Вот читал замечательную
статью в "Ъ" об исчерпанности нынешней модели роста (главный вывод - дальше расти в рамках нынешней модели некуда, ограничителем будет недостаток квалифицированного персонала), а сам задумался о другом.
Получилось как в старом армейском анекдоте: " - О чем вы думаете, рядовой Иванов, глядя на свои нечищенные сапоги? - О бабах. - А почему о бабах? - А я о них всегда думаю." :))
О старой русской проблеме. О границах и личном пространстве. Которое для россиян уже много веков - тайна за семью печатями. Об этом еще в позапрошлом веке много писали - не хватает нам чувства собственного достоинства.
При чем тут бизнес, скажете вы? Да при всем.
Первый пример. Молодая девушка (жена моего старинного друга) организовала вместе с подругой небольшой бизнес по пошиву спецодежды. Дело малюсенькое, но на нормальную жизнь хватало. Доли, как вы догадываетесь, "фифти-фифти". Потом наша героиня забеременела. Пока была в декрете, подруга дело развивала, докупила оборудования. Ну и когда пришла пора выходить из декрета, Н. (назовем ее так) столкнулась с предсказуемой реакцией подруги: "А хуле?" Типа, "я тута пахала, пока ты своему какашки поттирала, и сейчас тута все мое". Н. проглотила обиду, решила "не связываться" и с темы съехала. Сейчас думает, чем бы в жизни заняться. Классика? Классика. Другой вариант этой вечной истории обычно разыгрывается среди мужчин - тяжелый конфликт, порой с причинением тяжких телесных, увы, иногда несовместимых с жизнью. Смотрим фильмы о 90-х.
Тут можно говорить о неграмотности (она есть), о неумении договариваться на берегу и т.д. Все верно. Но мой любимый метод - метод "5 почему". Почему не договорились на берегу? Почему все не оформлено, как полагается? Да очень просто - наши героини не вполне ощущают, что совместное предприятие - это как совместное плавание двух кораблей. Вместе, пока выгодно. У них все спутано - "твое, мое, наше".
Дальше интересней. Защищать свои интересы Н. считает недостойным занятием. Нервным и неприятным. Конфликтным. Не хочет портить отношения с подругой. Я в таких ситуациях всегда удивляюсь - ну где здесь конфликт? Почему просто не сказать: "Родная, дело мы начали вместе. Я очень ценю наши отношения и хочу их сохранить. Именно поэтому я предлагаю разойтись полюбовно. Давай оценим наши вклады, я заберу свою долю и мы мирно разойдемся". Понимаю, что это реально только при адекватности второй стороны (ее здесь не наблюдается). Но и без нее все можно решить - есть суд. Большинство сограждан суды воспринимает с недоверием (очень зря) и как конфликт (тем более зря). На самом деле, суд - счастливый способ "не стрелять друг в друга". Еще есть такой институт, как медиация. Старое доброе посредничество воров в законе и других авторитетных личностей, как раз, из этой сферы. Скажете, это окончательно рассорит подруг? Да ничуть. Отношения уже расстроены бесповоротно. Прежними они не станут никогда. Все уже случилось. А здесь, при достаточной зрелости обеих сторон, есть шанс постепенно восстановить отношения.
Понятно, что на практике таким образом никто не действует. Потому что отношения, личные пространства, бизнесы и прочая наших граждан - слипшийся комок непропеченного теста. В вышеописанной ситуации у девушек еще общий дом (!!!). Т.е., дом на два подъезда. Ну как же, мужья дружат, они дружат - отчего же не построить общий дом? Представляете, в какой они западне теперь? Короче, занимая сопку, первым делом думайте о путях отхода ;)
Второй пример. Близкая родственница проработала на одном уважаемом городском предприятии (все екатеринбуржцы его хорошо знают) много лет (лет 20, что ли). Потом руководство решило от нее избавиться. Без особых поводов, просто родственнице стало много лет (52), на ее место была какая-то нужная девушка. Может, чья-то родня, может, просто им захотелось свежей крови. Мою родственницу (далее - Т.) начали прессовать, вынуждая уволиться. Лишили премии. Незаконно. Ну и Т. решила уволиться. Я ей предложил другой вариант. Мы идем к руководству, разговариваем полчаса, и она увольняется не по собственному, а по соглашению сторон с выплатой трехмесячного среднего заработка. Опыт таких переговоров у меня имелся, как склонить руководство на мои условия я представлял. Считал и считаю, что в описанной ситуации нормальная компания так себя вести и должна. Выбивать многие тыщи, действительно, было бы непорядочно. А вот заставить выплатить минимальное пособие для человека, остающегося без средств к существованию (попробуйте устроиться на работу в 52 года без высшего образования). Плюс добавим испорченное зрение и позвоночник (работа была такая, аттестация рабочих мест не проводилась, вредные факторы игнорировались, режим труда и отдыха не соблюдался).
Итог истории, конечно же, известен. Т. уволилась по собственному, потому что "не захотела связываться". Меня от этих слов аж подбрасывает. Ей бы даже приходить не пришлось, все бы сделал я. И конфликта там бы не было - я бы просто разложил бы перед ними свои аргументы, и любой здравый человек в их ситуации не стал бы спорить.
Откуда это нежелание защищать свои права? Все оттуда же - мы не ощущаем, где лежит мое. Свое надо защищать последовательно и непреклонно. Чужое трогать нельзя. Об общем надо заботиться сообща. Все просто. И нереально в нашей стране. Потому что все эти понятия навеки травмированы и искажены. У нас по-другому. Все его. Государства, начальника, еще кого-нибудь. Мы все свое ему отдали, чтобы он нам, скажем, величие организовал. Сталин, например. Подумаешь, люди гибли, подумаешь, нищета везде. "Зато мы делаем ракеты". Или Путин.
Ну а раз все кругом его, то и потырить немного незазорно. А лучше - много. И заботиться ни о чем не надо. Ибо "его" означает "ничье". А раз ничье, отчего бы не наклониться?
Таких примеров в моей копилке масса.
Пилоты гражданской авиации, жалующиеся на нарушение их режима отдыха (на собраниях никто не встанет и не скажет - больше мы этого не потерпим, а если кто и встает, его выдавливают, а товарищи языки в жопу и держатся за работу). Такие мелочи, как риск для пассажиров, мало кого волнуют, когда на кону любимая работа. Наша подруга, которая из-за опасения испортить отношения с агентом (подруга подруги) соглашается купить очень дорогую вещь с явным недостатком (причем ранее специально оговаривалось, что с таким недостатком вещь не нужна). Когда уже при оформлении сделки недостаток всплыл, возражать уже было "неудобно"...
И все наши политические беды оттуда же. Понятия собственности нет. Понятия личного нет. Ведь личное, права и свободы базируются на восприятии "твое-мое", на ощущении личной неприкосновенной собственности. (Поэтому, кстати, практически невозможно быть работодателем детдомовцев. Мне их очень жалко, но на работу их брать не стоит. Все личное у них очень травмировано, углубляться в посте не буду, если интересно, могу рассказать отдельно). А у нас квартиры в личную собственность начали давать (заметили, "давать" - во мне это тоже сидит) совсем недавно. И до сих пор ощущение, что наша собственность - лишь наряд от государства: "Ну эта, повладей пока. Тока смори у меня". Отсюда кумовщина, коррупция, судебная система, система политическая, устройство экономики. И прочая, прочая, прочая.
Ну вот, все у меня.
Вы спросите - а делать-то че? Да ниче. Куем добавленную стоимость, формируем первоначальную собственность. И готовимся защищать ее. Если надо, с оружием в руках. Потому что это - святое. Потому что собственность - это достоинство. Потому что первая наша собственность - это наша личность. Которую ни одна сволочь трогать права не имеет.
Update: Парадоксальное следствие из написанного. По этим самым причинам мы и объединяться толком не умеем. Потому что чтобы качественно объединиться, надо сначала качественно разъединиться.