Жизнь, увы, пока не налаживается. Сами-знаете-кто с разных сторон прикладывают все силы, чтобы поддерживать в нас страх, ненависть и недоверие. У самых стойких уже заканчивается толерантность, люди расходятся по разным лагерям, перестают друг друга слушать и начинают сочинять такие страшилки, чтобы больше никогда не вернуться. К счастью, ещё далеко не все связи разорваны. К несчастью, процесс уже раскрутили настолько, что я не знаю, затихнет ли он теперь, даже если вдруг все прекратят нагнетать. Потому что тут действуют четыре аварийно-кризисных механизма психики...
Влипание
Мы ценим и считаем своим то, во что вложились. Так уж мы устроены. Вещи, дела, отношения, обстоятельства. Ещё нет ничего, не получили, не сделали, ещё даже перспективы не ясны, но вклад сделан - значит, оно уже наше. Вкладываться можно чем угодно: деньгами, силами, временем, местом, ресурсами... даже фантазиями можно, если фантазии качественные. Вложились на часть, а вещь уже вся воспринимается как своя. Просто так отдавать её жалко, потерять обидно. Её ещё нет, а в мыслях она уже есть, уже наша. В таких условиях не получить ожидаемое - всё равно что потерять. Как это - не будет? Вот же, уже всё вымечтано, обдумано, ресурсы потрачены! Какая сволочь спёрла? А если уж удалось подержаться за краешек, то уже совсем своё.
Чем больше вложено сил, времени и ресурсов, тем результат ценнее. Тем обиднее потерять. Как же так, ведь столько уже потрачено? И что, всё зря? Всё просто пропало? Это, в общем, полезное качество. Во всяком деле бывает нужно упорство. Не идёт, не ладится, надо перетерпеть, собраться, дождаться, дожать, дотянуть - и тогда будет. А если бросить на полпути, то ничего не будет. Вот тут-то и помогает отношение к вещи как уже к своей.
Беда в том, что механизм это простой, для небольших коротких дел. Дотянуться до бананов, достроить гнездо, выплясать благосклонность сексуального партнёра - и уже хорошо. Если не получилось, то это обидно, конечно, но сил впустую потратили немного. Не так страшно. Когда же мы влипаем в долгосрочные отношения, в масштабные проекты... Корпорации и государства вкладывают десятки миллионов в заведомо провальные проекты только потому, что уже успели вложить туда сотни миллионов. Изжившие себя отношения тянутся и тянутся только потому, что ну столько же лет и сил друг на друга потратили, хозяйство опять же налажено, полный сарай дерьмоедов... Учёба дотягивается до защиты диплома, а потом и диссертации, хотя от предмета тошнит и давно понятно, что больше никогда им заниматься не захочется. Но столько ведь лет уже потрачено - и что, зря?
Тяжелее всего, когда в дело вложены не деньги и не время, а человеческие жизни. Очень трудно, почти невозможно признать: мы зашли не туда, надо повернуть - когда на пройденном пути остались погибшие. Это что же, люди умерли впустую? Оставить такое дело - это не просто потерять вложения, это предать память. Так начинаются войны, десятилетние вендетты и столетняя вражда.
Очень трудно, больно и обидно бывает признать: я влип в провальное дело, впереди сплошные убытки и разочарования, надо срочно останавливаться и поворачивать, чтобы спасти хотя бы то, что ещё осталось. Я проиграл, не сумел, подвёл, не оправдал. Но собраться, дотянуть и дойти до неправильной цели будет ещё больнее.
На любом пути важно приостанавливаться, на время забывать о вложениях и сверяться: а правильно ли я иду? Точно ли этого хочу? Стоит ли оно оставшихся у меня сил? Только честно. И тогда уже идти дальше или менять цель.
Быстрые решения
- Отвечать, не раздумывая! - раздался властный голос за лампой. - Имя!
- Драконыч, - ответил Горыныч, не раздумывая.
Б.Штерн. "Горыныч"
Человеческая свобода расположена в паузе между стимулом и реакцией.
Р.Мэй
Мы, люди, думаем медленно. Логическое мышление, анализ и синтез, непредубеждённая оценка альтернатив - это всё не врождённое. Способность думать принадлежит не отдельному человеку, а сообществу. Само не получается, этому надо долго учиться, потом тщательно следить за чистотой мышления, сверяться с рассуждениями других людей... Это медленно и утомительно. Зато выгодно для долгосрочной безопасности и достижений.
Что мы умеем быстро, так это реагировать на рефлексах и эмоциях. Увидел добычу - успей кинуть копьё, заметил в кустах чёрно-рыжий полосатый бок - успей взлететь на дерево, повстречал симпатичную самку - успей распушить перья и сплясать брачный танец, пока другие не успели раньше. Простые, понятные, древние вещи, когда скорость важнее точности. Лучше лишний раз ошибиться, чем протормозить и помереть, не оставив потомков.
Оба способа хороши, каждый для своих целей. Плохо, когда они смешиваются. Эмоции-то мне неподконтрольны. Что бы ни случилось, у меня в полсекунды готовы бессознательная оценка и типовая шаблонная реакция. А если никакой тигр мне тут не грозит и добычу срочно ловить не нужно? Если последствия решения аукнутся в моей жизни не сейчас и не завтра, а через месяцы, годы и десятилетия? Когда вопрос быстрой смерти не стоит, ошибки выходят на первый план.
Не случайно нечистоплотные коммивояжёры и телемаркетёры пугают: решайте быстро, товар заканчивается! Про НЛПерскую технику "разрыв шаблона" все слышали. Или вот влюблённость с первого взгляда. Она бывает, да только это не люди друг друга заметили, а их тараканы. Люди так быстро замечать и знакомиться не умеют... Ну и для выборов и референдумов не просто так дают многие месяцы на подготовку и обдумывание решений.
Если вас подгоняют с решением - значит, мошенничают. Если новости поданы так, что в душе вскипают бурные эмоции, которые немедленно хочется излить - значит, эту вашу реакцию планировали в своих целях. Не на вашу пользу. "Не спеши объяснять другим то, что сам только лишь понял - ты понял далеко не всё" (К.Прутков-инженер).
Спасение от этих ловушек одно: суметь выдержать паузу между стимулом и своей реакцией. Натренировать в себе эту привычку как рефлекс. Ведь рефлексы сами по себе не плохи - когда уместны.
Генерализация
Мы, люди, приспособлены жить в небольшом племени. Об этом
я уже писал однажды. Слишком много разных людей в нашу голову просто не помещаются. А если надо их поместить? Если их тысячи, миллионы, десятки миллионов? Выход только один: группировать, обезличивать и навешивать ярлыки. Это Монтекки, это Капулетти. Это хуту, это тутси. Это россияне, это украинцы. Это остроконечники, это тупоконечники. По-другому не получается, иначе вообще невозможно думать об этих толпах людей.
При этом, в лучшем случае, индивидуальные особенности людей теряются, а остаётся только то немногое, что их объединяет. Из тысяч жителей Бухары образуется один Большой Бухарец. Это в лучшем случае. А ведь можно эти общие групповые черты и нафантазировать. Дело не хитрое, а собирательный образ всё равно так далёк от каждого отдельного человека, что почти нет разницы: то ли это реальные общие черты, то ли выдумки. Очень удобно, чтобы завидовать, презирать или ненавидеть.
Вот только действует это ровно до тех пор, пока вся эта безликая толпа держится в отдалении. Издали отдельных людей не видно, а виден общий обезличенный монстр, как в рассказе
Я.Зайделя "Боевое крещение". Стоит подойти поближе, и в группе проявляются конкретные люди. А дальше... Один из классических сюжетов: волею судьбы участники враждующих кланов видят друг друга - и становятся друзьями, союзниками или любовниками. Такие дела.
Мы ведь приспособлены жить в небольшом племени, узнавать отдельных людей в лицо и налаживать с каждым личные человеческие отношения. Мы не умеем любить собирательный образ. Образ можно ненавидеть. В лучшем случае, можно уважать. А любить - только отдельных людей.
Поляризация
Когда всё сложно, смутно и тревожно, когда не хватает душевных сил, чтобы различать отдельных людей и сопереживать каждому, когда не получается думать и реакции следуют за стимулами без пауз, когда слишком трудно остановиться и сверить курс - тогда мы начинаем упрощать, чтобы не свихнуться.
Вообще-то жизнь разнообразна. У каждой вещи много аспектов, и все одновременно. Крокодил зелёный или плоский? Хамелеон зелёный, синий или красный? Вода при нуле градусов - это жидкость, лёд или пар? Жена любит или ненавидит мужа, с которым живёт пять лет и все пять лет он её бьёт? Человек делает хрень или хочет как лучше? Лекарство горькое или полезное?
Это трудно - заметить все стороны, всё оценить, увязать, понять и взвесить. Иногда просто невозможно принять всё сразу, что-то приходится отбрасывать; а решать, чем пожертвовать - сложно и болезненно. А сил и так нет.
Тогда помогает выкрутить контраст и получить простую чёрно-белую картинку. Ты за них - значит, ты против нас. Кот не может быть хорошим с точки зрения мышей. Это наёмники и диверсанты, наших там нет. Это вражеские козни, а не наши глупости. И так далее. На самом деле везде - И то, И другое, И ещё третье-четвёртое-пятое. Но в мозги сейчас влезает только безусловная бинарная альтернатива. Халк злой, Халк ломать.
Это полезная черта, когда надо быстро действовать. Некогда думать и взвешивать, или я их, или они меня.
А мне надо быстро действовать? Вот прямо здесь и сейчас, когда я читаю эти строки - мне что-то угрожает? Мне некогда подумать и увидеть оттенки? Да, мне тревожно. Да, я мало что понимаю. Да, у меня нет сил. Но мне ж зато и не надо быстро бить или убегать. У меня есть время, чтобы увидеть стороны. Чтобы услышать людей. Чтобы понять: вот этот человек с другой стороны - он сейчас способен замедлиться и постепенно понять меня, или он пока что рвётся немедленно бить и убегать?
[
DW ]