May 02, 2016 10:17
На конференции по аутизму израильтянка рассказывала о реформе в ее стране инклюзивного образования для детей с особенностями развития.
В процессе выступления она неожиданно (для меня) заявила примерно следующее: мы переходим от концепции гуманизма к концепции прав человека.
Меня эта мысль сначала несколько ошарашила. До сих пор не приходило в голову идею гуманизма и идею прав человека противопоставлять.
Между тем применительно как раз к конкретному случаю, о котором она говорила, разница довольно прозрачная.
Если в первом случае семья ребенка с особенностями развития, страдающего аутизмом, синдромом Дауна или ДЦП, воспринимается как объект милосердия со стороны общества, то во втором ее члены оказываются такими же полноправными членами общества, которым общество может, а, следовательно, и должно обеспечить осуществление прав на лечение, учение и социализацию.
И следствия из этой перемены подхода оказываются очень существенные - связанные, в частности, с участием родителей и самого ребенка в выборе формата обучения, выборе того, чем он в дальнейшем будет заниматься и так далее.
Есть над чем поразмыслить.