Обычно считается, что скальпирование врага это что-то целиком и полностью туземно североамериканское. Впрочем, были мнения, что скальпирование было неизвестно доколумбовым индейцам и появилось только после прихода белых, но современная наука эти гипотезы опровергла, доказав, что скальпирование было известно до европейцев. Однако, такая практика не является прерогативой североамериканских индейцев и была известна в Евразии с очень отдаленных времен. Цивилизованные европейцы писали в 17 веке о кровожадности краснокожих дикарей, не подозревая, что их далекие предки не сильно отличались от коренных американцев. Смысл скальпирования обычно предполагает либо следование военной традиции, либо ритуальные действия (жертвоприношение или обезвреживание колдуна, сильного воина ведь волосы и голова - средоточие жизненных или магических сил), либо вид наказания или казни. Также известно частичное скальпирование в медицинских целях, но в этом случае оно несет совершенно иные смыслы, поэтому здесь его рассматривать не будем.
Источниковую базу скальпирования народов Европы и Азии могут составить как данные письменных источников, так и данные полученные с помощью археологии. Начнем с последних.
Я как-то упоминал, что европейцы неолита напоминают индейцев, чем персонажей стандартных рисунков из учебников истории (такие картинки слишком пасторальны, но древнейшие земледельцы скорее были "каинами" ,чем "авелями"). Отдаленное сходство есть и в традиции скальпирования.
Неолитическому датчанину из Дирхольмена кремневым ножом отделили кожу, совершив надрезы вокруг головы. Ему не сильно повезло, потому что кости его тела были отмечены следами разрезов и разрубов. Кто он? Погибший в сражении, обед каннибалов или ритуальная жертва. Другой скандинав, уже неолитический швед из Альвастры, был обезглавлен, после чего на одинаковой высоте над ушами вокруг головы были нанесены разрезы для отделения скальпа от черепа. Он либо ритуальная жертва, либо убит врагами и оскальпирован.
Люди трипольской культуры также практиковали скальпирование. Об этом говорят находки в Вертебе. См ссылку в конце
Свидетельства скальпирования для эпохи бронзы относятся к Восточной Европе. В Северном Причерноморье в катакомбных погребениях отмечены костяки с залитыми смолой черепами, на некоторых отчетливо отпечатались волосы. Л.С. Клейн предположил, что это традиция возврата скальпа умершему. Впрочем, вопрос требует детального изучения. Следы разрезов на черепе отмечены и у погребенного в катакомбе Калиновской курганной группы на Ставрополье, но однозначно интерпретировать их как скальпирование не представляется возможным. Следы возможного скальпирования несут и черепа двух абашевцев из знаменитого Пепкинского кургана. В целом, для эпохи бронзы подобные повреждения можно интерпретировать и по другому, в отличие от неолита.
Борремозе и Странби, Дания. Ранний железный век. В обоих местах обнаружены женщины со следами скальпирования. Эти погребения, вероятно, ритуальные, а обе женщины - жертвы.
Алтай. Второй Пазырыкский курган. Погребение скальпированного вождя.
И здесь археологическим источникам вторят письменные. Начинаются они с "отца истории". Геродот пишет о том, как скифы скальпируют побежденных врагов, а скальпы используют в качестве полотенец или как украшение. Схожие упоминания о скальпировании у скифов доносят еще два античных письменных источника.
Следующее сообщение - случай скальпирования семи братьев в Израиле. Затем Орозий сообщает о том, как римляне скальпировали убитых кимвров после битвы при Верцеллах. Аммиан Марцеллин сообщает о скальпировании, которое практиковали аланы. Четыре черепа из аланских погребений могильника Новый Ростовской области отмечены линейными разрезами. Данные фольклора часто дают более объемную картину, чем единичные письменные источники. Так, осетинский эпоха о нартах содержит такие строки:
"На Хазмийском поле, за Черным морем, живет Куцыков сын Елтаган, у него кожа на голове золотая, если ты силен, Созырыко, то убей Елтагана, сдери у него с головы кожу". Это упоминание не единственное в эпосе о нартах. В другой раз Созырко сдирает кожу у Муккары.
Далее:
Западная Сибирь. Черепная крышка из Сайгатинского VI могильника близ Сургута имели следы длинных разрезов.
Погребение датируется X веком и связано с обскими уграми. В 1320 г. францисканский монах Иоганка писал "Когда мы еще были в Баскардии, пришел некий посол из страны Сибирь. … Тот народ стягивает с головы мертвого человека кожу с волосами и почитает ее своим богом". Хантам и манси известно скальпирование, "радужно отливающую головную кожу" полагалось срывать клятвопреступникам. Вообще, в их фольклоре встречается множество упоминаний о скальпировании:
"Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на Обском острове на вершине лиственницы висит?" Герой одной из легенд - человек-Гагара, победив вражеского предводителя, "скальп с него снял и на самое высокое дерево в Отляре повесил". Другой пример : ""Удастся ли нам, двум мужам, отправляющимся в хлебородные земли чужестранцев, вернуться с нашими косатыми головами... или же наши отливающиеся головные кожи будут где-либо сняты каким-нибудь мужем". С.К. Патканов отмечал: «Чтобы доставить себе больше славы, а врагам унижения, победители имели обыкновение снимать с них их головную кожу (ух-сох). Ее эпитет в остяцких былинах - «радужным цветом отливающаяся» … Лишение головной кожи, вероятно, имело еще и другой мотив, именно основанный на своеобразном веровании остяков в загробную жизнь. Есть основания предполагать, что по их понятиям душа человека, лишенного скальпа, окончательно умирала. … Уважение к князю росло по мере накопления у него неприятельских скальпов. С другой стороны, побежденный богатырь, если еще не терял сознание, всячески старался помешать своему противнику лишить его головной кожи ..."
В Западной Сибири распространен был т.н. обычай срубания кос, когда побежденного противника демонстративно лишали скальпа или косы вместе с кожей или частью черепа.
Находки у Курганного могильника Иванов Мыс I показывают сколь обширными были повреждения
Однако, после них можно было выжить (если не умереть от инфекции). Обладатель этого черепа жил после скальпирования месяцы или годы.
Список скальпирований можно продолжить:
Славянский Рюген 9 века нашей эры. Ральсвик. Множество скелетов со следами разрезов и разрубов, в том числе на черепе. Ритуал, жертвы войны или следы каннибализма? Около 900 года н.э. западные славяне вырезают скальп священнику Оддару в виде креста.
Средневековый Ольденбург. Скальп мужчины повешен ему на шею. Средневековый немецкий Дризен. Двое мужчины оскальпированы, снята кожа и со спины. В 1220 кодекс саксонских законов в Северной Германии предусматривал наказание повторно попавшихся воров в виде лишения скальпа. В 1159 году один из рыцарей, Бертольд фон Урлах, был скальпирован победителями при осаде Кремы.
Последнее свидетельство скальпирования связано с Западной Сибирью. Во время Казымского восстания ханты и ненцы ритуально убили пятерых людей из советской бригады и оскальпировали.
Таков список свидетельств скальпирования у народов Европы и Северной Евразии. Он несомненно пополнится. Да и в таков виде он неполон. При написании этого поста в последний момент добавил находку из Вертебы.
Д. И. РАЖЕВ, О. Е. ПОШЕХОНОВА. ОБЫЧАЙ СРУБАНИЯ КОС У СРЕДНЕВЕКОВЫХ ВОИНОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Выпуск № 10 / 2009
http://istorja.ru/forums/topic/2588-skalpirovanie-u-voinov-zapadnoy-sibiri/ Лушина А.В. К ВОПРОСУ ОБ АРЕАЛАХ СКАЛЬПИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИИ // ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ, ОБРЯДЫ, РИТУАЛЫ: ПАМЯТНИКИ И ПРАКТИКИ.сборник научных статей. Зимовники, 2015
https://www.academia.edu/22008622/К_вопросу_об_ареалах_скальпирования_в_Евразии_To_a_question_on_scalping_areals_in_Eurasia Карачаров Константин Геннадьевич, Ражев Дмитрий Иванович Обычай скальпирования на севере Западной Сибири в средние века // ВААЭ. 2004. №4.URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/obychay-skalpirovaniya-na-severe-zapadnoy-sibiri-v-srednie-veka (дата обращения: 01.06.2017).
Медникова М. Б. Скальпирование на Евразийском континенте // РА. 2000. № 3. С. 59-68.
The Verteba Cave: A Subterranean Sanctuary of the Cucuteni-Trypillia Culture in Western Ukraine
https://www.researchgate.net/publication/305209798_The_Verteba_Cave_A_Subterranean_Sanctuary_of_the_Cucuteni-Trypillia_Culture_in_Western_Ukraine