как непосредственное доказательство, что эта практика применялась. Тем более, что территория раннего христианства включала территорию Сирии, где эта языческая практика была очень сильно распространена.

М. Родин: И вы занимались сличением разных переводов Библии, чтобы обнаружить там эти знаки.

М. Медникова: Да. Это не секрет, что переводы Библии на разные языки отличаются и, скажем, тот текст, который известен нам, сильно отличается от английского перевода. Как раз ветхозаветные тексты в основном не совпадают, потому что в англоязычной версии буквально говорится о том, что «Нанесу имя Господа на руку свою». Поэтому это воспринимается зарубежными культурологами, историками, как свидетельство практики татуировок в эпоху бронзы и раннего железного века.

М. Родин: Насколько я понимаю, со времен христианизации Римской империи даже в наказание запретили наносить татуировки на лицо. Были конкретные законодательные акты, кажется, в IV в. н.э.

М. Медникова: Да, но были всплески этой традиции, как наказания. Скажем, уже в византийский период два священнослужителя были так наказаны императором. Но это было экстраординарное наказание.

Хотя в это же время на территории Европы, на севере, татуировки цвели пышным цветом. Прежде всего, у кельтского населения. Викинги очень долго придерживались языческой традиции. Известный текст Фадлана про похороны руса говорит о том, какие были татуировки, что они изображали. Потом с христианизацией скандинавского населения эта традиция ушла.

Очень любопытно, что существует параллелизм в развитии отношения к татуировкам на Японских островах. Там была невероятной древности культура Дзёмон. И по-видимому это древнее население практиковало татуировки всегда. Очень хорошо известны этнографии татуировки айнов. И потом население совершенно другого происхождения приходит через территорию Кореи.

Это население быстро стало негативно воспринимать татуировки. Опять же это связано с развитием государственности, письменности. Это становится знаком наказания. Японцы делали их на лбах преступников. Это описано еще в первом тыс.н.э. Наносился иероглиф «аку» (悪) и изображение собаки. А потом произошла любопытная инверсия. Профессиональные преступники якудза стали использовать это как знак отличия. И до нашего времени эта традиция сохраняется.

М. Родин: Вся Европа христианизовалась, настало Средневековье. Традиция умерла?

М. Медникова: Эта традиция, наверное, до конца неистребима. В христианских странах она замирает, но в каких-то обособленных группах она нет-нет, да проявляется. Причем во вполне воцерковленных. Например, феномен пилигримов, которые путешествовали из Европы на Восток. В момент совершения паломничества им наносили знак. Очень интересный момент путешествия и обособления групп людей.

Наверное, это отдельная большая тема, но есть основания думать, что любая изоляция, социальная либо физическая, запускает в мозгу человека некие архаические моменты поведения. И поэтому люди, которые скитаются долгое время, как моряки, паломники, или изолированы в тюрьме или проходят сложные обряды посвящения. Они иногда показывают примеры очень первобытного поведения, в том числе возникает тема татуировок.

Призываю всех прочитать замечательные работы В.Я.Проппа, в частности его классическое произведение «Исторические корни волшебной сказки», написанное еще в двадцатые годы. В частности, он там описывает сквозные сюжеты, характерные для некоторых европейских и русских сказок. Можно упомянуть такой сюжет, как «печать царевны». Молодая дочь правителя находится в изоляции, сидит в башне, допустим, и не имеет контактов с внешним миром. И герой при помощи какого-то волшебного спутника разрушает это заточение. И в это время царевна наносит ему какой-то неизгладимый знак. Наносит шрам в область лба, например. Они расстаются, и дальше только при помощи этого шрама она может его узнать, потому что в лицо его никак иначе узнать нельзя.

Здесь сочетаются и мотив изоляции, и мотив посвящения, и мотив статусного, священного брака, который пронизывает жизнь людей, начиная с их происхождения. Очень показательно, что в этот момент возникает тема татуировки, потому что она связывает людей в момент испытания.

М. Родин: Более того этот мотив встречается невольно даже в современной литературе. Расскажите про Гарри Поттера.

М. Медникова: Сюжет называется «Гарри Поттер: история шрама». Шрам на лбу Гарри Поттера - это идеальный образ татуировки именно в том смысле, в каком она была характерна для первобытного общества. Это неизгладимый знак, который виден всем, который помогает идентифицировать его владельца, предупреждает его об опасности, потому что в случае угрозы он начинает пульсировать. То есть он - оберег. И главное, что он возник в момент испытания, перехода, когда мальчик балансировал на грани жизни и смерти, когда на него напал Волан-де-Морт. На самом деле, это точно соответствует психологическому состоянию людей в момент обрядов перехода от подростка к взрослому, при выходе замуж и т.п.


М. Родин: Интересно было бы спросить у автора, насколько осознанно она этот мотив воспроизвела.

М. Медникова: Иногда, когда к авторам приходят такие сюжеты, они не осознают. Но сам этот архетип, который где-то в недрах нашего сознания присутствует, может прорваться на поверхность. Это те сюжеты, которые привлекают всеобщее внимание и делают эти произведения очень популярными.

Второй пример - это «Властелин колец». Когда Фродо бросает кольцо в жерло вулкана, у него Голлум откусывает палец и оставляет ему неизгладимый знак. Герой балансирует на грани жизни и смерти и он никогда уже не будет прежним. Он меняется не просто физически, он меняется психологически. Я не думаю, что это сознательная находка автора, но очень точная с точки зрения того, что мы знаем о людях прошлого.

М. Родин: И, как мы помним, Фродо таким как был, обратно не стал. Он так и не вписался в общество хоббитов, ему пришлось уплывать с эльфами.


Мария Медникова: Но он как бы занял более высокую ступеньку. Он «переродился» и примкнул к эльфам.

Михаил Родин: Как мы говорили в прошлой программе, отрезанные пальцы - это явление того же порядка, что и татуировки и клеймирование. В некоторых сообществах было принято при инициации отрезать девушкам фаланги пальцев.

история, тату, ритуалы

Previous post Next post
Up