Кельты, языки и молоко

Dec 26, 2021 20:00




Недавно вышла одна очень и очень интересная статья. Он посвящена исследованию генетики жителей Британских островов периода бронзы.  Казалось бы, довольно узкая тема, но авторы привлекают действительно огромный массив данных не только по островам, но и по континентальной Европе. Там вам и Галльштатт, и Латен, и культуры до них. Образцы уже доступны. Их можно сравнить, например, на G25. И сюрпризов при таком сравнении масса. Плюс для значительной части образцов известны однородительские маркеры.  По хорошему, в этих данных еще разбираться и разбираться. Можно найти интересные подводные камни. Об этом в конце. Вероятно, по этой теме еще будет пост, а сегодня речь пойдет о самом исследовании, и о том, что в итоге выяснилось.

Чтобы все было понятно, придется начать издалека. Большая часть современных европейцев с точки зрения популяционной генетики - это сумма трех разных компонентов. Самый ранний жил в Европе с мезолита - компонент западных охотников-собирателей (western hunter-gatherers, WHG). В неолите в Европу пришло новое население, земледельцы из Анатолии (early european farmers, EEF), смешавшись с охотниками. И третий компонент добавился в позднем неолите и в эпоху бронзы. Он пришел из восточноевропейских степей, его называют либо Steppe, либо Yamnaya. У современных европейцев эти три компонента находятся в разных пропорциях по отношению друг к другу. У кого-то больше EEF, у кого-то меньше, у кого-то очень много Steppe, а у кого-то очень мало и так далее. То же самое справедливо и для древних времен.

Современные люди из Уэльса и Англии имеют большую долю  компонента европейских неолитических земледельцев EEF, чем люди раннего бронзового века, которые населяли эти территории много лет назад. Т.е. после эпохи ранней бронзы явно случилась какая-то миграция, которая увеличила количество EEF. Британские острова, как известно, служили источником многих миграций, но они как правило происходили с севера, где доля EEF была еще меньше.

Исследователи изучили данные по всему геному от 793 человек, увеличив базу образцов от среднего до позднего бронзового и железного века в Великобритании в 12 раз, а в Западной и Центральной Европе - в 3,5 раза. Это очень много.  И география действительно огромная. От Испании до Венгрии и Словакии.




В результате выяснилось, что между 1400  и 870 гг. до н.э. на Британские острова произошла крупная  миграция нового населения. Настолько крупная, что половина предков нынешних жителей Англии и Уэльса пришла вместе с этой миграцией.  Некоторые из образцов оказались мигрантами первого поколения. Вместе с этим населением росла и доля EEF. Она увеличилась в Англии и Уэльсе с 31,0 ± 0,5%  в медном и раннебронзовом веке(n = 69), до 34,7 ± 0,6% во время средней бронзы(n = 26), до 36,1 ± 0,6% в позднюю бронзу (n = 23) и стабилизировалась на уровне 37,9 ± 0,4% в раннем железном веке.



График, показывающие увеличение EEF в Британии. Снизу цифры - года, слева количество процентов EEF.

Также можно посмотреть, как изменилась пропорция EEF в других регионах.



Стоит сказать, что миграция эта была не одномоментная, а растянутая на несколько сотен лет. Кроме того, расселение по Англии не было быстрым делом. Сначала новые люди появились на территории будущего Кента и долгое время там и оставались. Начиная с 1000 года до н.э. они распространятся по всей Англии и Уэльсу, не проникая только на север, в Шотландию.

На Британских островах новоприбывшие столкнулись с потомками местного варианта культуры колоколовидных кубков. А вот кем были сами пришельцы пока не совсем понятно. Наиболее похожи они на жителей Франции того времени, но из какого региона пока трудно сказать - нужны более обширные выборки. Мигранты принесли новые обычаи, например, захоронение кладов и некоторые ритуальные практики.

Авторы считают, что это миграция могла способствовать языковым изменениям.  Возможно, пришельцы принесли кельтские языки на Британские острова. А возможно, на кельтском уже говорили в Британии к моменту миграции. В таком случае местные жители могли говорить на гойдельских языках, а мигранты принести бриттские.

Интересно, что в железном веке кельты Британии были генетически обособлены от континентальных кельтов. К примеру, доля EEF в Великобритании в железном веке была 37,9 ± 0,4%, существенно отличаясь от большей части современной  им Западной и Центральной Европы -  52,6 ± 0,6% в Иберии, 49,8 ± 0,4% в Австрии, Венгрии и Словении, 45,4 ± 0,5% в Чехии, Словакии и Германии, 45,6 ± 0,5% во Франции и Швейцарии и 34,4 ± 1,2% в Нидерландах.

В Британии раннего железного века, тем не менее, тоже существовала региональная вариабельность предковых компонентов, тех самых EEF, WHG, Steppe. Увидеть ее можно на табличке. Кроме того, столбец Continental справа отражает рассчитанную долю предков с континента для каждого из регионов.



Еще один интригующий момент - толерантность к лактозе. Способность переваривать сырое молоко была редкостью на Британских островах и оставалась редкостью примерно до 500 года до н.э, но затем вдруг становится распространенной за тысячу лет до того, как жители Северной Европы массово смогли переваривать сырое молоко.  К примеру, сейчас 73% современных британцев имеют аллель, позволяющую переваривать сырое молоко. А в 500 г. до н.э. их было 50%. В это же самое время в Иберии всего   ~ 9% по сравнению с ~ 40% сегодня, в Центральной Европе (Австрия, Венгрия, Словения, Чехия, Словакия и Германия) ~ 7% по сравнению с ~ 48% сегодня.  Причем тут дело не в миграции - пришельцы в Британию обладали такими же частотами, как и на континенте. Однако, вероятно, использовали молочные продукты как-то иначе, чем там, из-за чего вследствие отбора процент людей, имеющих аллель, сильно увеличился.  Авторы предполагают, что одной из причин этого отбора могли быть трудности с чистой водой или пропитанием, вследствие чего молоко становилось заменой и того, и другого. Но для выявления точных причин  успеха отбора необходимы дальнейшие исследования.

Large-scale migration into Britain during the Middle to Late Bronze Age

https://reich.hms.harvard.edu/sites/reich.hms.harvard.edu/files/inline-files/Patterson_BritainMigration_Nature_MainManuscript_2021_1.pdf

https://www.nature.com/articles/s41586-021-04287-4

Ancient mass migration transformed Britons' DNA

https://www.bbc.com/news/science-environment-59741723

А теперь важный пример почему эта статья и образцы из нее очень важны. Для затравки. Есть там среди прочего довольно большая выборка из Венгрии латенского времени. В целом выборка ближе всего к современным жителям Оверни, швейцарцам, окситанцам. В общем, это кельты. Однако в этой выборке есть т.н. аутлаеры. Это единичные образцы, которые отклоняются от выборки, не родственны ей. Словом, это какие-то чужестранцы, путешественники, которым не повезло (а может наоборот повезло) умереть вдали от родных мест. Вот среди венгерских аутлаеров есть вот такие персонажи.

Три образца, три разных человека. Я прогнал их через калькулятор с современными популяциями. И вот к кому ближе всего они оказались. Чем меньше цифра дистанции, тем ближе. Чем зеленее, тем ближе.



кельты, языки, генетика, бронзовый век

Previous post Next post
Up